Проектно-исследовательская работа обучающейся 7 А класса МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ Александровой Дарьи. Тема: Творческая биография Г.В. Баталовой и образ времен года в ее творчестве. Руководитель: Адыева В.В.


Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Мишкино
Муниципального района Мишкинский район
Республиканский конкурс краеведческих исследовательских работ
Учащихся «Дорогами Отечества - 2016»
Номинация «Литературное краеведение»
Творческая биография Г.В. Баталовой и образ времен года в ее творчестве
Подготовила: Александрова Дарья
обучающаяся 7 класса
МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино
МР Мишкинский район
adyeva1976@mail/ru
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино
89373418776
adyeva1976@mail/ru
село Мишкино
2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Творческая биография Г. .Баталовой……………………………………….4
Глава 2. Образ времен года в лирике Г.В. Баталовой……………………………… 6
Заключение…………………………………………………………………………….12
Использованная литература ………………………………………………………….13
Приложение
Введение
Какую искру слово высекло.
Едва сошлось с противоречием!
Вот так чеканиться созвучию,
Являться чудному мгновению:
Не по заказу, не по случаю.
А как всегда – по вдохновению.
Г.Баталова.«Поэт»
Мишкинская земля богата таланливыми людьми, не утратившими способность видеть Жизнь в разных ее ипостасях. Глафира Баталова – была человеком, излучающим свет. Данная работа посвящена анализу ее творчества. В ее стихах - доброта, честность, искренность лирики, отсутствие штампов и оригинальность сравнений. Поэтесса с душевной теплотой и любовью пишет о природе,  о близких сердцу уголках своей Родины. Тема нашего проекта - «Творческая биография Г.В. Баталовой и образ времен года в ее творчестве».    Актуальность работы связана с важностью воспитания в людях любви к родной земле.
     Научная новизна  определяется тем, что в работе рассматривается творчество поэтессы, до этого времени широко не освещенное,  и необходимо более кропотливое изучение творчества  Г.В.Баталовой. Объект исследования -биография и творчество  поэтессы;  предметом  изучения - особенности поэзии в передаче образа времен года Г.В.Баталовой.
    Общая цель работы  - в исследовании  и изучении творчества поэтессы.
Цель определяет решение следующих задач:
1) изучить творческую биографию поэтессы, иллюстрируя ее стихами;
2) изучить стихотворения поэтессы, проследить тему времен года;
3) сделать выводы и наметить перспективы дальнейшей работы;
4) разработать брошюру, в которую войдут стихи по временам года.
Методы исследования: описательный и сопоставительный методы, анализ, интервью. Результаты исследования внесут вклад в развитие мишкинского литературоведения и краеведения.
В процессе работы проанализированы все стихи из сборника Г.В.Баталовой, изданного при участии, вложении огромного количества времени и душевных сил, замечательного человека – Ускова Валерия Ивановича.
На основе проведенного изучения мы выполнили дополнительный проект – брошюру, где собраны стихи поэтессы, распределенные по временам года.
Основные источниками:
Глафира Баталова «Я живу на земле!», литературное приложение к газете «Дружба», 1-4 выпуски, 2003 г.,
Глафира Баталова «Я живу на земле!», сборник стихов, 2010 год, Мишкино.
Глава 1. Творческая биография Глафиры Васильевны Баталовой. Образ времен года в лирике Г.В.Баталовой
Искру успеть обронить –
И надеяться…
Г. Баталова «Ждать и надеяться»
Глафира Васильевна Баталова родилась и выросла в Салаватском районе. Много читала, запоем. Свои первые стихи написала во втором классе.
«Я хорошо помню, как в 1957 году меня, вместе с отцом, пригласил в редакцию в воскресенье Рамиль Гарипов, тогда он только что приехал в Салават (…) его манеры и то, как он разговаривал со мной, как со взрослой, равной, оставили в детском воображении неизгладимые впечатления. Гарипов долго, детально расспрашивал, что я пишу, как появляются мои стихи. (…) Еще ребенком я не осознавала эту потребность в стихотворчестве, но уже тогда твердо решила «Я буду писать».
   Первые стихи Глафиры Васильевны были напечатаны в 1963 году в газете «Ленинское знамя». Это была проба пера 13-летней девочки. Это были стихи о полетах в космос, о родной Башкирии, о дальних походах и больших городах. Стихи – наивные, но такие чистые и искренние:
Мы тоже к звездам полетим
Полетим мы в безоблачные дали,
Полетим, полетим, полетим,
Как Гагарин с Титовым летали!
Пусть слышат нас народы всей земли,
Пусть слышат трудовые народы эфира!
Достичь великой цели мы смогли,
И голос наш несется из эфира.
