Статья Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ПРОБУЖДЕНИЕ»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ







Обобщение опыта
Использование метода проектов на уроках и
во внеклассной работе








Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п. Пробуждение»
Головко Оксана Николаевна












Содержание
Введение.2-3
Глава 1.
1.1. История создания проектного метода обучения...3-5
1.2.Основные требования к использованию метода проектов...5-6
1.3.Классификация проектов ..6-11
1.4. Этапы проектной деятельности11
1.5.Оформление проектной папки12-13
1.6.Формы продуктов проектной деятельности.........13-14
Глава 2.
2.1.Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе.15-18
2.2.Самореализация учащихся путём развития творческих способностей через метод проектов..18-24
2.3. Исследовательская работа, как способ повышения познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и «Основ проектной деятельности»..25-31
2.4. Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе...31-32
2.5.Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы32
3.Заключение.32-34
4.Список литературы35-36
5.Приложения 37-44
2.2.Приложение 1. Проект «Комнатные растения»37
2.2.Приложение 2.Прект «Зелёная аптека».38
2.2.Приложение 3. Проект «Книга весны» («Весенняя энциклопедия»)39
2.2. Приложение 4. Проект «Что за чудо, эта русская матрёшка!»40
2.2. Приложение 5. серия классных часов по теме «Осанка»..41
2.2. Приложение 6. Проект «Береги осанку смолоду!»42
2.5. Приложение 7. Памятки43
Введение
Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни.
Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.
Его актуальность подтверждена его личностно-ориентированным направлением, практической значимостью и возможностью социальной адаптации школьника.
Взяв эту тему как тему самообразования, перед собой я поставила цель – изучить метод проектов как одну из современных педагогических технологий.
В соответствии с целью были поставлены и решались следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Изучить опыт педагогов по теме.
Раскрыть и реализовать в практике работы возможности метода проектов как средства самореализации учащихся и развития их творческих способностей.
Подобрать комплект инструкционных материалов для организации проектной деятельности учащихся (Приложения).

1.1. История создания проектного метода обучения.

В европейских странах слово «проект» заимствовано из латыни. Причастие «proiectus» означает «выброшенный вперёд», «выступающий». Сегодня термины «проект», «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. Вне управленческой терминологии под «проектом» подразумевается особая творческая ситуация, когда человек перестаёт быть собственником какой-то: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы. «Метод проектов» первоначально назывался методом решения проблем. Его возникновение связано с именем американского философа и педагога Дж.Дьюри и его ученика В.Х.Килпатрика.
Первоначально метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Основывался он на прагматической педагогике и предлагал строить обучение на активной основе, в ходе практической деятельности ученика. Более того, деятельности, соответствующей его личной заинтересованности именно в этом знании. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества.
Чуть позже американские педагоги (У.Х.Килпатрик, Э.Коллингс) стали организовывать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества. При этом на первый план выдвигаются цели воспитания. Проектом (по В.Килпатрику) являются любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объеденённых в данный моментобщим интересом. Он, автор получившей всемирную известность работы «Метод проектов», отстаивал тезис о том, что школа должна готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившими себя, но уже скрытыми в будущем. Учитель, по мнению Килпатрика, должен выполнять роль не лектора, а консультанта.
В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.
В России интерес к методу проектов усилился в 90-е годы в период реформы образования.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
Итак, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

1.2.Основные требования к использованию метода проектов.

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К учителю, который будет использовать в своей работе метод проектов, предъявляются также определенные требования:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовывать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональных настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы.
Таким образом, использование метода проектов предполагает отход от авторитарного стиля обучения.


1.3.Классификация проектов.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
  Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
   Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
  Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:
внутриклассными
внутришкольными
региональными (в пределах одной страны)
международными
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
 
Классификация проектов по продолжительности.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится" в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Персональные или групповые проекты?
Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.


Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

1.4. Этапы проектной деятельности.
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления


1.5.Оформление проектной папки.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
паспорт проекта
планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
промежуточные отчеты группы
вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
результаты исследований и анализа
записи всех идей, гипотез и решений
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
эскизы, чертежи, наброски продукта
материалы к презентации (сценарий)
другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:
- организовать работу каждого участника проектной группы
- создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом
- судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
- сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по - теме, проектов

1.6.Формы продуктов проектной деятельности
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.
Приведу перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:
WEB-сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас, карта
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал
Действующая фирма
Законопроект
Игра
Коллекция
Костюм
Модель
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Постановка
Праздник
Прогноз
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Учебное пособие
Экскурсия
Телепередача
Спектакль
Спортивная игра
Реклама

Глава 2.
2.1.Методика работы с классом при использовании метода проектов на уроках и внеклассных мероприятиях
В нашей школе МОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района
работает региональная экспериментальная площадка «Педагогическая поддержка социализации личности школьника в условиях проектной деятельности». В основу эксперимента положена гипотеза: педагогическая поддержка социализации личности школьника будет эффективной, если:
средством социализации выступает учебно-воспитательный процесс, в рамках которого осуществляется продвижение школьника по всем этапам проектной деятельности со следующим результатом: приобретение учащимся жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное развитие и взаимодействие, а также самоопределение участников.
Цель эксперимента состоит в теоретическом обосновании, научном разработке и опытно-экспериментальной проверке комплексной программы и механизма реализации педагогической поддержки социализации личности школьника в условиях проектной деятельности.
В результате первого года эксперимента созданы методические рекомендации по организации работы с классом при использовании метода проектов на уроках и внеклассных мероприятиях.
Этапы работы над проектом:
Занятие 1.
В начале каждого занятия обязательно проводится игра для поддержания у детей общего положительного отношения к процессу обучения, к одноклассникам и педагогам.
Упражнение для раскрепощения с большим предметом «Расскажи мини-историю из своей жизни».
Распределение на группы.
Распределение ролей в группах.
Самопрезентация групп.
Тренинг «Как научиться задавать вопросы?». На каждом занятии нужно обучать детей умению задавать расширяющие информацию вопросы, с тем, чтобы грамотно составить гипотезы исследования.
Для решения задач можно использовать системный оператор.
Выбор тем исследования. Темы должны быть сформулированы в виде основополагающих вопросов. Например: «Когда можно сказать, что весна наступила?», «Почему деревья не растут выше гор?». Каждая группа высказывает свои гипотезы и составляет план исследования. «Выигрывает» вопрос та группа, которая предложила более полный план исследования.
Подведение итогов. Заключительная часть занятия предполагает рефлексию и подведение итогов. Провести её лучше в виде игры «Рассказ по кругу». Руководитель группы подводит итоги тренинга, а участники должны дополнить его выступление, вставляя по кругу одно слово (слова не должны повторяться). Например: «Дорогие друзья! Мы только что закончили наше занятие, которое в целом было достаточно . Как мне кажется, нам удалось приобрести новые . Особенно интересным был этап и т.п.»
Занятие 2.
Игра в начале занятия, тренинг «Как научиться задавать вопросы?», подведение итогов – обязательная часть всех занятий.
Каждая группа формулирует цель исследования и основные задачи, составляет план реализации каждой задачи, определяет необходимые ресурсы, планирует наблюдения или эксперименты, распределяют обязанности.
Занятие 3. Поиск и обработка информации.
На этом занятии необходимо напомнить учащимся об источниках информации (книги, энциклопедии, Интернет) и способах первичной обработки информации.
Информация, которой недостает
Где собираюсь искать
Источник информации





Способы обработки информации:
Приём инсерт. Прочитанная информация должна «растекаться» на четыре ручейка (учащиеся должны озаглавить каждый абзац и записать в один из столбцов):

+

?

соответствует тому, что Вы знаете или думаете, что знаете
является для Вас новым
противоречит тому, что Вы знаете или думаете, что знаете
непонятно








Занятие 4 и последующие.
Продолжается поиск и обработка информации, проводятся эксперименты , оформляются результаты. На каждом занятии проектная группа получает оценку за коммуникацию (умение работать в команде и др.).
На последних занятиях готовят презентацию проекта, проводят предзащиту проекта в своей группе.

