Применение метода проектов на уроках информатики

Применение метода проектов.
Подготовка личности, способной мыслить, творчески принимать решение в различных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве – приоритетное направление в современном образовательном процессе.
В связи с вышесказанным представляется вполне оправданным применение наиболее перспективного метода – метода проектов. Метод проектов
· один из наиболее гибких и универсальных методов обучения. Метод, возникший в начале прошлого века, когда исследовалось развитие активного мышления ребенка американскими педагогами-новаторами Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Ребенок должен заинтересоваться проблемой, что является эффективным средством формирования нужных компетенций. Поэтому метод изначально назывался проблемным, используя данный метод важно не просто воспроизводить, но и уметь извлекать знания, необходимые в процессе решения выделенной проблемы. Со временем метод проектов претерпел различные изменения, но суть метода остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммы знаний. И через проектную деятельность, предусматривающей решение или одной или нескольких проблем, решить данную проблему.
Используя проектный метод, можно реализовать искусство планирования, изобретения, созидания исполнения и оформления» (Гончарова М.Ф.) в организации работы над проектом на уроках информатики.
По мнению В.А. Власенко, принципиальное назначение метода проектов научить детей самостоятельно ставить задачу. Задачей педагога является выработка у школьников «проективного мышления»: школьник проанализировав определенную проблему, может определить пути решения её с помощью различных формул. Зачастую происходит ситуация, когда школьники не могут применить изученные формулы в повседневной жизни. «Для успешного решения проблемы необходимо знать и алгоритмы, и формулы, и операторы, причем на начальных этапах обучения усилия и педагога и ученика должны быть направлены на их формирование. Но постепенно традиционные знания должны занять соответствующее место – место внутреннего ресурса субъекта, «знаниевой подложки для развития интеллекта».
Следующий этап – это правильная постановка учебной ситуации. Учебная ситуация должна спровоцировать у школьника – деятельность. Что для этого необходимо?
Проблемность – (отсутствие алгоритма решения задачи);
Вариативность - вариантов решения должно быть больше, чем один;
Интегративность – учебная ситуация должна выходить за пределы учебного предмета. Интегративный момент усилит мотивацию и приблизит проект к реальности.
Затем школьники составляют план работы (карта движения) и собственно центральная лабораторная часть, на которую отводится максимальная часть рабочего времени. Виды деятельности определяются после совместного обсуждения в группе и записываются в оценочный лист. Класс распадается на группы: некоторые работают в библиотеке, другие добывают информацию вне стен школы, весь этот процесс прерывается диспутами. Оценивание производится каждым участником группы самостоятельно по 10-балльной системе.
И наконец, кульминационный этап или завершение деятельности.
На этом этапе необходимо проводится мероприятие, рассчитанное на аудиторию, выставка работ детей, их выступление и защита проектов перед учащимися на конференции.
С помощью опросников, наблюдений учитель определяет насколько эффективно решены поставленные задачи.
В нашей школе таким образом проводятся образовательные модули «Нобелевская премия» для 8-9 классов, «Вода, вода, кругом вода» для 67 классов.
На уроках информатики по линии «Компьютер» в 7-9 классах проводится проект «Выбор компьютера». Ребята делятся на несколько групп: это продавцы, покупатели, эксперты. Используя прайс-листы, рекламные объявления, определить подходящую конфигурацию компьютера для разных запросов покупателей.
В 7 классах по линии «Компьютер», «Информация и информационные процессы» для развития самостоятельности, расширения кругозора, закрепления материала оформляется проект по материалам периодических изданий альбом «Новинки компьютерного мира». Перед школьниками ставится задача: проанализировать и оформить в альбом достижения компьютерных технологий. При защите работы школьники обосновывают критерии отбора компьютерных новинок в компьютерном мире.
По линии «Информационные технологии» предлагается проект «В мире интересного» в виде мини-газеты для 8 классов, «Преимущества и недостатки операционных систем: MS Windows, MacOS, Linux», «Создание web-сайтов» для девятиклассников, «Создание базы данных» для десятиклассников, в конце года проводится презентация «Достижения в предмете» для 5-8 классов. Вовлечение в образовательный процесс проектного метода, на наш взгляд, позволяет лучшему усвоению знаний, умений, развитию мотивации у школьников. Метод проектов – личностно ориентированная технология, обучающая работе в группе, развивающий целеустремленность, индивидуализм, творческое отношение к делу.
С помощью проектирования разрабатываются различные занятия, на которых можно достичь конкретных целей. Затем нужно продолжать формировать потребности и способности мыслить, используя внутренние ресурсы. Проект – это возможность учащемуся выразить свои собственные идеи в удобной для него творчески продуманной форме.

Литература:
Гафурова Г.М. Применение метода проектов в преподавании информатики С.13
Доржиева Л.А.Формирование познавательной самостоятельности студентов посредством метода проектов. Среднее профессиональное образование. М. 2006 №11- с.38-40
Кобыльская И.И. Анализ использования метода проекта на занятиях по английскому языку у студентов инженерных специальностей. Вестник РУДН. Вопросы образования: языки и специальность, 2007.- №3.- С.76-81.
Кузьмина В.В. Использование метода проектов в процессе обучения математике и информатике. Среднее профессиональное образование. №7 2006 31-32
Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность Вестник №2 С57-63
Суховиенко Е.А. Проблемы применения метода проектов в процессе формирования ключевых компетенций на уроках информатики и ИКТ Мир науки, культуры и образованияС.238-239