Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа » города Котовска Тамбовской области
Использование метода проектов
на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Кириллова Галина Николаевна
г.Котовск 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Проектная деятельность как средство реализации ФГОС
1.1 История развития и цели проектной технологии
Основные требования к проектной технологии
1.3 Структура учебного проекта
1.4 Типы и формы продуктов проектной технологии
1.5 Система оценки
1.6 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе
проектной деятельности
Глава 2 Практическое применение проектной деятельности
2.1 Система подготовки к конкретному проекту и его презентации,
защита на уроке.
2.2 Примеры проектных работ учащихся
Выводы
Список литературы
Введение
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе
требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В
современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний,
умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь
применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых полноценных условий для личностного развития каждого
ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в
образовательном процессе. Сегодня объемы учебного материала, высокие
требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к
поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том
числе и к применению проектов
Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской
проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение
обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими
действиям для решения личностно - и социально значимых задач, нахождения
путей разрешения проблем.
Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных
факторов обучения, стимулирующих развитие школьников. Метод проектов -
это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск
решения возникшей проблемы, ситуации. Соотношение проблемы и
практической реализации полученных результатов или рассмотрения и делает
метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным
проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного
«продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой
организации творческой активности учащихся в образовательных
учреждениях различного уровня. Включая школьников в проект можно
сформировать у них следующие умения:
- определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и
операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои
действия;
- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной
деятельности;
- проводить наблюдения, ставить простые эксперименты.
В качестве основных достоинств проектного метода можно выделить
следующие его особенности:
- высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и
их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий.
Глава 1 Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

1.1 История развития и цели проектной технологии
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным
в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу
жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов.
Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи
проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога
С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшихся активно использовать проектные методы в практике
преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при
советской власти данного метода не оправдало себя и Постановлением ЦК ВКП(б)в 1931 году метод проектов был осужден.
В современной педагогике проектное обучение используется активно, так как поиск
информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена
участникам проектной группы, способствует развитию самостоятельности, а также оказывает существенное влияние на
мотивационную сферу учебного процесса. Конечно, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей. Проектная технология -это способ организации познавательной деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта,проекта.
Проект - это "пять П": Проблема - Проектирование
(планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.
Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Основные требования к проектной технологии

Требования к учебному проекту совершенно особые:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -
исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по
разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в
частности - с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка
проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием
выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск
информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена
участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом
проекта, является продукт.
Структура учебного проекта
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
Типы и формы продуктов проектной технологии
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский.
Поисковый
Необходимо найти ответ на вопрос в литературе и спросить у взрослых. 
Исследовательский
Напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Творческий
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (например, альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм и др.).
Игровой (ролевой)
Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. («Языковая выразительность басни Крылова «Свинья под дубом»).
Практико-ориентированный
Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Итогом может стать составление словаря («Проект «Живой словарь», «Энциклопедия одного слова», «Школьный дворик»).
Формы продуктов проектной деятельности.
Web-сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас
Атрибуты несуществующего государства
Бизнес-план
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Действующая фирма
Законопроект
Журнал игра карта
Коллекция
Костюм
Макет
Модель
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Пакет рекомендаций
Письмо в …
Праздник
Прогноз
Публикация
Путеводитель
Серия иллюстраций
Система школьного самоуправления
Сказка
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Статья
Учебное пособие
Экскурсия
Система оценки
Критерии оценок
Самостоятельность работы над проектом
Актуальность и значимость темы
Полнота раскрытия темы
Оригинальность решения проблемы
Артистизм и выразительность выступлений
Как раскрыто содержание проекта в презентации
Использование средств наглядности, технических средств
Ответы на вопросы
Качество выполнения продукта
Убедительность продукта и др.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения 
Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно учиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения 
Умение самостоятельно генерировать идеи
Умение самостоятельно найти недостающую информацию
Умение запросить недостающую информацию у эксперта
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение выдвигать гипотезы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Навыки оценочной самостоятельности
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве 
Умения коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнёром
Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнёрского общения
Умение находить и исправлять ошибки других участников группы
5. Менеджерские умения и навыки • Умение проектировать процесс
Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решение и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности
Коммуникативные умения 
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки • Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Глава 2 Практическое применение проектной деятельности
2.1 Система подготовки к конкретному проекту и его презентации,
защита на уроке.
Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
Стендовая информация о проектной работе.
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).
Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
Формирование проектных групп.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
Поисковый этап.
Промежуточные отчёты учащихся.
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Предзащита проектов.
Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
Подготовка к публичной защите проектов.
Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.
Заключительный этап: публичная защита проектов. Проведение внеклассного мероприятия по теме: «Заимствования в русском языке. Хорошо это или плохо?».
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.
2.2 Примеры проектных работ учащихся
Словари - наши помощники и друзья.
«Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи».
«Собирал человек слова» (В.И.Даль).
"Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.
Из чего строятся слова?
Корень и "главное” правило, или "Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.
Командует ударение.
Приставки-труженицы.
Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.
Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.


Рецензия
на исследовательский проект ученицы 9 «Д» классаМБОУ « СОШ»
города Котовска Тамбовской области Парамоновой
Виктории.Работа «Влияние походки на характер человека» посвящена изучению особенностей походки и влияния ее на характер человека.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Психологи давно осознали, что потому, как ходит человек, можно определить его характер.
Роль походки человека в раскрытии его внутреннего мира велика. Поэтому тема важна для рассмотрения
Автор поставил перед собой цель.
С помощью наблюдения проверить, можно ли по походке узнать о характере человека
Вывод
Проектная деятельность в школе -
особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным
учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности
детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений
и навыков.
Проектная деятельность в рамках
школы учит детей:
- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной
деятельности;
- ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать
её на тактические шаги;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически
оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было
заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может
эффективно применяться средней школе. При этом учебный процесс
существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной
организации.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности
учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель
должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать,
сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к
руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к
делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные
темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится
напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами
намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы,
успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом,
использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с
исследовательской.
При правильной организации проектная
деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной
деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого
потенциала.

Использованная литература
1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной
технологии обучения // Директор школы. - М/.1995, №6
2. Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации
по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле
социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред.
И Г Семакина. — Пермь: издательство ПРИЛИТ, 2004.
3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников.
Современное состояние и проблемы. // Начальная школа. -М.:2006. №1
4. Михайлова Т. Проектная деятельность учащихся. [Текст]:
Специальное приложение к журналу «Лицейское образование». - М.: 2002.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и систем по-выш.
квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров;
Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский ц е н т р «Академия», 2001. - 272 с.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. - М., 2005.
7. Полат Е.С. Как рождается проект. - М.: 1995. 87 с.
8. Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в
деятельности учителя. Материалы Научно-практической конференции
"Интернет-технологии в современном школьном образовании" [Электронный
ресурс]: http://www.ioso.iip.net
9. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М.:
Народное образование, 1998. 153 с.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.:
АРКТИ, 2003. 203 с.
11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения //
Завуч 2003. №6
12. Сайт «Конгресс конференций «Информационные технологии в
образовании» [Электронный ресурс]: http^/ta^ittru/sp/SP/
13. Сайт «Фестиваль педагогических идей» [Электронный ресурс]:
http://festival. lseBtemberju/
14 Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. [Электронный Р^УРС]
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/670056