Методическая разработка по лексической теме Наша Армия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР


righttopЛогопедические пятиминутки
Наша Армия.
Артикуляционная гимнастика «Язычок на военном корабле»
Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане военного корабля, который командовал целой командой моряков. Когда корабль набирал скорость, он гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…(упражнение «Пароход»). На палубе корабля располагались  пушки с грозными стволами (упражнение «Трубочка» из губ).  На корабле несли службу моряки,  и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), корабельный повар – кок -  готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка»),  пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий кончик языка, не раздувая щёк). А вот  капитан выполнял самую важную работу – он управлял кораблём с помощью штурвала (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону) и руководил всей командой..Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы»
Пальцы эти — все бойцы, Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами
Удалые молодцы. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Два — больших и крепких малых  Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие пальцы
И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца, Показывают указательные пальцы
Два — сметливых молодца. Показывают средние пальцы.
Два — героя безымянных, Показывают безымянные пальцы
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки  Показывают мизинцы.
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять.  Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца,
Один, два, три, четыре, пять ,  затем на правой руке
Будем молодцев считать. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Пальцы встали дружно в ряд  Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.
Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают
Речевая зарядка «Защитники»
Защитники обители.Отважные бойцы.И доблестные рыцари.Лихие храбрецы..Координация речи с движением. Физкультминутка «Капитан»
Я – отважный капитан (руки на поясе)
Покорил немало стран (дети маршируют на месте)
Я в бинокль смотрю вперёд (складывают руки «биноклем»)
И кораблю мой плывёт
Волны плещут лишь слегка, (руки в стороны, покачивают ими)
Качка тихая пока (ноги на ширине плеч, покачиваются)
Сильными вдруг волны стали (увеличивают амплитуду движения)
И матросы все упали. (приседают)
Но я качки не боюсь (встали, голова приподнята вверх)
Крепко за канат держусь (руки вперёд, сжимают кулачки)
Управляю кораблём ( крутят «штурвал»)
И в бинокль вижу дом. (машут руками над головой)
6. Дать детям представления о Армии и людях военных специальностей. Учить использовать существительные с обобщающим значением: военный и др. Ввести в активный словарь:
— существительные: летчик, капитан, пограничник, моряк, солдат, защитник, армия, Отечество, пехота, танкист, дозор, служба, защитник, истребитель и т.д.;— прилагательные: военный, смелый, отважный, храбрый, бесстрашный
— глаголы: защищать, охранять; стеречь, воевать, сражаться, служил.
Приложение
Наша Армия
Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
ХОД игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Подрасту и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою... (страну).
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником —
Станешь... (пограничником)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном... (корабле).
Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота —
Ждет тебя, солдат,... (пехота).
Самолёт парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный...(лётчик).
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется... (танкистом).
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было... (войны).
Н. МайданикИгра «Какой праздник?»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.
Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.
Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед — старый такой, маленького роста — а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?
С. Чешева, И. Михеева
Игра «Военные профессии»
Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворения о военных профессиях. Предлагает назвать профессии, о которых говорится в стихотворениях, и вспомнить другие названия военных профессий.
ПОГРАНИЧНИК
Охранять границу — важно!
Пограничников зовут.
С верным псом они отважно
Службу Родине несут.
С. Чертков
ЛЁТЧИК
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
С. Чертков
МОРЯК
Плывёт моряк на корабле,
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной,
Ведь море — дом его родной.
С. Чертков
Далее воспитатель предлагает детям разделить слова — названия профессий на слоги.
Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.
Тексты для пересказа
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
Что же сказать, — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг на встречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит, любуются им женщины. Другой песню поёт — соловьем заливается, заслушались женщины. А третий — к матери: взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
Ну, что? Каковы наши сыновья?
А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу.
В. Осеева
Вопросы:
Что делали женщины у колодца?
Что говорила каждая из женщин о своём сыне?
Что делали сыновья, когда встретили своих матерей?
Почему старик сказал, что видит только одного сына?
«Наша Армия»
с 19.02.2017 по 21.02.2017
Разделы работы Дни недели
понедельник вторник среда четверг пятница
Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание Работа над четкостью дикции, речевым дыханием. Речевая зарядка «Защитники» Развитие зрительного внимания «Послушай стихотворение.
Что ты видишь на картинке?
На чём плавает моряк?
А кто управляет танком? Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления:: «Подскажи словечко» Общая и мелкая моторика Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» Развитие общей моторики: Физкультминутка: «Капитан» Развитие мелкой моторики
Найди на картинке и раскрась корабль. Развитие навыков языкового анализа и синтеза Разв. навыков фонемат анализа. «Назови гласные в словах» {танк, соль, суп, нос)Звуковой анализ обратных и прямых слогов. Закрепление умения выделять из слов звук «Ф». Подбирать слова с заданным звуком. Закрепление умения делить слова на слоги. Игра: «военные профессии» Лексика. Связная речь. Грамматика Беседа о защитниках Родины. Расширение словаря. Игра: «Какой праздник?» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Раненный солдат» Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» Работа над слог. структ. слова Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (часовой)
Звукопроизношение Автоматизация поставленных звуков по заданию логопеда
Иллюстр. материал и художеств. литература Предметные картинки по лексико-семантическому циклу: «Наша Армия».
А. Митяев «Почему Армия родная?»
В. Осеева «Сыновья»
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
А. Твардовский «Рассказ танкиста».
З. Александрова «Дозор».

Армия. Флот.
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
righttopГордо реет на просторе
Наш родной российский флаг.
Что ты видишь на этой
картинке?
На чём плавает моряк?
Раскрась корабль.
А кто управляет
танком?