(«Мы тоже полетим!», стр.3, выпуск 1)
После окончания школы Глафира Васильевна год проработала в газете «Ленинское знамя» корреспондентом, и поддерживала связь с нею даже в студенческие годы. Обучаясь на факультете биологии Бирского педагогического института в конце 60-х начале 70-х годов, она посылает в родную газету свои стихи, которые были напечатаны:
Лижет языком коровьим пламя
Бок котла, как рыжего теленка.
Где-то за далекими горами
В синеве стоит твоя избенка.
Позови, пройду через пожары,
Изношу сапог кирзовых пары,
Средь воды скалой гранитной встану,
Но искать любовь не перестану. («Экспромт», стр.6, выпуск 1)
Глафира Васильевна Баталова приехала в с.Мишкино по распределению после окончания Бирского педагогического института. С середины 70-х годов она начинает сотрудничество с районной газетой «Дружба», в то же время работает учителем биологии в школе № 1.
В. Ускова вспоминает: «… вдруг на первом уроке биологии перед 7 «а» классом в 1977 году, «дыша духами и туманами», появляется Блоковская прекрасная Дама… Если сказать, что мы были очарованы ею, значит, не сказать ничего… Высокая, стройная, в белом костюме; кокетливая мальчишечья стрижка и холеные руки с длинными пальцами и маникюром… И веснушки. Веснушки везде: на щеках, на носу, на пальцах. Какой-то веснушчатый звездопад»:
Девчонку солнце одарило золотом,
Но ей, как видно, ник чему…..
Стучит в окошко ветер «не грусти».
Зимой, мол, это золото отмоется,
А солнце улыбается «прости»… («Веснушки», стр. 7, выпуск 1)
В августе 1987 года появились первые симптомы страшной, неизлечимой болезни – астмы. Г.В. Баталова покидает школу. Нельзя сказать, что этот шаг дался ей легко, и в стихах мы остро чувствуем ее боль:
Отвыкать от сентября
Не стремительно, не сразу.
На листах календаря
Выверяя эту фразу.
Отвыкать, еще любя
Целиком и все отдельно,
Притворяясь про себя,
Что и это не смертельно. («Отвыкать от сентября…», стр.16, выпуск. 2)
Но для нее это мучительно, и все ей напоминает школу, детей:
Белая школа на алой заре,
Радость моя и утрата.
Даже в таком голубом сентябре
Нет к тебе больше возврата…
Что ж так щемяще, на все голоса,
Как перед первым уроком
Тонко звенят стебельки и лоза
В поле пустом и широком?
На переменках веселье и гам
Я уж забыла – не каюсь.
Что же встревожено так по утрам
Я в сентябре просыпаюсь? («Белая школа на алой заре…», стр.18, выпуск 4)
До середины 80-х годов, когда приступы болезни отступали, Глафира Васильевна стремилась к ученикам, в школу: была и руководителем группы продленного дня, и руководителем кружков Дома пионеров. И до конца своих дней Глафира Васильевна никогда не изменяла своему делу – стихотворчеству, выплескивая, обнажая свою душу, обдумывая все, что происходит не только с ней, но и с людьми, со страной, родиной.
В процессе исследования мы разделили стихи по темам: любовная лирика, гражданская лирика, философская лирика, о войне, о природе, посвящения, времена года.
 В данной исследовательской работе я хотела бы рассмотреть поэтику ее стихов в связи с образом времен года, созданным поэтессой.
Есть два типа поэзии – поэзия открытия и поэзия узнавания. Первая – читая стихи, думаешь: «Как удивительно, что в простом, обычном, можно увидеть что-то новое…» Вторая, когда, читая стихи, ловишь себя на мысли, что ты так думал и чувствовал, но выразил все, в том числе и твое, сокровенное, - поэт.  В нашем случае – Глафира Васильевна Баталова.   
Глава 2. Образы времен года в творчестве Г.В. Баталовой
В творчестве многих поэтов и писателей мы можем наблюдать образы времен года.
Родная природа - второй наш дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?» В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле. Одна из красот поэзии - яркая образность. В подтверждение этого хочется привести слова А. Фета: «В искусстве правда всего заключается в тоне. Отдельные явления и предметы, и даже персонажи не являются самостоятельными образами, они подчинены задаче раскрытия переживания, как состояния лирического героя, оно и есть непосредственное содержание стихотворения». (2)
Времена года - это яркое проявление изменений в природе. А в поэзии Глафиры Баталовой через смену времен года передается изменение в настроении и чувствах лирического героя. Каждое из времен года как бы отдельно прожитая страничка в жизни человека, с ними связана своя история. Особое место в стихах отводится такому времени года, как осень, но осень в лирике Г. Баталовой предстает перед читателем не только как природное явление, но и как яркий художественный образ.
