Родительское собрание в начальной школе «Насилие в семье и суицид»


Родительское собрание в начальной школе
«Насилие в семье и суицид»
Просмотр презентации «Поговори со мною мама».
Родителям предлагается продолжить следующую фразу: «Воспитание – это …». Обобщить мнения участников собрания.
Важно понять: воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребёнку, предъяви их к себе. Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать своё поведение, приводя его в соответствие с предъявленными требованиями, то есть заниматься самовоспитанием. Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удаётся только при помощи мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха наказанием.
Ваши дети ответили на вопросы анкеты «Взаимоотношения в семье». Каковы результаты.
Мама со мной ласкова: часто-14 детей из 23; иногда-6; редко-2; никогда-1
Папа со мной ласков: часто-10 детей из 23; иногда-9; редко-3; никогда-0
Мама на меня кричит: часто-1 детей из 23; иногда-5; редко-6; никогда-11(48%)
Папа на меня кричит: часто-4 детей из 23; иногда-5; редко-4; никогда-9(39%)
Мама может меня ударить: часто-1 детей из 23; иногда-3; редко-2; никогда-14(61%)
Папа может меня ударить: часто-3 детей из 23; иногда-3; редко-3; никогда-12(52%)
К сожалению, в некоторых семьях ещё физически наказывают детей и считают эти наказания самыми действенными. При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
Мы забываем, что физические наказания для ребёнка являются «трагедией боли и обиды, трагедией жестокости».
Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребёнка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижение ребёнка грубым словом, наносят ему оскорбления.
Что происходит, когда взрослые любой ценой добиваются от ребёнка покорности и послушания? Они подавляют эмоционально-волевую сферу растущей личности. В этом случае получается удобное для родителей существо, которое не отвлекает на себя внимания, не раздражает.
Тотальный контроль и беспрекословное подчинение, требуемые дома, вызывают агрессивную реакцию у ребёнка, нежелательные действия, за которые его наказывают (шлепки, угроза, изоляция со стороны родителей, плохие оценки в школе), а это ещё больше разрушает отношения детей и взрослых. Подавленная обида выплёскивается ребёнком на одноклассников и учителей. Либо переходит в аутоагрессию – ребёнок губит самого себя.
А теперь посмотрите на свою анкету. Как наказывали вас и как вы наказываете своего ребёнка.
Чаще всего в жизни культ насилия в семье переходит из поколения в поколение: человек, подвергавшийся в детстве насилию, сам становится жестоким по отношению к своему сыну, который в свою очередь, усвоит то же самое… Страх, тревога, вызванные недовольством родителей, - постоянные спутники многих школьников. Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, надежды и отчаяния, попытка оправдать ожидания и впустую потраченная энергия – это то, с чем чаще всего сталкиваются дети.
Как проявляется то, или иное насилие?
Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребёнка или отнять его; лишить денег.
Изоляция – постоянный контроль за тем, что делает ребёнок, с кем дружит, встречается, разговаривает, запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий.
Физическое наказание – избиение, пощёчины, истязания, таскание за волосы, щипание.
Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребёнок самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребёнка.
Жестокое обращение взрослых с детьми приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. Только за 2009 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков.
За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
Детский суицид в нашей стране приобретает размеры национальной трагедии. Исследования показывают, что главная причина этой беды — жестокость в отношениях родителей к детям, характерная даже для внешне благополучных семей. Анализируя ее истоки и особенности поведения детей, замысливших уйти из жизни, авторы, ученые-психологи, призывают взрослых, прежде всего родителей и учителей, всячески избегать конфликтов, подталкивающих подростков к трагическим решениям.
Самоубийство — это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Аффекта тоски практически нет. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх выражена «погребальная» тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и покушение на самоубийство оказывается для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичны и чаще завершенные. Катамнез показывает, что причиной такого поведения являются эндогенные заболевания. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.
Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны активно научиться слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.
Ещё следует отметить, что независимо от того, нуждается ребёнок в наблюдении врачей или нет, ему необходимо следующее:
Любовь – без родительской любви ребёнок не сможет обрести чувство доверия, собственного достоинства и уверенности.
Пространство –ребёнку необходима своя комната, где бы он рос, думал, учился – и делал ошибки. Чрезмерная родительская опека и внимание не смогут воспитать независимость и уверенность в себе, которые можно приобрести только в самостоятельном полёте.
Друзья – они облегчают выход за пределы родительского дома, предлагая комфорт, надёжность и сочувствие.
Традиции – будь то религиозные или этнические узы, церемонии проведения школьных праздников или семейных торжеств, традиции дают подростку корни и возможность обозначить настоящее.
Пределы – каждого ребёнка необходимо ограничивать, чтобы научить вести себя в реальном мире. Правила обеспечивают основу и безопасность.
Взрослые – кроме родителей и учителей, общественных и религиозных лидеров и любимых родственников, ребёнку иногда необходимо поговорить о неприятных вещах с кем-то, кто старше его, кто доступен, способен понять, и мудр.
Ребёнку необходимо иметь собственное дело, хобби (спорт, автокружок), свой собственный способ самовыражения и метод привлечения внимания сверстников. Если он социально приемлем, подросток, как правило, адаптирован в социальной среде.
А теперь давайте поработаем в группах. Каждая группа получает лист с педагогической задачей. После коллективного обсуждения представители групп знакомят остальных участников с содержанием педагогических ситуаций и их решением.
Педагогическая ситуация 1.
Мать вернулась с родительского собрания, на котором говорили об отставании её дочери по математике. И вместо того чтобы дома постараться спокойно выяснить причину этого отставания, мать говорит дочери: «Да в кого же ты у нас такая тупая, только ты одна получила двойку за контрольную работу по математике».
Права ли она? Как бы поступили вы?
Педагогическая ситуация 2.
Ребёнок плохо ведёт себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах, ты … Да как ты смеешь! Да я тебе …» и даёт подзатыльник ребёнку.
Права ли она? Как бы поступили вы?
Педагогическая ситуация 3.
Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих. А потом стали выяснять причины драки.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как бы поступили вы?
Педагогическая ситуация 4.
Ребёнок просит купить конструктор. А взрослые обещают: «Вот закончишь учебную четверть без троек, тогда и купим конструктор».
Какие допущены ошибки в воспитании? Как бы поступили вы?
Педагогическая ситуация 5.
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.
Права ли она? Как бы поступили вы?
Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки для родителей.