Воспитание чувства патриотизма и любви к своему Отечеству на уроках изобразительного искусства.


Есакова Анжелика Валерьевна учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ «СОШ № 25»
Воспитание чувства патриотизма и любви к своему Отечеству на уроках изобразительного искусства.
В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.
Тарас ШевченкоВопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности».
Что же понимаем мы под словами: патриотизм и патриот? В словаре В.И. Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его.[1, с. 24]. В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине и заботу о ее интересах…» [2, с. 109]. И суть патриотического воспитания основывается на понимании и принятии нравственных ценностей – это свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, верность, храбрость, героизм. Важным компонентом в формировании этих качеств является – побуждение к чувственным переживаниям, осмыслению произведения искусства, любовь к окружающему миру, интерес к историческому прошлому своего народа, города, страны к обрядам и традициям.
Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности ребят к самовыражению, раскрывать их творческий потенциал, обострять чувство прекрасного. И трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине и её культуре.
В качестве примера хочется привести такие темы занятий как: «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гулянья», «Народные промыслы», «Исторический жанр». Так я начинаю урок по теме: «Пейзаж родной земли» в 6 классе. «Как прекрасна природа, посмотрите на ее красоту, на леса, поля, горы и реки» - говорю, обращаясь к выставке рисунков и фотографий. Когда видишь красоту вокруг, появляются возвышенные чувства и строки сами собой складываются в рифму.
“Земля моя – Хакасия”
Живым ковром меж снежных гор покоясь,Горишь жарками – блёстками шитья,А Енисей, как будто синий пояс,Обвил тебя, Хакасия моя.Гощу ли в отдаленной стороне я,Где голую равнину выжег зной, -Встает и там, отрадно зеленея,Весенняя тайга передо мной.Я вижу твои древние курганы,Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -Они – как зарубцованные раныПод сердцем у тебя, земля моя.
Михаил Еремеевич КильчичаковИ дети, отзываясь сердцем на прекрасное в поэзии, в искусстве и сами создают добрые, удивительно красивые, пейзажи. При выполнении такого рода задания учащиеся показывают свое личное отношение к окружающему миру, творческую фантазию, воображение, умение найти связь между словом, рисунком, музыкальной мелодией и реальным предметом или явлением.
Помимо занятий по изобразительному искусству, учащиеся посещают музеи нашей школы – это «Русская изба» и «История родного края». С ними проводятся беседы о культуре, истории родного края, богатейших традициях и обычаях русского народа.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, в рамках предмета «Изобразительного искусства», в нашей школе проводятся ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков.
Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых Дню Победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики, просторам Хакасии и др.Рисунки учащихся на патриотическую тематику, принявшие участие в республиканских и городских конкурсах получают высокую оценку жюри, учащиеся были награждены дипломами, сертификатами.
Так, например учащиеся нашей школы приняли участие и стали победителями в конкурсах: «Лики войны в рисунках детей» 2012 г, «Спасибо Деду за Победу» 2012 г, «Животный мир Хакасии»2013г, «Святая Русь» 2013г, «Сохраним наше будущее»2014 г. и т.д.
Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации. Изучение православной традиции, традиции разных народов населяющих страну позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять ее уникальность [3, с. 7]. Процесс воспитания происходит не назидательно, он формирует, развивает, доставляет ребенку радость, эстетическое наслаждение, объединяет детей, побуждает их к творчеству, активизирует их сознание, формирует, нравственные предпочтения, социальные идеалы, уважение к культурному и историческому прошлому многонациональной России, к традициям, верности Отечеству.Жизнь покажет, какими хозяевами страны будут наши нынешние школьники. Но думаю, если дети с удовольствием выполняют творческие работы, любуются красотой, гордятся своей страной, берегут природу, значит можно быть спокойным за будущее России.
Литература
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3  – М., 1990.
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – М., 1998.
Ганжа Н. И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время [Текст] / Н. И. Ганжа // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 7-9.
Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. –  2007.
Воспитание детей и учащейся молодежи в региональной системе образования./ О. Заславская, Е. Сагапова, А. Григорьева и др. // Воспитательная работа в школе. - 2004. - № 1. - С. 45 - 52.