Этот образ, как мне кажется, олицетворяет состояние лирического героя: грусть, печаль и воспоминания о прошлом, которые терзают душу и не дают покоя. Эти воспоминания, возможно, связаны с переживаниями о любимом человеке или о близком друге, чья судьба не может оставить ее равнодушной.
Вот и осень, дождливая осень,
Обнажились осины,
И сквозь неба пристальную просинь
Слышен крик журавлиный...
(...)В это время во всем, что увидишь.
Жажда жизни...
(...)Приносит август свою печаль, приносит осень свои дожди.
Тепла и солнца уже не жди...
(.. .)Но горечь, горечь лишь на губах...
Да листопад в золотых садах. («Вот и осень», стр.8, выпуск 1)
Осень - это не только листопад и дожди. Строки «Дождик, шмыгая, просит В форточку хоть впустить... », «Уходит тихо в осень бабье лето. От синевы кружится голова...» представляют образ собеседника, разговор с которым приобретает то радужные
краски, то серые сумерки, приносящие печаль и страдания. Порою вопрос остается риторическим, то ли он задан кому-то, то ли себе:
Земля затвердела.
И краски пожухли, и кисти...
Я вас проглядела,
Последние желтые листья...
Живому живого По этой поре не хватает,
Но кто мое слово Живою водой напитает?
(«Земля затвердела... », стр. 6, выпуск 2)
Иногда осень напоминает о том, что годы бегут, и тогда возникают ощущение того, что время быстротечно:
И я, тревожных мыслей не тая.
Припоминаю осени былые,
Среди осин, в гостях у октября,
Так остро время чувствую впервые.
(«Теперь осинам мерзнуть до снегов.», стр. 14, выпуск 2)
Осень располагает к одиночеству и размышлениям, мы хотим остаться наедине с самими собой, со своими мыслями и воспоминаниями. Желтые листья за окном дают надежду, согревают сердце, привносят жизнерадостность в эти ненастные дни. Дождь как олицетворение слез, которые замерзнут глубоко в душе с приходом зимы. Все обиды, беды улетят, как осенний лист, бесследно. Холодное сердце будут согревать теплые, приятные воспоминания, как лучики солнца. (10)
Осень - это пора, когда чудится, что лето - далеко, и ничего хорошего в жизни уже не будет. У многих поэтов осень - время прощания со всем, с друзьями, с любовью, даже с жизнью:
На осеннем ветру
Накликаю беду.
От простуды умру в високосном году.
(«На осеннем ветру...», стр. 24, выпуск 2)
Осенняя пора - это промежуток между теплым солнечным летом и холодной зимой, когда замирает и отдыхает природа. И, наряду с природой, успокаиваются и утихают чувства человека, душа приходит в умиротворение. Человек понимает, что следует жить дальше для себя и близких людей, быть умнее, чтобы власть оставить в своих руках, а не в подчинении природы. (5)
Ты что же, август,
Так мне и оставишь
Один лишь дождь
Да этот дом пустой?
(...) А ты зажгись
Хотя б одной звездой,
И, отражаясь
В стеклах луж и плесов.
Друзьям моим
Укажет путь она... («Август», стр.6, выпуск 3)
В подтверждении того, что образ осени все-таки в большей степени связан с угасанием чувств и передает уныние и тоску, стихи с образами весны и лета наполнены легкостью и жизнерадостностью и предстают перед читателем самыми приятными и долгожданными проявлениями этих времен года. Это выражено в следующих строках:
Моей рассеянной весны
Неосторожные уроки.
Ее утерянные сны
И неуверенные строки.
Еще намек - уже мечта,
Еще восход - уже горенье... («Моей рассеянной мечты...», стр.28, выпуск 4)
Весна - это обновление всего: мечтаний, надежд, жизни:
Снег рыжеет, потом голубеет,
Оттеняя себя самого.
Напряженное зренье слабеет
И не вспомнит уже ничего –
Ни дороги, ни дома, ни склона,
Ни вчерашних, ни завтрашних дней,
Ни обкатанной глади перрона,
Ни разлуки, ни мысли о ней... («Последний снег», стр.22, выпуск 3)
Весна - это очищение, это - возрождение, это - жизнь:
Я очищаюсь снегом - В добрый час!
