Воспитательная программа «Воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым
Программа
«Воспитание и развитие у школьников гражданского долга,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей»
на 2015/2017 г.г. для воспитанников 9-11 классов
Пояснительная записка
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д. Ушинский
С воспитания любви к родной школе, к отчему краю, с формирования гражданского самосознания, с формирования осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре, ответственности за судьбу Родины начинается воспитание патриотизма и гражданственности.
Современная жизнь с ее социально экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. Задача педагогического коллектива и в частности классного руководителя сделать все, чтобы ребенок чувствовал себя в школе хорошо. Всё это нужно учитывать в воспитательной деятельности во внеурочное время.
Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития интеллектуальной, духовно и морально зрелой личности, готовой противостоять асоциальным явлениям, успешно адаптироваться к любым жизненным ситуациям и самореализовываться в обществе. Поэтому педагогический коллектив школы работает по следующим направлениям:
Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Внеурочная работа в классе – это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций. Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи. В этой форме в классе осуществляется работа с различными категориями детей: одаренными, слабо успевающими, имеющими различные проблемы. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем в классе должно проходить совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
При этом акцент делать на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Воспитание любви к родине начинается с воспитания любви к своему краю. Целью работы классного руководителя в этом направлении является формирование у воспитанников осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю. Патриотическое воспитание сегодня как никогда значимо, рост бездуховности и преступления в сфере молодежи не может не вызвать беспокойства за будущее страны, возникает потребность в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях.
Цели и задачи программы:
Цель - воспитание и развитие гражданского долга и патриотизма у подростков.
Для этой цели я использую все возможности, как учителя, так и классного руководителя. Особое внимание я уделяю в работе гражданскому воспитанию.
Предметом моего исследования является процесс формирования духовно-нравственных и социальных ценностей у учащихся.
Объект изучения – нравственные качества личности, такие, как любовь к родной земле, ответственность за тех, кто рядом, уважение ко всем, живущим на земле, бережливость, стремление сделать мир добрее и лучше.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
расширение представлений об истории Родины, России;
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, населяющих наш полуостров;
воспитание и привитие любви к «малой родине»;
развитие творческих способностей детей;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений навыков правового поведения;
создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.
В системе воспитательной работы использую такие формы организации воспитательной деятельности: классные часы, дискуссионные занятия, конференции, круглый стол, игровая деятельность, интеллектуальные классные викторины, индивидуальные беседы, участие в общешкольных и районных соревнованиях, общешкольные творческие конкурсы, анкетирование с последующим анализом.
Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, запланирована следующая тематика классных часов:
«Я гражданин и патриот России» – цикл классных часов по патриотическому воспитанию;
«Я – Мы – Семья – Родина» – цикл классных часов, направленных на воспитание нравственной, социально зрелой личности;
«Твоя жизнь – твой выбор» – цикл классных часов по воспитанию устойчивого развития личности;
«Красота спасет мир» – цикл классных часов, направленных на художественно-эстетическое воспитание;
«Моя земля – мой дом» – цикл классных часов по экологическому воспитанию.
Мероприятия, направленные на воспитание патриота и достойного гражданина России:
Празднование памятных дат России;
Школьный конкурс «Смотр строя и песни»;
Спортивные соревнования «Богатырские забавы», спортивные игры, эстафеты.
Военно-исторический клуб «Отечество»;
Субботники (уборка памятников, погибших в ВОВ);
Конкурсы: сочинений, рисунков, чтецов, посвященные знаменательным датам;
Походы по родному краю, экскурсии по достопримечательностям села, города, края.
Уроки мужества, памяти.
Нормативная база по воспитательной работе:
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ);
Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года);
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. От 10.07.2012) «Об образовании» Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыми и последствий потребления табака»;
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 5 ноября 1995 года;
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 года;
Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 годы»;
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2011 №195-ФЗ (ред. От 02.11.2013) (с изм. И доп., вступающими в силу с 05.11.2013);
Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
Национальная доктрина образования в российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011/2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября2010 г. №795);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основные направления реализации программы:

Месячник Цели месячника 2014/2015 учебный год 2015/2016 учебный год 2016/2017 учебный год
Сентябрь
Месячник Всеобуча. Формирование здорового образа жизни
Создание условий для получения всеми детьми школьного возраста
среднего (полного) общего образования. Пропаганда здорового образа жизни.
