Навыки смыслового чтения как метапредметный результат освоения основной образовательной программы НОО


Навыки смыслового чтения как метапредметный результат освоения основной образовательной программы НОО
М.П.ЛопаеваТомский государственный педагогический университет, педагогический факультет, психология и педагогика начального общего образования, г. Томск
Аннотация: в статье даны определения смысловому чтению, а также показано почему смысловое чтение является УУД.
Ключевые слова: школьники младшего возраста, смысловое чтение.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать. » Дидро Д.
Глобальные процессы информатизации общества - увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки - поставили теоретиков и практиков в области начального образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению [ 2 ]. Со временем наша страна теряет статус самой читающей в мире, растет число не читающих. В связи с модернизацией начального образования проблема формирования смыслового чтения как УУД в начальной школе становится наиболее актуальной. Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится сформированное «умение учиться» [ 4 ]. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию «универсальных учебных действий» (УУД), которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования.
В современном обучении умение школьников читать не может сводится лишь к овладению техникой чтения. Чтение в современном мире носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение – это постоянно развивающийся процесс, направленный на получение знаний, умений, навыков, т.е. это качество человека, которое нужно совершенствовать на протяжении всей жизни. Без чтения – нет учения. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится умение работать с различными источниками информации (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.). Таким образом, от уровня овладения чтением зависит успех усвоения детьми знаний по различным предметам начальной и средней школы. Итак, чтение – такой вид речевой деятельности, который вначале выступает как предмет обучения, а затем становится средством обучения и развития детей. В процессе освоения текста, в свою очередь, важно научить школьника работать не только с фактуальной и концептуальной, а также с подтекстовой информацией.
Цель работы с подтекстовой информацией - помочь ученику увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. В свою очередь, ФГОС предусматривает «...использование разных видов чтения: ознакомительное, изучающее (медленное), выборочное, поисковое» [ 4 ].
Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, следует заметить, что сегодня существует много детей, которые овладели технической стороной чтения еще до школы, но при этом обнаружили равнодушное отношение к книге. Вот некоторые из этих причин.
1. Исчезновение традиций семейного чтения. Родители сами мало читают, не приучают ребенка любить книги и уметь слушать прочитанное с детства. А когда ребенок идет в школу совсем перестают читать со своим ребенком.
2. Учась в школе современные дети чаще разговаривают на уроках с учителем, слушают его, а мало работают с учебником. Умению говорить с текстом учебника уделяется недостаточное внимание.
3. Технической стороне чтения в методике и практике начального образования всегда уделялось достаточно много времени, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС практически отсутствовали.
Cовременные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. В последние годы интересы детей к чтению книг уменьшается, а возрастает к другим источники информации: телевидение, компьютер, интернет. «Телевидение, кино и видеофильмы вытесняют литературное и смысловое чтение» - указывается в Примерных
программах по учебным предметам . «Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии...Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать информацию на слух и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом» (Д.И.Фельдштейн).
Так, по данным ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10–12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Что чрезвычайно важно в принципиально изменившемся мире, так это то, что изменилась не только ситуация развития и функционирования самого человека, но изменяется само биологическое тело человека, его конституция. Его психофизические свойства. Четко проявляются реальные изменения современного ребенка как в психологических, нейропсихологических реакциях ребенка, так и физического здоровья в целом. 
При обучении чтению важно учитывать, что современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой
информации уже на начальном этапе обучения чтению. (H.A. Горлова).В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников.
В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения [ 5 ].

Литература
1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения//Начальная школа. 1990. № 10.
2. Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. - 2009. - №11. - С. 41 – 44.
3. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс]
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
5. Чиндилова, О.В.Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс-минус, -2001, № 5.