2.2.Самореализация учащихся путём развития творческих способностей через метод проектов

Набирая учеников в первый класс, я столкнулась со следующими трудностями:
1.Сформировались две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками.
2.Вторая трудность:
-неумение слушать и слышать друг друга на уроках и вне урока
-неумение трудиться на общее благо
-эгоизм, дефицит общения
-гиперактивность многих детей
-негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цель:
создать в детском коллективе комфортные условия для общения на уроках и во внеклассной работе.
Для подготовки к участию в проектной неделе во внеклассной работе я использовала следующий алгоритм.
1 этап. Был составлен и проведен цикл классных часов на тему «Общение».
Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения,
приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
выработать уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
№ п/п
Тема
Содержание
Виды упражнений.

1
Основные способы общения.
Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты.
Секрет 1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.
Беседа об общении, видах общения.
Упражнения: “Давайте познакомимся”, “Лица”, “Маски”, “Жесты”, “Иностранец”, “Эти разные слова”, “Тише, Танечка, не плачь”.

2
Секреты общения. Внимание к окружающим людям.
Этикет, правила поведения.
Тренировка восприятия партнера в общении.
Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
Беседа об этикете, правилах поведения.
Упражнения: “Опиши партнера”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

3
Секреты общения. Умение слушать.

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении.
Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя
Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.
Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.
Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”, “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”, “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”, “Лужа”.
Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет” (урок 5), В. Осеева “хороший поступок” (урок 6).

4
Секреты общения. Правила вежливости.



5
Секреты общения. Вежливое отношение к людям.



6
Секреты общения. Взаимоуважение



7
Секреты общения. Умение понимать состояние другого.
Тренировка восприятия партнера в общении.
Беседа о причинах хорошего и плохого настроения.
Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”.

8
Секреты общения. Умение учитывать позицию другого.
Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.
Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.
Беседа о причинах конфликтов, агрессии.
Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”.

9
Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения.
Вербальное общение. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений.
Беседа о правилах “хорошего слушания”.
Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”.

10
Секреты общения. Что такое дружба?
Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).

Беседа об уважении и принятии другого.
Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

Итого: 10 часов


2 этап. Проведение цикла экскурсий:
«Мы в школьной библиотеке»
«В сельской библиотеке»
«Кто работает в магазине»
«Что интересного можно узнать на почте» («Как путешествует письмо»)
3 этап. Анкетирование.

Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности:
1) подумать самостоятельно - !

2) спросить у другого человека-

3) посмотреть в книгах-

4) посмотреть по телевизору -

5) получить информацию у компьютера –

6) понаблюдать-

7) провести эксперимент -

8) связаться со специалистами -
Таким образом, у первоклассников к участию в проектной деятельности были сформированы коммуникативные навыки общения друг с другом.
В своей работе на уроках и во внеклассной работе я использую исследовательский, практико-ориентированный (нацелен на социальные интересы учащихся) и творческий (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов) проекты.
В моей практике с обучающимися были разработаны следующие проекты:
«Комнатные растения» (Приложение 1)
«Зелёная аптека» (Приложение 2)
«Книга весны» (Приложение 3)
«Что за чудо, эта русская матрёшка!» (Приложение 4)
В связи с тем, что вопросы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания сегодня стоят остро и становятся актуальными, считаю необходимым вовлечение родителей в совместную проектную деятельность.
Примером такого использования проектной деятельности не только в классно-урочной системе, но и с привлечением родителей во внеклассную работу является следующий мой проект.
Во 2-м классе ребятами был предложен проект «Береги осанку смолоду» (приложение 6).
Учащиеся разделились самостоятельно на группы, каждая из которых искала информацию. Были проведены классные часы (Приложение 5) по таким темам:
1. Осанка.
2. Осанка – важный компонент здоровья.
3. Упражнения для сохранения осанки.
На классных часах каждая группа обменивалась изученной информацией.
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
Таким образом, основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству


2.3.Исследовательская работа, как способ повышения познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и «Основ проектной деятельности».