Классные часы:
«Моя малая Родина» (беседа с элементами викторины);
Организационный
классный час;
Беседа о законе РФ «Об образовании»;
«Школьный дневник Беслана»;
Тематический классный час «Здоровье – путь к успеху» (работа в группах);
Классное собрание;
Урок мужества «Юные герои Первой мировой войны»;
Урок-лекция «Крымская война 1853-1856 годов»;
Беседы:
«Автомобиль. Дорога. Пешеход»;
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
Травматизм и его предупреждение.
Работа с самоуправлением:
Выбор актива класса.
Определение обязанностей членов совета класса.
Оформление классного уголка.
Распределение обязанностей по подготовке праздника.
Организация генеральной уборки.
КТД:
День знаний. Торжественная линейка.
День Здоровья.
Работа с родителями:
- Общешкольное родительское собрание. Классное родительское собрание «Вместе в будущее наших детей»;
- Посещение трудной семьи.
- Индивидуальные беседы, консультации с родителями. Классные часы:
Организационный классный час;
Тематический классный час «Право на образование» (работа в группах + анкетирование»;
«Вредить здоровью глупо!» (беседа с элементами инсценировки);
«Не конфликтность, уважение, толерантность» (3-я среда, диспут, просмотр видеофильма);
Классное собрание.
Беседы:
Дорожная аварийность и травматизм;
Простудные заболевания. Профилактика.
Как вовремя покинуть место пожара. Средства борьбы с пожарами.
Работа с самоуправлением:
Выбор актива класса, распределение обязанностей;
Оформление классного уголка;
Организация дежурства по школе (распределение обязанностей);
Организация генеральной уборки;
Организация дежурства по буфету;
Выпуск открытки к празднику.
КТД:
День знаний. Торжественная линейка.
День Здоровья.
Работа с родителями:
- Общешкольное родительское собрание. Классное родительское собрание «Профессиональная направленность и профессиональные интересы».
- Посещение трудной семьи.
- Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
Классные часы:
Организационный классный час;
«Образование – основа будущей карьеры» (диспут);
Тематический классный час «Береги здоровье смолоду» (работа в парах +презентация);
«Подросток и правонарушения» (3-я среда, беседа);
Классное собрание.
Беседы:
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
«Чистое помещение – залог здоровья».
Газ на пользу человека. Чтобы не было беды.
Работа с самоуправлением:
Выбор актива класса, распределение обязанностей;
Оформление классного уголка;
Организация дежурства по школе (распределение обязанностей);
Организация генеральной уборки;
Организация дежурства по буфету;
Выпуск открытки к празднику.
КТД:
День знаний. Торжественная линейка.
День Здоровья.
Работа с родителями:
- Общешкольное родительское собрание. Классное род. Собрание «Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии»;
- Посещение трудной семьи.
- Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
- Организация работы телефонной линии;
Октябрь
Месячник правовых знаний Формирование правовой культуры учащихся через привития уважения к правам и свободам человека; обеспечение знаний и выполнение учащимися Законов РФ.
Классные часы:
«На страже Родины» ко дню Сухопутных войск (беседа);
Тематический классный час «Свобода. Как мы ее понимаем?» (беседа с элементами игры);
«От ответственности до преступления один шаг» (3-я среда, дискуссия);
«Взгляд в будущее: что нас ждет» (беседа с элементами дискуссии);
Классное собрание (отчет старосты, учебного сектора).
Беседы:
«Это может случиться с каждым» (ПДД);
Об основах антитеррористической безопасности;
О правильном питании;
Величество – электричество.
Работа с самоуправлением:
Обновление классного уголка (график дежурства, план работы на месяц);
Уход за комнатными растениями (цветовод);
Проверка дневников и учебников;
Участие в концерте ко дню Учителя.
Организация досуга во время осенних каникул.
КТД:
Конкурс букетов, открыток ко Дню учителя;
Праздничный концерт ко дню Учителя;
Работа на пришкольном участке.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости;
- Посещение многодетных семей;
- Родительско-педагогическое патрулирование во время каникул.
- Ознакомление с предварительной ведомостью. Классные часы:
Тематический классный час «Закон на нашей Земле» (деловая игра);
«Жизнь – бесценный дар» (беседа);
«Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» (беседа);
Классное собрание (отчет старосты, дисциплинарного и учебного секторов).
Беседы:
«Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП»;
О правилах поведения во время теракта;
Умей отдыхать, соблюдай режим дня;
Служба пожарной безопасности. Пожарные. Пожарное оборудование.
Работа с самоуправлением:
Обновление классного уголка (график дежурства, план работы на месяц);
Уход за комнатными растениями (цветовод);
Проверка дневников и учебников;
Участие в концерте ко дню Учителя.
Организация досуга во время осенних каникул.
КТД:
Конкурс букетов, открыток ко Дню учителя;
Праздничный концерт ко дню Учителя;
Работа на пришкольном участке.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости;
- Посещение многодетных семей;
- Родительско-педагогическое патрулирование во время каникул.
Классные часы:
Тематический классный час «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» (круглый стол); 
«Я человек, но какой?» (работа в парах, выполнение различных заданий);
«Подростку о трудовом праве» (беседа);
Классное собрание (отчет старосты).
Беседы:
«Безопасное поведение на улицах и дорогах»;
Мода и здоровье;
Терроризм и антитеррористическая безопасность;
Предотвращение огня, контролирование огня. Последствия лесных пожаров.
Работа с самоуправлением:
Обновление классного уголка (график дежурства, план работы на месяц);
Уход за комнатными растениями (цветовод);
Проверка дневников и учебников;
Участие в концерте ко дню Учителя.
Организация досуга во время осенних каникул.
КТД:
Конкурс букетов, открыток ко Дню учителя;
Праздничный концерт ко дню Учителя;
Работа на пришкольном участке.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости;
- Посещение многодетных семей;
- Родительско-педагогическое патрулирование во время каникул.
Ноябрь
Месячник национального воспитания
Воспитывать у учащихся стремление к сбережению и развитию национальных традиций, формировать толерантное отношение друг к другу.
Классные часы:
«Я среди людей» (беседа);
Тематический классный час «Планета толерантности» (круглый стол);
Подготовка к фестивалю «Крым многонациональный»;
Час общения «Подростку о трудовом праве» (3-я среда);
Классное собрание (отчет старосты, учебного и дисциплинарного секторов).
Беседы:
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Терроризм – угроза обществу.
Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.
Средства борьбы с гриппом.
Работа с самоуправлением:
Беседа со старостой о ведении рапорта класса;
Организация дежурства по школе, выпуск «Колючки»;
Рейд по проверке выполнения домашнего задания;
Внешний вид учащихся;
Подготовка к фестивалю «Крым многонациональный» (подготовка плана и сценария).
КТД:
Неделя толерантности;
Участие класса в фестивале «Крым многонациональный».
Работа с родителями:
- Работа с родительским активом;
- Приглашение в школу на фестиваль «Крым многонациональный»;
- Посещение трудных семей.
- Беседа с родителями слабоуспевающих учащихся. Классные часы:
«Каждый человек способен на милосердие!» (презентация);
Тематический классный час «Сила России - в единстве народов» (круглый стол);
Подготовка к фестивалю «Крым многонациональный»;
Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» (3-я среда).
Беседы:
Профилактика ОРВИ и ОРЗ.
Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Телефонный терроризм, и его опасность.
Техника безопасности дома: пользование плитой.
Работа с самоуправлением:
Беседа со старостой о ведении рапорта класса;
Организация дежурства по школе, выпуск «Колючки»;
Рейд по проверке выполнения домашнего задания;
Внешний вид учащихся;
Подготовка к фестивалю «Крым многонациональный» (подготовка плана и сценария).
