Статья по теме Применение метода проектов на уроках математики и во внеурочное время


Набокова Ольга Валерьевна
МБОУ «Менделеевская СОШ»
учитель математики
Применение метода проектов на уроках математики и во внеурочное время
В своей педагогической деятельности часто сталкиваюсь с такими проблемами как низкая мотивация к изучению математики у основной массы учащихся и неумение применять полученные знания на практике и в нестандартных ситуациях даже «сильными» учащимися. Выход из этой ситуации вижу в использовании новых деятельностных технологий. Одной из них является метод проектов.
Цель данной работы: обобщение собственного педагогического опыта по использованию проектного метода на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Задачи: 1) Осветить основные теоретические положения,
2) Представить опыт работы,
3) Проанализировать результаты применения метода проектов при изучении математики.
Теоретические положения
Метод проектов - это способ достижения намеченного результата, который предусматривает технологическую проработку всего пути1.
Технология – это «воспроизводимый способ организации учебного процесса с чёткой ориентацией на диагностически заданную цель»2.
Алгоритм технологии3
Постановка учебной задачи
Подготовительный этап (мотивация)
Учебные действия
Информационный (планирование)
ДеятельностныйА) сбор материала
Б) оформление результатов
Презентационный
Самоконтроль и самооценка
Рефлексивный (оценка процесса и результата)
«Пять П» метода проектов4
В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.
Типы проектов по виду деятельности:
Исследовательский (моделируется ситуация реального научного исследования);
Практико-ориентированный (создается социально-значимый продук, который в дальнейшем может быть использован авторами и другими учащимися);
Ролевой, игровой (формируются креативные способности, коммуникативность);
Творческий (формируются креативные способности);
Информационный (формируются умения поиска, отбора, анализа информации).
Опыт работы
Начиная с 5-го класса, предлагаю детям небольшие информационные сообщения с элементами исследования, где нужно порассуждать, расспросить. Например, по теме «Римские цифры» предлагаю детям дополнительно подумать, нужны ли они нам, т.е. где в настоящее время мы встречаемся с ними.
На каникулы учащимся было предложено задание: найти пословицы и поговорки с числами. Затем разбить их на группы по встречающимся числам, и подумать, почему одни числа встречаются чаще, а другие реже. После этого дети, разбившись на группы, сделали брошюры каждая про свои числа. Дополнительно можно предложить темы: «Тайны числа 7» и т.п. Фигурные числа на плоскости и в пространстве
Также в 5 классе можно предлагать темы, связанные с историческим материалом, например с десятичными дробями (происхождение, как сначала записывались), старинными мерами, в том числе и русскими (найти художественные произведения, где они встречаются). Тема «среднее арифметическое» очень привлекает учащихся и они с удовольствием выполняют мини-исследования.
В 6 классе переходим к обыкновенным дробям, положительным и отрицательным числам, пропорциям («золотое сечение») и т. д. Но здесь уже знакомимся с такими понятиями, как проблема, проектирование, учимся оформлять и представлять результаты.
Начиная с 7-го класса, с изучением статистики, открывается широкое поле деятельности. Мои ученики (в том числе и «слабые») выполняли разнообразные исследования, например, «Наш класс и знаки зодиака», где учащиеся выяснили, сколько человек каждого знака в классе и каждой стихии. Другие анализировали имена мальчиков и девочек в своей параллели и во всей школе, выясняли, какие имена чаще всего встречаются. Также выполнена работа «Счастливые билеты», в которой выясняли, как часто встречаются «счастливые» билеты на транспорте и какова вероятность его получить.
В 8-9 классах с учащимися начинаем проводить по-настоящему научные (для них) исследования: «Функции вокруг нас», «Функции в поговорках и пословицах», «Симметрия в природе», «Симметрия в искусстве», «Симметрия в технике», «Чудеса в кубе» (о свойствах кубической функции) и т.д. В связи с проблемой, что в учебниках, например, по геометрии по некоторым темам мало задач, особенно базового уровня, предлагаю детям составить самостоятельно задачи аналогичные тем, что я предлагала на уроке. Затем прорешиваем часть задач, собираем все и составляем подборку задач по данной теме.
Понятно, что только на уроках заниматься этой работой нереально, поэтому большую часть в основном выполняем на факультативах, элективных курсах.
Результаты
Проанализировав свою деятельность, могу сказать, что метод проектов приносит свои результаты: в тех классах, с которыми занималась данным видом деятельности, учащиеся более самостоятельны в поиске новой информации и в добывании новых знаний (если встретились с незнакомыми заданиями, могут «додумать», использую имеющиеся знания), умеют спланировать свою деятельность. Получая опыт публичных выступлений (каждый на своем уровне – в классе, в школе, в районе), дети становятся более уверенными, повышается их самооценка.
Таким образом, применение метода проектов помогает сформировать у детей метапредметные умения и навыки.