Исследовательская деятельность – составная часть проектной деятельности в будущем.
Что и как я применяю в обучении исследовательской деятельности на уроках русского языка и на уроках «Основы проектной деятельности».
Использую различные приемы исследовательской работы при изучении слов с разных сторон.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
С удовольствием выполняют ребята исследовательские задания, например такие:
- Что могут рассказать суффиксы?
Овечник (овечий хлев)
Наблюдник (ряд полочек для посуды)
Навильник (полочка для хранения вилок)
Деревнишко (уменьшен. деревня)
Дощенка (небольшая, тонкая доска)
Капустница (уменьшен. капуста)
Камбалка (уменьшен. камбала)
Провожу мини-исследование «Отгадай слово»:
1) загадать слово «кошка» разными способами (мимикой, жестами, звуками, словами);
2) понаблюдать, сколько раз было отгадано слово;
3) результаты занести в таблицу;
4) сделать вывод.
Вывод: при общении друг с другом без слов не обойтись.
На уроках русского языка провожу исследование словообразований.
Как вы знаете, слова образуются с помощью:
- приставок: читал – прочитал;
- приставок и суффиксов: вода – подводник;
- сложения корней: пар + воз – паровоз.
От одного корня может быть образовано много слов – до 20, а то и до 30 слов. Проследить, как образуются цепи слов, - это исследование.
Дым -
дымный
бездымный


дымить
задымить


дымок
дымочек


дымчатый



Интересно ученикам выполнять работу по исследованию значения слова. Надо суметь дать толкование, т.е. объяснить его значение.




предмет слово значение слова

Исследование слова выполнено в толковых словарях.
Образцы толкования слов:
Зелень. Имя существительное. Листва на деревьях. Зеленые растения. Овощи. Деревья оделись густой зеленью. На рынке горы зелени: петрушка, лук, укроп, салат.
Озимый. Имя прилагательное. Высеваемый осенью, зимующий под снегом. В конце сентября зазеленели поля озимых хлебов.
Скользить. Глагол. Легко и плавно двигаться по гладкой поверхности. Лыжи легко скользят по накатанной лыжне.
Из каких же частей состоит толкование слова?
1) само слово.
2) часть речи.
3) объяснение значения (толкование).
4) употребление слова в речи, предложении.
По этой схеме исследуются слова. Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением, ведь многие слова многозначны.
Вот пример. Меня попросили: - Подайте мне ручку. Я слышу, но не могу понять: свою руку, чтобы поздороваться; шариковую ручку, чтобы писать; дверную ручку, которую надо прибить к двери.
Многозначность слова исследуется в тексте.
Так, в предложении – «Пешеход скользит и падает» - слово «скользит» не означает легко и плавно движется. Оно означает – теряет устойчивость. Значит, в словаре будет дано два значения слова «скользит».
Задание: определить три значения слова «свежий».
Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)
К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)
Подай мне свежую газету. (Новую)
Иногда в тексте слово приобретает новое значение или оттенок.
Предлагаю детям исследовать эти отклонения. Вот текст:
Взгляд незнакомца скользил по лицам людей в толпе, не останавливался, не задерживался. Мы уже знаем значения слова «скользил». Ни одно не подходит. Автор хотел сказать, что незнакомец смотрел на людей невнимательно. Это – новое значение, непрямое, иносказательное.
Также вместе с детьми коллективно исследуем значения слов, которые нередко смешивают. Эти слова не только похожи по звучанию, но и близки по значению.
сытого
1. После < обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.
сытного
обсудили обсудили,
2. Петин план похода < и единодушно < никто его не одобрил.
осудили осудили,


Вот словарик смешиваемых слов:
злой и злобный
искусный и искусственный
Исследование пословиц.
Пословицы кратки, мудры и всегда с изюминкой. В каком случае каждую из них уместно употребить?
«Мелет день до вечера, а послушать нечего». «За твоим языком не поспеешь босиком». «Слушай больше, а говори меньше».
«Лучше ногою запнуться, чем языком».
В этой пословице скрытый смысл: не так скажешь – уже не исправишь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова «запнуться языком» надо понимать: «не то сказать, что надо» или «не так сказать, как следовало бы».
Напомню, Лев Николаевич Толстой своих учеников учил сочинению на пословицу. И сейчас можно ребятам придумать сюжеты на пословицы: с действующими лицами, событиями, диалогами; т.е. сочинить небольшие рассказы. Пословицу каждый выбирает сам, сюжет – тем более без посторонней помощи. Устно, а лучше – письменно.
В такой работе ученики получают навыки самообразования. Ребята работают с удовольствием.
Разнообразны исследовательские задания на уроках русского языка. Например, как правильно назвать жителей городов, местностей?
Города:
Архангельск – архангелогородцы;
Москва – москвич, москвичка, москвичи;
Тамбов – тамбовцы, тамбовец, тамбовчанин;
Тула – туляк, тулячка, тульчанин, тульчанка, туляки, тульчане;
Орел – орловец, орловчанин.
Местности:
Урал (горная страна) – уралец, уралка, уральцы;
Сибирь – сибиряк, сибирячка, сибиряки.
Такая работа увлекает ребят.

Объединившись в группы, дети исследовали, как построен язык:
от самых малых единиц языка – до самых крупных построений.
1. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Текст
· предложение
· слово
· звук

3. Звуки
· слова
· их изменения
· их связи
· предложения
· текст
Интересно объединять слова в группы по значению и указывать способ образования слов этой группы:
Дни недели – вторник, среда, четверг, пятница.
Названия птиц по их голосу - кукушка, пищуха.
Названия ягод по цвету – голубика, черника.
Названия городов по имени основателя – Владимир, Ярославль, Петрозаводск.
А с каким удовольствием ребята, работая в группах, составляют тематические словари.
На любую тему можно составить словарь, в нем будет основное, ведущее, ключевое слово. Вот пример:
Тема «Словарь любителя грибов».
Ключевые слова: съедобные грибы, грибные места, приготовление грибов.
Съедобные грибы: белый гриб, груздь, рыжик и т.д.
А дальше – сами!
О каждом виде грибов можно рассказать целые истории.
Предлагаю такие темы словарей:
Словарь садовника;
Словарь охотника;
Словарь языковеда;
Словарь этикета;
Словарь вежливости;
Словарь названий жителей России;
Словарь голосов неживых предметов;
Словарь звукоподражаний крикам, голосам животных;
Словарь стихийных сил природы и т.д.
Так же интересен словарь рифм, исследуем его.
Рифмы К.И.Чуковского:
Базар – самовар;
Муха – Цокотуха;
Обложка – сапожки;
Сороконожки – по дорожке.
А теперь словарь собственных рифм:
Свет – нет, усатый – полосатый, в марте – на парте, под спинку – перинку, лужи – стужи.
Свет – нет –привет – ответ – букет – балет.
Даль – жаль – эмаль – печаль – деталь.
Итак, я думаю, что исследовательская работа в начальной школе необходима. Она способствует развитию учебной самостоятельности, развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

2.4.Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

2.5.Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые я сформулировала в памятке для учителя, обучающихся, родителей (Приложение 7 )
4.Заключение
Таким образом, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения;
развивают системное мышление;
развивают творческие способности.

Рассмотрев теоретические позиции проектного обучения, можно отметить, что:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребёнка на свой уровень развития;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в разных ситуациях.
Я считаю, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Таким образом, главная идея метода проектов состоит в развитии познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
Вот поэтому я использую в своей работе метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии

Приложение 7.
Памятка для учителя № 1.
Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей №2
Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
Меньше наставлений, прямых инструкций.
Не сдерживайте инициативу.
Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
Не раздражайтесь.
Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Позволим себе дать несколько практических рекомендаций

Правила презентации для ученика №3
1.Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
2. Найди удобное положение тела и место для рук.
3. Спокойно посмотри на слушателей.
4. Назови тему.
5. Заинтересуй слушателей выступлением.
6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
9. Логично закончи свое выступление.








13PAGE 15


13PAGE 14515


13PAGE 15


13PAGE 143815



Граммат.
значение
слова
имя
существит.


Состав
слова

дом-ишк-о

Значение
слова
маленький домик

Звучащее
слово
Домишко-
7 зв.,3 сл.


СЛОВО




Текст

Части речи,
изменение слов

Сочетания слов,
предложения

Части слов –
корень, приставка,
суффикс.
Состав слова

Слова и их значения

Звуки и их сочетания


яблоко

Плод яблони,
фрукт,
круглое,
кисло-сладкое
питательное







Заголовок 8 Заголовок 915