КТД:
Неделя толерантности;
Участие класса в фестивале «Крым многонациональный».
Работа с родителями:
- Работа с родительским активом;
- Приглашение в школу на фестиваль «Крым многонациональный»;
- Посещение трудных семей.
- Беседа с родителями слабоуспевающих учащихся.
Классные часы:
Тематический классный час «Толерантность – жизненная позиция выпускника» (беседа с элементами игры»;
«Народы России» (беседа + презентация);
Подготовка к фестивалю «Крым многонациональный»;
Беседа «Алкоголь и правопорядок» (3-я среда).
Беседы:
ПДД для пешеходов. Дорожные «ловушки»;
Грипп. Способы профилактики.
Как не стать жертвой терроризма.
Бытовая химия. Что нужно знать.
Работа с самоуправлением:
Беседа со старостой о ведении рапорта класса;
Организация дежурства по школе, выпуск «Колючки»;
Рейд по проверке выполнения домашнего задания;
Внешний вид учащихся;
Подготовка к фестивалю «Крым многонациональный» (подготовка плана и сценария).
КТД:
Неделя толерантности;
Участие класса в фестивале «Крым многонациональный».
Работа с родителями:
- Работа с родительским активом;
- Приглашение в школу на фестиваль «Крым многонациональный»;
- Посещение трудных семей.
- Беседа с родителями слабоуспевающих учащихся.
Декабрь
Месячник художественно-эстетического воспитания
Развивать художественно-эстетическую осведомленность и воспитанность учащихся, формировать художественно-эстетическую культуру путем изучения национальной культуры народов, проживающих в Крыму, России, мире.
Классные часы:
«Культура умолкает там, где сердце немо» (беседа);
Тематический классный час «От красоты познания к творчеству» (работа в группах);
«День Героев Отечества» (беседа + презентация);
«Конституция – основной закон государства» (правовой урок);
Классное собрание (итоги 2 четверти, отчет секторов).
Беседы:
Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений.
Пиротехника. Меры предосторожности.
Правила безопасности во время зимних каникул.
Безопасное движение пешеходов во время гололеда.
Работа с самоуправлением:
Подготовка к зимнему балу (распределение обязанностей);
Консультация с культмассовым сектором о выпуске новогодней открытки;
Организация генеральной уборки;
Проверка учебным сектором успеваемости и посещаемости занятий;
Рейд по проверке записей домашнего задания в дневники;
Организация досуга во время зимних каникул.
КТД:
Зимний бал.
Работа с родителями:
- Посещение трудной семьи;
- Консультации многодетным семьям;
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости;
- Родительское собрание «Возрастные особенности подросткового возраста»;
- Ознакомление с предварительной ведомостью. Классные часы:
«Что такое духовное богатство человека?» (дискуссия);
Тематический классный час «Творчество и самореализация» (круглый стол);
«Конституция и мы» (презентация);
«Демократия и свобода слова – что это такое?» (беседа, 3-я среда);
Классное собрание (итоги I семестра).
Беседы:
Предупреждение травм в быту и на улице.
Пищевые и алкогольные отравления.
Правила дорожного движения.
Пиротехнические изделия.
Работа с самоуправлением:
Подготовка к зимнему балу (распределение обязанностей);
Консультация с культмассовым сектором о выпуске новогодней открытки;
Организация генеральной уборки;
Проверка учебным сектором успеваемости и посещаемости занятий;
Рейд по проверке записей домашнего задания в дневники;
Организация досуга во время зимних каникул.
КТД:
Зимний бал.
Работа с родителями:
- Посещение трудной семьи;
- Консультации многодетным семьям;
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости;
- Родительское собрание «Режим дня школьника»;
- Ознакомление с предварительной ведомостью.
