«Развитие ключевых компетентностей дошкольников и младших школьников в процессе проектной деятельности»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
«Развитие ключевых компетентностей дошкольников и младших школьников в процессе проектной деятельности»

Учитель технологии
Крисько М.М.
декабрь
2014 год
«Развитие ключевых компетентностей дошкольников и младших школьников в процессе проектной деятельности»
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название "ключевых компетенций"
Я считаю, современный человек в условиях гигантского количества информации должен уметь применять полученные в образовательном учреждении знания практически, то есть освоить в школе ряд компетенций.
На сегодняшний день  проблема состоит в том, что в школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата.Работа по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы  учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению. Проектная деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы.   
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьной библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;• мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки)
Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы  учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению. Проектная деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы.   
 Сущность моей работы  состоит в формировании и  развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей.
  Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
           В проектную деятельность я включаю школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, в форме коллективных и индивидуальных творческих дел.

А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты - индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.



Длительность выполнения проекта в режиме урочно - внеурочных заданий я ограничиваю одним уроком (в 1 классе), одной - двумя неделями (во 2 классе) и постепенно перехожу к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.      
Работу над проектами я провожу в три этапа: исследовательский (подготовительный); технологический; заключительный.
Цель первого этапа: обобщение и систематизация изученного материала в течении определенного промежутка времени, отработка общеучебных умений. Средствами деятельности на этом этапе является личный опыт детей, рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности – приобретение новых знаний и практических умений (в процессе исследования проблемы, поиска оптимальной конструкции), готовые графические документы (эскизы, рисунки, схемы, технологическая карта…).

Цель второго этапа: качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предметом деятельности является – создаваемый материальный продукт, а также знания, умения и навыки, получаемые или закрепляемые в процессе его создания. Средства деятельности на этом этапе – это инструменты и приспособления, с которыми работает обучающийся, личный и социальный опыт.

Цель заключительного этапа: анализ проделанной работы, окончательный контроль за качеством. Предметом деятельности на этом этапе является документация по проекту; средствами деятельности – личный и коллективный опыт, чертежно-измерительные инструменты, и оформительские средства.
382714516827500178689017272000-21336017907000
Таким образом, я выстроила алгоритм работы, по которому осуществляю проектную деятельность младших школьников на уроках технологии и во внеурочное время.
1. Выбор темы исследования.
Темы детских проектов и исследований в 1, 2 классе я предлагаю ребятам, исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
2. Постановка  проблемы.
На этом этапе дети формулируют  (с моей помощью) цели и задачи. При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения.
3. Планирование работы.
Определяются пути поиска необходимой информации.
4.. Выполнение проекта (исследования).
На этом этапе я стараюсь осуществлять руководство работой так, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), за помощью к родителям, используют Интернет. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями.
5. Защита проекта (исследования).
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Мы защищаем  проекты на общешкольных и районных конференциях. С 2012-2014 учебный год ребята принимают активное участие в районной научно-исследовательской конференции «Юный исследователь» со своими проектами, где занимают почетные первые места.

Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет мне сделать вывод об устойчивом формировании ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.
Высокий уровень познавательного интереса моих учащихся выражается в:
способности к самостоятельному поиску информации (на уровне младших школьников);
выборе информационного источника,
отборе и классификация полученного материала;
способности к сотрудничеству в группах, в коллективе;
адекватной самооценке; стремлении к поиску, творчеству, самореализации.
Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения и во внеурочное время, как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Моя задача как педагога заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.
Именно поэтому в своей работе я применяю метод проектов для развития ключевых компетенций младших школьников.
Проанализировав работу, хочу отметить, что мои ученики активны, инициативны в любой деятельности, ответственны. Дети занимаются научно- исследовательской деятельностью, участвуют в проектах, марафонах, олимпиадах.
Таким образом, метод проектов может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален, эффективен и незаменим.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессин