Доклад на тему: Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов на основе требований государственных образовательных стандартов второго поколения».


МБОУ « Лицей им.В.В.Карпова»
с.Осиново Зеленодольского района РТ
Доклад на тему:
«Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов на основе требований государственных образовательных стандартов второго поколения».
Османова Аида Залимхановна
Учитель начальных классов

2015
ФГОС НОО представляет собой ряд требований и к профессиональной готовности педагогических работников:
Компетентность, обусловленная требованиями к результатам освоения основных образовательных программ;
Компетентность, обусловленная требованиями к структуре основной образовательной программы;
Компетентность, обусловленная требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.
Формирование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. То есть мы должны начать с себя. Прежде всего, учитель в современном уроке должен выступать в роли консультанта, взрослого помощника.
Я думаю, что реализация поставленной задачи заключается в том, чтобы учитель использовал не одни и те же формы учебной деятельности учащихся, а самые разнообразные. Одной из таких форм является работа в парах, где каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, знакомится с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени.
Начать с себя…. То есть мы должны, прежде всего, ознакомиться с требованиями стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО: личностным, метапредметным, предметным. То есть, какими должны быть результаты освоения программы НОО выпускника начальной школы.
Личностные результаты освоения программы включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мы должны сформировать мотивацию к обучению, т.е. научить учиться. К этому же результату относится формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Так же мы должны формировать уважительное отношение к другому мнению, к истории и культуре другого народа, научить адаптироваться в постоянно развивающемся мире, развить самостоятельность и ответственность за свои поступки, научить понимать и сопереживать чувствам других людей, научить сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, должны сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, научить работать творчески и на результат, научить бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы отражают способность обучающегося находить применение и применять полученные знания. То есть обучающийся должен овладеть универсальными учебными действиями, с помощью которых овладеет ключевыми знаниями, которые составят основу умения учиться.
Предметные результаты предполагают новые знания, освоенные в ходе изучения учебного предмета.
Иными словами, необходимо формировать базовую компетентность современного человека: информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативную (умение сотрудничать с другими людьми); самоорганизацию (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование ( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Я считаю, что для реализации поставленных требований необходимо ознакомиться и с требованиями стандарта к структуре основной образовательной программы НОО, которая подразумевает знание учителя того, что основная образовательная программа НОО содержит обязательную часть ( 80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20%); знание того, что образовательная программа НОО в образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы НОО и на основе этой программы учитель строит свою работу по достижению планируемых результатов.
Какие же требования к условиям реализации основных образовательных программ НОО предоставляет стандарт?
Прежде всего, для обучающихся должна быть создана комфортная развивающая среда: высокое качество образования, чего достичь можно, считаю, при непрерывном профессиональном развитии, охрана и укрепление здоровья. Для участников образовательного процесса должны создаться условия, которые обеспечат возможность достичь планируемых результатов освоения программы НОО, выявить и развивать способности обучающихся, работать с одарёнными детьми, эффективно использовать время, отведённое на внеурочную деятельность, в соответствии с запросами обучающихся и родителей. Школа должна быть оснащена материально-технической и информационной базой, должно быть соответствующее кадровое обеспечение.
Я думаю, что требования стандарта актуальны и востребованы современной образовательной системой.