Классные часы:
Тематический классный час «Туристско-экскурсионные возможности края» (проекты учащихся);
«Поведение в обществе — мое личное дело или моя личная ответственность?» (диспут);
«День Конституции» (беседа + презентация);
Собственность, права и обязанности (беседа, 3-я среда);
Классное собрание (итоги I семестра)
Беседы:
Новогодние фейерверки. Красиво, но опасно.
Осторожно! Гололед.
Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений.
Работа с самоуправлением:
Подготовка к зимнему балу (распределение обязанностей);
Консультация с культмассовым сектором о выпуске новогодней открытки;
Организация генеральной уборки;
Проверка учебным сектором успеваемости и посещаемости занятий;
Рейд по проверке записей домашнего задания в дневники;
Организация досуга во время зимних каникул.
КТД:
Зимний бал.
Работа с родителями:
- Посещение трудной семьи;
- Консультации многодетным семьям;
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости;
- Родительское собрание «Результативность учебы учащихся за первое полугодие»;
- Ознакомление с предварительной ведомостью.
Январь
Месячник семейного воспитания
Привитие интереса к традициям своего народа, своей семьи; воспитание уважения к старшему поколению. Классные часы:
Тематический классный час «Традиции моей семьи» (круглый стол);
«Мы должны научиться понимать друг друга» (беседа);
«Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» (3-я среда, круглый стол);
Классное собрание (отчет старосты, учебного сектора).
Беседы:
Микробы – друзья и враги человека.
Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.
Первая помощь при ожогах.
Пожарная безопасность. Береги свой дом от пожара.
Работа с самоуправлением:
Работа с учебным, культмассовым, трудовым секторами по планированию мероприятий;
Работа над классным уголком;
Беседа со старостой о ведении рапорта класса;
Проверка дневников учебным сектором;
Уход за комнатными растениями (цветовод).
Работа с родителями:
- Консультации по организации воспитательного процесса.
- Работа с родительским комитетом.
- Беседа с родителями
слабоуспевающих
учащихся. Классные часы:
Тематический классный час «Мои родители для меня, и я для моих родителей» (круглый стол с элементами игры);
«О роскоши человеческого общения» (беседа);
Предпосылки правомерного поведения (3-я среда, беседа);
Классное собрание (отчет учебного и дисциплинарного секторов).
Беседы:
Физкультура и спорт – путь к здоровью, силе, красоте.
Осторожно: колющие и режущие предметы.
Осторожно! Подозрительные предметы.
Пожары – большая беда для человека.
Работа с самоуправлением:
Работа с учебным, культмассовым, трудовым секторами по планированию мероприятий;
Работа над классным уголком;
Беседа со старостой о ведении рапорта класса;
Проверка дневников учебным сектором;
Уход за комнатными растениями (цветовод).
Работа с родителями:
- Консультации по организации воспитательного процесса.
- Работа с родительским комитетом.
- Беседа с родителями
слабоуспевающих
учащихся. Классные часы:
Тематический классный час «Секрет счастливой семьи» (дискуссия);
«Взрослые дети и их родители» (беседа);
Гражданин, его права и обязанности (3-я среда, беседа);
Классное собрание (отчет старосты).
Беседы:
Польза активного отдыха на свежем воздухе.
Первая помощь при замерзании и обморожении.
Терроризм! Ты под прицелом.
Эвакуация при пожаре из мест массового отдыха.
Работа с самоуправлением:
Работа с учебным, культмассовым, трудовым секторами по планированию мероприятий;
Работа над классным уголком;
Беседа со старостой о ведении рапорта класса;
Проверка дневников учебным сектором;
Уход за комнатными растениями (цветовод).
Работа с родителями:
- Консультации по организации воспитательного процесса.
- Работа с родительским комитетом.
- Беседа с родителями
слабоуспевающих
учащихся.
Февраль
Месячник всеобуча. Гражданское воспитание Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей; способствовать формированию ответственности за свои дела и поступки, самодисциплины, правовой активности гражданской позиции.
Классные часы:
Тематический классный час «Мы – русские, мы – россияне» (дебаты);
«Этих дней не смолкнет слава» (игра-викторина);
«Навстречу собственной судьбе» (работа в группах);
«Взрослая жизнь – взрослая ответственность» (3-я среда, познавательная беседа).
Классное собрание.
Беседы:
Преградить путь кишечным инфекциям - болезням грязных рук;
Правила поведения в городском транспорте;
Электронагревательные приборы.
Работа с самоуправлением:
Дежурство по школе (дисциплинарный сектор);
Подготовка к «Фестивалю наук» (культмассовый сектор);
«Всему свое место» (следим за чистотой в классе, трудовой сектор);
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 8 Марта.
КТД:
Участие класса в «Фестивале наук».
Выпуск школьных газет к фестивалю наук.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.
- Посещение трудной семьи. Классные часы:
Тематический классный час «А гражданином быть обязан...» (конференция);
Конституционные права и обязанности граждан (3-я среда, беседа);
«Герои и подвиги» (круглый стол)
«Будущее зависит от меня» (дискуссия).
Классное собрание.
Беседы:
Как предупредить грибковые заболевания кожи;
Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения;
Противопожарная безопасность в быту и природе.
Работа с самоуправлением:
Контроль за выставление оценок в дневники (учебный сектор, староста);
Проверка внешнего вида учащихся;
Подготовка к «Фестивалю наук» (культмассовый сектор);
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 8 Марта.
КТД:
Участие класса в «Фестивале наук».
Выпуск школьных газет к фестивалю наук.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.
- Посещение трудной семьи. Классные часы:
Тематический классный час «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?» (лекция);
Армия и военный призыв (3-я среда, беседа);
«Святое дело Родине служить» (беседа с элементами игры);
«Успех в учебе – успех в жизни» (круглый стол).
Классное собрание.
Беседы:
Ответственность за нарушение ПДД;
Правила пожарной безопасности в быту;
Химические препараты. Обращение с лекарством.
Работа с самоуправлением:
Контроль за выставление оценок в дневники (учебный сектор, староста);
Проверка внешнего вида учащихся;
Подготовка к «Фестивалю наук» (культмассовый сектор);
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 8 Марта.
КТД:
Участие класса в «Фестивале наук».
Выпуск школьных газет к фестивалю наук.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.
- Посещение трудной семьи.
Март
Месячник трудового воспитания
Воспитание у детей понимания необходимости труда как гражданской ответственности и источника материального достатка семьи; формирование чувства ответственности за качество выполненной работы.
Классные часы:
«Чем пахнут ремесла?» (беседа);
Тематический классный час «Влияние темперамента на выбор профессии» (лекция + анкетирование);
«Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» (3-я среда, круглый стол);
Классное собрание (беседа с учащимися об их успеваемости, поведении, успехах и неудачах).
Беседы:
От «бытовой» привычки - к трагедии на дороге.
Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Молодежь – за культуру мира, против терроризма.
Простудные заболевания. Профилактика.
Работа с самоуправлением:
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 8 марта.
Операция «Уют в кабинете» (трудовой сектор);
Проверка дневников и учебников (учебный сектор).
Дежурство по школе (распределение обязанностей).
Организация субботника (распределение обязанностей, трудовой сектор).
КТД:
Участие класса в мероприятии, посвященному празднованию 8 Марта.
Участие в общешкольном субботнике.
Работа с родителями:
- Посещение семей (по мере необходимости);
- Родительское собрание «Профильное обучение» ;- Организация досуга и родительско-педагогическое патрулирование во время каникул. Классные часы:
Тематический классный час «Профессии, которые мы выбираем» (конференция);
«Сто дорог — одна твоя» (беседа с элементами дискуссии);
«Подросток и закон» (беседа);
Классное собрание (отчет старосты об успеваемости).
Беседы:
Как предупредить травмы при работе в учебной мастерской, в саду и огороде, во время игр;
Экстремизм – причины и последствия.
Витаминный коктейль;
Опасные факторы горения.
Работа с самоуправлением:
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 8 марта.
Обновление графика дежурства.
Операция «Уют в кабинете» (трудовой сектор);
Проверка дневников и учебников (учебный сектор).
Дежурство по школе (распределение обязанностей).
Организация субботника (распределение обязанностей, трудовой сектор).
КТД:
Участие класса в мероприятии, посвященному празднованию 8 Марта.
Участие в общешкольном субботнике.
Работа с родителями:
- Посещение семей (по мере необходимости);
- Родительское собрание «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развивать?»;
- Организация досуга и родительско-педагогическое патрулирование во время каникул.
Классные часы:
«Новое время — новые профессии» (круглый стол);
«Жизнь – это труд» (лекция + презентация);
«Право и жизнь» (беседа);
Классное собрание (отчет учебного сектора).
Беседы:
Профилактика инфекционных заболеваний;
Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика;
Как террористы и экстремисты могут использовать молодежь в своих целях;
Причины возникновения пожаров от печного отопления.
Работа с самоуправлением:
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 8 марта.
Операция «Уют в кабинете» (трудовой сектор);
Проверка дневников и учебников (учебный сектор).
Контроль за выставлением оценок в дневники.
Организация субботника (распределение обязанностей, трудовой сектор).
КТД:
Участие класса в мероприятии, посвященному празднованию 8 Марта.
Участие в общешкольном субботнике.
Работа с родителями:
- Посещение семей (по мере необходимости);
- Родительское собрание «Значение выбора в жизни человека»;
- Организация досуга и родительско-педагогическое патрулирование во время каникул.
Апрель
Месячник правовых знаний. Экологическое воспитание
Формирование потребности бережного отношения к природе; воспитание осознанного понимания экологической культуры человека; формирование умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях.
Классные часы:
«Берегите землю, берегите» (устный журнал);
Тематический классный час «Мой взгляд» (правовая игра);
Экологическая игра «Последний герой»;
«Из камня его гимнастерка» (вечер памяти);
«Права и обязанности в нашей жизни» (лекция с элементами дискуссии).
Классное собрание.
Беседы:
Режим дня в экзаменационный период.
Движение в темное время суток.
Причины возникновения пожаров Повторение. Пути эвакуации.
Как противостоять терроризму.
Работа с самоуправлением:
Операция «Зеленый класс» (уход за комнатными растениями);
Дежурство по школе (распределение обязанностей);
Организация генеральной уборки;
Рейд по проверки выполнения домашнего задания;
Рейд «Бережем имущество класса».
КТД:
Линейка, посвященная освобождению Симферополя и Симферопольского р-на от немецких захватчиков.
Участие класса в экологическом субботнике.
Работа с родителями:
- Посещение семей (по мере необходимости);
- Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости. Классные часы:
«Цивилизация - начало борьбы с
природой» (беседа с элементами игры);
Тематический классный час «Мир. Прогресс. Права человека» (круглый стол);
«Поклон земле суровой и прекрасной» (гостиная);
Экологический марафон;
«Твой правовой статус» (3-я среда, лекция).
Классное собрание.
Беседы:
Как предупредить отравление грибами и дикорастущими растениями.
Терроризм – угроза обществу.
Экстремальная ситуация аварийного характера в жилище.
Правила безопасного поведения во время походов и экскурсий на природу.
Работа с самоуправлением:
Операция «Зеленый класс» (уход за комнатными растениями);
Дежурство по школе (распределение обязанностей);
Организация генеральной уборки;
Рейд по проверки выполнения домашнего задания;
Рейд «Бережем имущество класса».
КТД:
Линейка, посвященная освобождению Симферополя и Симферопольского р-на от немецких захватчиков.
Участие класса в экологическом субботнике.
Работа с родителями:
- Посещение семей (по мере необходимости);
- Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости. Классные часы:
«Источники загрязнения окружающей среды» (лекция);
Тематический классный час «Правовой турнир».
«Мы ждали ту весну…» (урок Мужества);
Деловая игра - телемост «Энергетика вчера, сегодня, завтра…»
Дорожное право (3-я среда, беседа).
Классное собрание.
Беседы:
Неврозы и их предупреждение.