И возвращаюсь к жизни понемногу. («Март», стр. 18, выпуск 2)
И хочется руки раскинуть
Навстречу теплу и свету,
И долгое-долгое счастье
На тропах земных найти. («Весна стучится на крыльцо капелью...», стр. 12, вып.1)
Краски лета ярки и полны радости, что заставляет нас невольно улыбаться. Лето ассоциируется с солнцем, а значит с теплом, уверенностью, любовью:
Я дарю тебе букет дождя,
Теплого - июльского - грибного... («Чтобы ты запомнил...», стр. 12, выпуск 3)
А иногда это и ожидание какого-то чуда, ведь лето - это окончательное преображение всего:
После внезапной грозы
Глубже дыхание лета,
Чище не будет слезы,
Ярче не будет рассвета.
Жарче не будет огня.
Слаще не будет покоя,
В ясности этого дня
Что-то случится такое... («После внезапной грозы...», стр. 13, выпуск 3)
Немаловажен и образ зимы. При прочтении стихов с описаниями зимних дней создается впечатление чего-то чистого, чудесного, детского.
Все по-зимнему, все по-давнему-
След ведет к горизонту дальнему.
(...) Все по-зимнему, все по-новому.
(«Все по-зимнему...», стр.З, выпуск 2)
Вспорхнула, с шумом улетая,
В кустах хохлатых птичек стая.
Это в зимние метели
Прилетели свиристели. («Свиристели», стр. 5, выпуск 3)
Зима - это какая-то сказка для героини Баталовой. И этот восторг, неуемный, впечатляющий, передается и читателю:
А к нам вчера пришла зима!
Вы слышали, конечно ж, вы слышали.
(...) Зима, зима! Как двадцать лет назад
В нас пляшет сердце бешено от радости.
(«А к нам вчера пришла зима...», стр. 7, выпуск 2)
Зима Глафиры Баталовой напоминает русскую красавицу, которая может все:
И зима напекла каравай в печи.
Небосвод не остыл, еще розов,
И расставила хлебы свои, калачи
На столбы, на пеньки от березок. («Завалили деревню по окна…», стр. 11, вып. 2)
Чаруют Баталову снежинки, и она ими восторгается так вдохновенно, так искренно:
В ровном темпе, в мягком ритме, под медлительный закат.
По одной, но все же слитно точки белые летят.
Что за прелесть их вторженье.
Их движенье в полумгле.
Их скольженье и круженье,
Приближение к земле.
Чьи-то знаки, чьи-то вести неземного образца...
(«Снежинки», стр. 17, выпуск 2)
Но иногда в зимнем чуде проскальзывает, и нотка грусти, с философским размышлением, даже ноткой боли:
Не над морем, нет над кручей,
Не в глухом бору —
Я дикаркою колючей
На чужом пиру.
Нацепили мне на ветки
Птиц и желудей.
Я убита и воспета –
Вот как у людей... («Новогоднее», стр. 27, выпуск 2)
Удивительно, что в образах зимних персонажей можно увидеть вполне реальные женские образы, и не только. Это и вопрос человеческих отношений:
Бабу снежную выдумал.
Покатал на руках –
Краску сочную выдавил
У нее на щеках.
Комья сглаживал острые,
Трогал варежкой стан.
Засмеялся, пошел себе,
А она - истукан.
Нос сосновою чурочкой,
Так с ведерком и стой!
Трудно сделать снегурочкой,
Проще - сделать такой. («Истукан», стр. 17, выпуск 3)
Времена года в стихотворениях Глафиры Баталовой имеют большое значение.
Порой являются символическим фоном для размышлений лирического героя. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означали нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизни, настроениями радости и веселья, грусти и печали. (3)
Г. Баталова неповторимо запечатлела в своих стихотворениях все четыре времени года. Наши мысли, чувства, состояние души, наше отношение к окружающему, к миру, к себе - это и есть жизнь, которая ни на миг не останавливается. Жизнь торжествует и в звоне весенней капели, и в пении птиц, и в завывании вьюги за окном, и в еле слышимом шорохе осенней листвы. Эти хорошо нам всем знакомые звуки окружающего нас мира никого не оставляют равнодушными. (6) Каждый человек когда-то, хотя бы раз, пытается передать восторг от покрывшего черную землю первого снега, грусть, навеваемую осенним дождем. Глафира Васильевна создавала словесные образы, через которые удивительным предстает перед нами мир природы - пробуждающейся после зимнего сна, наполненной разноголосым пением птиц, бушующей разноцветьем красок и вновь погружающейся в сказку зимнего сна. По-настоящему талантливый поэт обладает даром уловить невидимое, услышать, казалось бы, полную тишину. Способность почувствовать и воплотить посредством слова малейшие изменения, происходящие в окружающем мире, была дана поэтессе.
