Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода.


Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
При организации НОД в рамках деятельностного подхода необходимо помнить, что дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир и что в основе деятельностного подхода лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Как говорил Конфуций: “Хочешь накормить человека один раз -дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить”.
НОД реализуется по пяти основным областям по ФГОС через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Структура непосредственно образовательной деятельности в технологии деятельностного метода включает в себя шесть последовательных этапов.
1.Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в
деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать сказку и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому- либо).
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»
2.Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.
3.Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям
приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
4.Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка. Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
6.Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки - важнейшего структурного элемента учебной деятельности. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?»
воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.
Немало важным вопросом является и организация пространства НОД, которая предполагает:
- максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
- свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
- партнер - взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской.
Таблица 1.
Этапы деятельности Содержание
1. Создание проблемной ситуации Процесс вовлечения в деятельность:
1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось.
2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.).
3. Приходит кто-то в гости или игрушка.
4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…).
5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др.).
6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).
7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.
8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).
9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»).
10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям.
Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.
13
2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка
5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель
7. Подведение итогов Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)