Взрывы. Сообщение. Условия и причины.
Правила нашей безопасности.
Открытые водоемы. Правила поведения.
Работа с самоуправлением:
Операция «Зеленый класс» (уход за комнатными растениями);
Организация генеральной уборки;
Рейд по проверки выполнения домашнего задания;
Рейд «Бережем имущество класса».
Контроль за выставлением оценок в дневники.
КТД:
Линейка, посвященная освобождению Симферополя и Симферопольского р-на от немецких захватчиков.
Участие класса в экологическом субботнике.
Работа с родителями:
- Посещение семей (по мере необходимости);
- Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости.
Май
Военно-патриотическое воспитание
Воспитание стремления к сохранению исторической памяти; воспитание чувства патриотизма, любви к родной земле
Классные часы:
Тематический классный час «Спасибо тебе родина за…» (конференция);
«Мое отечество» (просмотр видеофильма);
«Тебе, родной мой, посвящаю» (посещение школьного музея);
Дискуссия «Твоя воинская обязанность» (3-я среда).
Классное собрание (итоги 4 четверти).
Беседы:
Это нужно знать каждому! Все о клещах!
Ядовитые растения и грибы.
Огнетушители, их типы и принципы работы.
Травмоопасные места в школе.
Работа с самоуправлением:
Подготовка к конкурсу «Смотр строя и песни» (распределение обязанностей;
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 9 Мая;
Проверка учебников (учебный сектор);
Проверка посещаемости и успеваемости.
КТД:
Смотр строя и песни.
Инсценировка военной песни.
Митинг, посвященный празднованию 9 Мая.
Работа с родителями:
- Ознакомление с предварительной ведомостью.
- Родительское собрание «Подготовка учащихся к ГИА».
Классные часы:
Тематический классный час «Богатыри русской земли».
«Этапы большого пути» (презентация);
«Великая Победа» (посещение школьного музея);
«Я гражданин России» (беседа, 3-я среда).
Классное собрание (итоги II семестра).
Беседы:
Первая помощь при травмах;
Осторожно, клещи!
Лесные пожары. Правила поведения в лесу.
Правила безопасного поведения в общественных местах
Работа с самоуправлением:
Подготовка к конкурсу «Смотр строя и песни» (распределение обязанностей;
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 9 Мая;
Проверка учебников (учебный сектор);
Проверка посещаемости и успеваемости.
КТД:
Смотр строя и песни.
Инсценировка военной песни.
Митинг, посвященный празднованию 9 Мая.
Работа с родителями:
- Ознакомление с предварительной ведомостью.
- Родительское собрание «Учебные итоги 10 класс – ступенька в будущее»
Классные часы:
Тематический классный час «Защитник отечества! Кто он?» (круглый стол)
«Никогда не забудем» (мероприятие в школьном музее).
«Великие женщины России» (устный журнал).
«Политический статус личности» (3-я среда, лекция).
Классное собрание (итоги II семестра).
Беседы:
Ядовитые грибы и растения.
Пожары в лесу.
Правила безопасного поведения в общественных местах.
Работа с самоуправлением:
Подготовка к конкурсу «Смотр строя и песни» (распределение обязанностей;
Консультация с культмассовым сектором о выпуске открытки к 9 Мая;
Проверка учебников (учебный сектор);
Проверка посещаемости и успеваемости.
КТД:
Смотр строя и песни.
Инсценировка военной песни.
Митинг, посвященный празднованию 9 Мая.
Работа с родителями:
- Ознакомление с предварительной ведомостью.
- Родительское собрание «Правила поведения родителей одиннадцатиклассников. Дороги, которые мы выбираем».
Предполагаемый результат:
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование гражданской грамотности у учащихся.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Воспитание потребности в духовном обогащении.
Развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Приобщение учащихся к изучению героической истории отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Вовлечение школьников в деятельность военно-исторического клуба «Отечество».
Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование на здоровый образ жизни.
Используемая литература:
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.- № 9.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2002. – № 7.
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. - М.: 5 за знания,2006.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.