Итак, художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. (7) Создавая различные образы, поэтесса выражает свое отношение к происходящим вокруг нее событиям и помогает читателю определиться со своей точкой зрения. Создание художественных образов - это способ существования произведения, восприятие его выразительности, впечатляющей энергии и значимости. (5)
Образы осени, весны, лета, зимы не до конца конкретны, они обличены стихией неполной определённости, дают читателю возможность самому «дорисовать» образы. В этом некая "недостаточность" художественных образов по сравнению с реальностью жизненного факта. Но, несмотря на это, есть и свои преимущества, обеспечивающее их многозначность в наборе восполняющих истолкований, предел которым кладет лишь предусмотренная поэтессой позиция. (3)
Подлинная целостность всех образов представляется личной глубиной мысли поэтессы. Образы Глафиры Баталовой можно трактовать по- разному. В зависимости от полного понимания их смысла, от восприятия читателем мира, каждый имеет право понимать их, как он хочет. Возможно, кому-то они, как мне, будут близки по духу, а другие не смогут раскрыть тайну и загадочность созданных образов.
Заключение
Я очень рада, что мне посчастливилось познакомиться с творчеством Глафиры Васильевны Баталовой. Меня поразило отношение поэтессы к земле, природе, родному краю. Стихотворения Глафиры Баталовой посвящены вечным темам, аполитичны; полёт мысли автора высок и лёгок, ее стихи никогда не утратят своей современности и никого не обидят. В ее произведениях — и бесценный опыт, и мудрый совет, и лукавый укор, и пример высоконравственного поведения. Я горжусь тем, что  на нашей мишкинской земле жили такие талантливые люди, как Глафира Васильевна Баталова,  и планирую продолжить работу над данной темой.
В результате проделанной работы мы выявили следующие особенности поэтики Баталовой в создании образов времен года:
1.   Внимание к детали и лаконизм. Деталь в стихах поэта точна, выверена, одухотворена. Зарисовки природы, словно наброски художника, удивительно лаконичны.
2.  Связь природы и человека в образной системе.
В процессе изучения и анализа стихотворений поэтессы, нами была предпринята попытка их распределения на тематику – осень, зима, весна, лето.
Кроме этого, нами выполнена проектная работа брошюра «Времена года», где представлены портрет поэтессы, хронология ее жизни; цитаты, отражающие суть личности и творчества поэтессы; стихотворение, которое является своеобразной «визиткой» поэтессы; определена тематика ее произведений; стихи, разделенные по темам: осень, зима, весна, лето.
Сбор и изучение биографического материала проводился на основе интервьюирования близких, знакомых, коллег, друзей, учеников поэтессы;
В хронологической таблице отмечено первое напечатанное произведение, значимые события в жизни поэтессы, годы издания сборников.
В оформление первой страницы брошюры включена цитата, которая стала эпиграфом, отражающим своеобразие личности и творчества поэта.
Мы постарались выбрать яркое, выразительное стихотворение – «визитку» - закрепляющее образ творчества произведение.
На наш взгляд, это может являться дополнительным материалом для изучения поэзии местных поэтов, может быть использовано на уроках литературы для сравнительного анализа творчества поэтесс разного времени.
    Интересной и перспективной будет работа по исследованию художественных выразительных средств на всех уровнях в текстах поэтессы. Этой работой я хочу привлечь внимание сверстников к творчеству Глафиры Васильевны Баталовой, которую считаю истинно русским поэтом. Читая ее стихи не только наслаждаешься живыми, яркими, непохожими на привычные представления образы, но и задумываешься о богатстве русского языка, начинаешь сильнее ощущать привязанность к родной земле.
Список литературы
1. Толковый словарь русского языка.в 4-х томах. Под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. Издательство «Терра», М., - 1996
2. Лингвистический энциклопедический словарь. Под редакцией профессора В.Н. Ярцева. «Советская энциклопедия», М.,- 1990
3. Словарь русской литературы. Под редакцией М.Т. Уртминцева. Издательство «Три богатыря», Нижний Новгород, - 1997
4. Краткий словарь литературоведческих терминов. Л. Тимофеев, Н. Венгров. Издательство « Учпедиз », М., - 1963
5. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. Составил А.А. Воротников. Минск, «Валев» - 1995
6. Литература. Справочник школьника. Под редакцией В.Я. Липкова, Н.Г. Быковой. Филологическое общество «Слово», М., 1995
7. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 3-х частях, часть 1. Под редакцией Е.И. Дибровой. Издательство «Феникс» г. Ростов - на - Дону, 1997
8. Современный русский язык. Составили Н.С. Волгина, Д.Э. Розенталь. Издательство «Высшая школа», М., 1971
9. История русской советской литературы. В 4-х томах. Под редакцией А.Т. Дементьева. Том 1. Издательство «Наука», М., 1967
10. Тимофеев Л. И. Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение», 1974. с. 177
11. http://ru.reader2.com/tag/ поэзия 
12. И.Б. Голуб «Стилистика русского языка». Москва 1997 Издательство «АЙРИС-пресс».
 
Приложение 1.
Земляки. Баталова Г. В.
Глафира Васильевна Баталова — человек с божьей искрой в душе, ибо так притягивать к себе людей могла только она. Как бы трудно ей ни было, как бы не складывались обстоятельства, она умела найти ту струнку в сердце каждого, чтобы свет тепла и доброты озарил всех, кто окружал ее. В Глафире Васильевне поражали стойкость, мужество и огромное жизнелюбие. Жизненные невзгоды, болезни и прочие проблемы она переносила с завидной стойкостью. Этому у нее можно было поучиться. Это был человек с огромной интуицией и уточненным интеллектом. Без этого просто не могло быть хорошего поэта и писателя.
Она спешила сделать как можно больше. Спешила ... Памятью о ней остались стихи — пронзительные хватающие за душу строки о жизни, которую она любила, о любви в которой она жила. Первые ее робкие шаги в поэзии, начиная от описания окружающей природы и личных чувств, выросли до глубокого философского проникновения в сущность бытия, ее осмысления и выражения. Глубокие тайны человеческих чувств, драматические перипетии жизни, любовь, долг, одиночество — вот лишь некоторые моменты ее творческого интереса и творческого искания.
Я знал Глафиру Васильевну как хорошего отзывчивого человека, а теперь я узнал о ней как о замечательной поэтессе. Вот поэтому моя работа посвящена ей. Также Г. В. Баталова является нашей землячкой, мы должны гордится этим и прославлять ее имя. Глафира Васильевна Баталова родилась 2.01.1950 г. Отца звали Василий Григорьевич. Родился 7 августа 1922 года в д. Мокрушино Мишкинского района. Закончил Бирское фармацевтическое училище.
На фронт призвался в марте 1942 года и прослужил по март 1947 года. Первый бой принял в составе 106-й гвардейской дивизии Воронежского фронта, под Воронежем. Там же в июле 1942 года получил ранение. Затем уже в составе П Украинского фронта принимал, участие в боях за освобождение Украины, Румынии, Польши, Чехословакии от немецко-фашистких захватчиков. Закончил войну под Прагой.
Грудь отважного автоматчика-десантника гвардии рядового Баталова украшают орден «Отечественной войны», медали «За отвагу», польская медаль «За отвагу и геройство».
После войны Василий Григорьевич работал заведующим аптекой Мишкинского, Бирского, Дуванского и Салаватского районов.
Умер 18 декабря 200 г. в с. МалоязСалаватского района. Мать зовут Анна Александровна. Анна Александровна родилась 2 марта 1929 года в Кушнаренковском районе. После окончания БСХИ, агрономического факультета работала агрономом в Мишкинском районе, где поженились с Баталовым В. Г.
Имеют троих детей: дочь Глафира 1950 года рождения, дочь Лариса 1954 года рождения. Лариса работает учительницей химии Малоязовской средней школы. Сын Владимир 1953 года рождения, работает оператором котельной в с. Малояз.
В конце 50 гг. Анна Александровна заочно окончила экономический факультет БСХИ. Работала главным экономистом в управлении сельского хозяйства Салаватского района. Имеет звание «Заслуженный экономист БАССР».
В настоящее время на пенсии.
Глафира Васильевна закончила 10 классов в Салаватской школе. Первые стихи Глафиры Васильевны были напечатаны в 1963 году в газете «Ленинское знамя» Салаватского района. Это пока проба пера тринадцатилетней девочки - стихи о полетах в космос, родной Башкирии, о дальних походах и больших городах. Стихи наивные, но такие чистые и искренние:
Мы тоже к звездам полетим
Полетим мы в безоблачные дали,
Полетим, полетим, полетим,
Как Гагарин с Титовым летали
Пусть слышат нас народы всей земли,
Пусть слышат трудовые народы мира!
Достичь великой цели мы смогли,
И голос наш несется из эфира!
Мне очень понравилось стихотворение «Зима», написанное в 1963 году:
Заблистали легкие снежинки,
И, запели гулко провода.
Замело дороги и тропинки,
На стекле узоры, как всегда...
Глафира Васильевна описала все причуды зимы. Стихотворение написано с необычайной легкостью. Зима предстает перед нами великой, сильной, красивой.
После окончания школы Глафира Васильевна даже год поработала в газете «Ленинское знамя» корреспондентом, и связи с этой газетой не теряла в студенческие годы.
15 августа 1968 года — была назначена учительницей химией и биологией Табаскинской школы.
1969-1974 гг. - обучалась вБирском педагогическом институте на биохимическом факультете.
Обучаясь на биофаке Бирского пединститута в конце 60-х в начале 70-ых годов, она посылает в родную газету свои стихи, и та с удовольствием их печатает:
Лижет языком коровьим пламя
Бок котла, как рыжего теленка.
Где-то за далекими горами
В синеве стоит твоя избенка.
Позови, пройду через пожары,
Изношу сапог кирзовых пар,
Средь воды скалой гранитной встану
Но искать любовь, не перестану.
В 1974 году Глафира Васильевна Баталова приезжает работать в Мишкинскую среднюю школу №1 учителем биологии. Она была грамотным учителем, очень интересным, всесторонне развитым, интеллигентным человеком. Дети ее сильно любили. До 1982 года работала учителем. В 1983 году ушла из школы по болезни. До середины 80-х годов, когда приступы болезни отступали, она рвалась к ученикам, к учителям, в родные школьные стены: то руководителям группы продленного дня, то руководителем кружков Дома пионеров, просто предлагала свои услуги учителям в качестве лектора на классные часы которые становились незабываемыми для детей, уже не знавших ее звездного педагогического часа. В Мишкино она начала тесно сотрудничать с районной газетой «Дружба». И дружба эта продолжалась 28 лет, до последних дней жизни. Глафира Васильевна не была штатным сотрудником газеты, но стала для читателей одним из любимых авторов.
Из номера в номер на страницах газеты печатаются ее стихи. О чем они? Для кого они? Сама Глафира Васильевна была скромна в своих литературных притязаниях и называла себя бумагомарателем и стихоплетом. Но душа ее в трепете обращалась к сонму поэтов:
Есть снег за окном,
Да еще фонари,
Да комната дымная эта.
В, кругу своем тесном
До новой зари
Поэтов читают поэты.
А чтобы выверить свои чувства, легшие поэтической строкой на бумагу, она черновики стихов давала своим читателям. Ирина Бровкина и Зинаида Аймурзина, Валентина Нагаева и Надежда Батурина и еще многие-многие становились первыми чтецами стихов, еще не дошедших до газеты. Мнением этих людей она дорожила, и жизненный опыт ценила.
Помнится, таким образом, попали в библиотеку стихи «Прости, солдат». Пока в рукописи. А в библиотеке в эти майские дни проходил вечер встречи старшеклассников с ветеранами войны. Стихотворение было прочитано для гостей библиотеки. Пожилые люди плакали, молодежь старалась сдержать эмоции, хотя это удалось не всем:
На базаре старик ордена продавал.
Он в дрожащей руке их устало держал.
И сквозь сжатые зубы упрямо твердил,
Что в базарном ряду не единственным был...
Я сквозь слезы смотрю на его ордена.
Худоба, жалкий взгляд, в голове седина.
Коль пришла нищета, на кого же пенять...
Руки сжал ветеран, дрожь не в силах унять.
Ты прости нас, старик, нас за это прости,
Что пришлось свою гордость из дому нести,
За Москву и за Брест, Сталинград, Ленинград,
За Одессу, Берлин, где — ни шагу назад.
Ты прости нас, отец, за душевную боль.
Защитить не смогли, не прикрыли собой.
Оно вызывает у меня жалость и сочувствие бедному старику, который продавал свои ордена, полученные в молодые годы в борьбе за Родину. Стихотворение «Мой отец погибнуть мог в атаке» - с большим, глубоким чувством. В нем Глафира Васильевна выражает свою благодарность Великой Отечественной войне, благодаря которым сейчас живем мы, жива природа, окружающая нас, в общем, жива сама Россия. Таких стихов о войне, о людях на войне, о солдатских матерях, о братских могилах у Глафиры Васильевны много. Тема войны, мира и Родины особенно волновала поэта.
Стихотворение «Передо мною город» запомнится мне навсегда, потому что говорится о Родине. А родина для меня все, т. е. вся моя жизнь.
...Где город должен быть, я там стою,
Где избы строить деды начинали.
Отсюда вижу Родину свою
Страну заводов школ, угля и стали...
И причем в ней всегда жила боль за тех, кто даровал нам Победу. Она чувствовала свою личную вину перед фронтовиками, за то, что разрушены были в 80-е и 90-е годы многие идеалы и принципы, во имя которых велась кровопролитная битва с фашизмом. И искупить нашу общую вину пред войнами Великой Отечественной Глафира Васильевна стремилась поэтическими строками. Так появляются стихи «На побывке», «Память», «Вдовы», «Отцы», «Солдаты», «День победы», «К 50-летию Победы», «Отчий дом», «К 55-летию Великой Победы».
Далекие листья шумели.
Метели чужие мели.
И падали люди в шинелях
И вновь поднимались
И шли…
Прочитав это стихотворение, задумываешься о судьбах солдат, о судьбах народа в те страшные годы войны, которые унесли сотни, тысячи жизни людей.
Разнообразна тематика литературных пристрастий Глафиры Васильевны. Пушкин, Сергей Есенин, Анна Ахматова — ее поэтические кумиры. И появляются стихи «Поэт», «Натали», «Анне Ахматовой», «Памяти Сергея Есенина», «Переулок Оболенский». Неумные фантазии поэта заносят лирического поэта то к Золотым воротам Владимира, то на улочки старого Кракова, то на карнавал в Венецию, то к остроглавому замку в Варшаве.
Гибели Курска и трагедии Чернобыля посвящены стихи-молитвы. И тут же на поэтических страницах живут свиристели и сорока, зайцы и барсук. Обо всем — прошлом и настоящем, живом и живущем — стихи Глафиры Васильевны.
Очень интересно показалось для меня стихотворение «Что есть любовь».
Что есть любовь? Дар божий? Наважденье?
Прикрашенный инстинкт деторожденью?
Венец всех чувств? Иль примета роста?
А может любопытство это просто?...
Г. В. Баталова пыталась объяснить, что такое это странное, необычное, непонятное нам чувство любовь.
Наверное, и поэтому так часто она задавала нам наивные детские вопросы. Вопросы, которые уже взрослый человек не задает, потому что давно встал в жизни «стариком». Она спрашивала «счастливы ли Вы?», «что для тебя значит любовь?», «Любишь ли и любима ли?». После ее вопросов где-то там, где должна была, по определению, жить душа, начинала свербеть. Вдруг начинаешь замечать, что воздух прозрачный и звонкий, а снег сладкий и пахнет Россией:
Вышло время метелицы,
Снег расстелен вокруг.
Как твое настроение?
Что ты выдумал, друг?
Бабу снежную выдумал.
Покатал на руках—
Краску сочную выдавил
У нее на щеках.
Комья сглаживал острые,
Трогал варежкой стан.
Засмеялся, пошел себе,
А она — истукан.
Нос сосновую чурочкой,
Так с ведерком и стой!
Трудно сделать снегурочкой,
Проще - сделать такой.
Приложение 2.
Воспоминание одной из бывших учениц.
Газета «Дружба» от 29 марта 2003 г.
Прошло 40 дней, как не стало Глафиры Васильевны Баталовой. «Я считаю себя счастливым человеком. И в первую очередь, потому, что на моем жизненном пути встречались и встречаются удивительно хорошие люди, да и выросла я в семье замечательных людей... Родители научили меня всему, а главное — они научили жить среди людей и уметь быть им благодарной. Одно только «но», мы не всегда успеваем выразить свою признательность. И, словно вдогонку, я пишу эти строки о моем классном руководителе, о самом любимом собеседнике, о человеке, с которым я могла поделиться самым сокровенным, - о Глафире Васильевне Баталовой.
Это непривычное слуху имя — Глафира — я услышала в первом классе, когда меня, совсем еще ребенка, она брала с собой на экскурсию. В 1977 году эта необычная женщина (необычная по мере одеваться, и не торопливо-величавой походке) стала, к общей радости, стала нашим классным руководителем. Мы вместе ухаживали за цветами, коих было великое множество в кабинете биологии, пытались делать чучела, учились, общались, что-то даже шили одноклассникам на дни рождения.
После переезда, спустя годы, я открыла для себя другую Глафиру Васильевну. Исчезла между нами субординационная дистанция, стерлись возрастные рамки, и, я смею надеяться, мы стали подругами.
Наши встречи были эпизодическими, письма редкими, но это именно тот случай, когда даже мимолетный, на ходу, разговор остается в памяти.
Когда мы потеряли родителей, Глафира Васильевна в числе многих (спасибо всем!), поддерживала нас письмами, вкладывая иногда в конверт свои стихи. Порой просила что-то прочесть с тем, чтобы я посоветовала, как написать лучше (разве могла я сделать что-то лучше Глафиры Васильевны?).
Мы не виделись пять лет, но обе стремились к встрече. Завтра я приду на урок и прочту своим одиннадцатиклассникам стихи. Это и будет нашей с Вами встречей.
Среди стихов Глафиры Васильевны есть такое:
Кто произвел впервые: «Надо жить»?
С кем озирал он свежие могилы,
Как собирал он тающие силы, где травы брал, чтоб к ранам приложить?
Чем на распутье клялся дорожить,
Что испытал — какое помраченье, что выбрал: прощенье или мщенье,
Как доискался сути: «Надо жить»?
Л. Кантимирова
Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6