Урок истории Древнего мира в 5 классе Зарождение демократии в Афинах


Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс
Учитель истории Колесникова Н.Б.
МБОУ «Удачненская школа» Красногвардейского района Республики Крым 
Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.
Тип урока: комбинированный
Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с личностью Солона.
- воспитательные: выработка у учащихся морально – нравственных качеств.
- развивающие: выработка у учащихся  навыков  применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных, политических основ личности) и использования исторического текста при ответе на вопросы, уметь объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.
Оборудование:
1) Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая;
    «История Древнего мира»,  М. Просвещение, 2014 г.
2) Презентация.
3) Тесты: 1. Управление Афинским полисом;
2. «Демократия при Солоне».
Ход урока
План урока:
Причины зарождения демократии
Характеристика Солона
Реформы Солона
Проявление демократии в Афинах при Солоне.
Работа с понятием «демократия»
 
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Устные ответы (во время ответов заполнение таблицы), тест№1.
Работа у доски: заполнение таблицы:
Занятия населения Ремесло, торговля, земледелие
Проблемы 1.нехватка земли
2.долговое рабство
Управление  Засилье аристократов
Вопросы: 1. Чем занималось население Аттики?
2. Какие проблемы существовали в положении земледельцев? (охарактеризуйте их).
3. Чем еще был недоволен афинский демос?
Тест слайд 1
1. Что называется полисом?
а) город-государство в Древней Греции
б) город в Древней Греции
в) название управления городом
2. Как назывался Совет знати в Афинах?
а) ареопаг
б) демос
в) полис
3. Как по-гречески назывался простой народ?
а) демос
б) аристократы
в) архонты
4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:
а) стратеги
б) архонты
в) Народное собрание
 3. Изучение нового материала.
Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести? (выступление демоса). Как это сказалось бы на развитии Афинского полиса?
Сегодня на уроке мы познакомимся с человеком, который вошел не только в историю Греции, но и всего мира.
(Фото бюста Солона) слайд2
А вот, чем он знаменит, мы выясним сегодня на уроке.
  
 Учитель:  Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
 
  - Сегодня на уроке мы будем говорить о Солоне, человеке, давшем миру «демократию».
- Посмотрите на бюст Солона и послушайте сообщение о нем.
Вопросы по сообщению
1) из какой семьи был Солон?
2) почему он начал проводить реформы (реформа-это преобразование)
Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.
Заполнение таблицы слайд 3
Реформы Солона Реформы Перикла (заполняется позже)
1.Отмена долгового рабства
а) простили все долги;
б) уничтожили долговые камни;
в) отпустили на волю рабов-должников
г) выкупили тех, кого продали в рабство в другие страны. 2. Изменения в управлении
а) архонтом мог стать богатый демос
б) стало созываться Народное собрание
в) бедный демос мог стать судьей Слайд 4. Прочитайте п.2 &30 и отрывок из стихотворения. Какие проблемы демоса были решены? О каких «позорных столбах» идет речь?
Можем ли мы сказать, что больше рабства в Греции не было? ( нет, не было только греков-рабов, рабов-должников).
Кроме вопроса земельного, чего еще требовал демос? (управления полисом)
Слайд 5. Прочитайте п.3 &30 1-2 абз. Какие произошли перемены в управлении? Что такое Народное собрание? Кто такие граждане?
Так в чьих же интересах проводились реформы? (не только демоса, но и интересах всего государства). Кто мне попытается доказать, что реформы были выгодны и государству.
Слайд 6. Слово «Демократия». С каким известным вам термином мы можем связать это слово ( демос). Найдите в конце параграфа и запишите определение «демократии».
Давайте выясним так в чем же проявлялась демократия в Афинах при Солоне (демос не мог стать рабом-должником, мог участвовать в управлении). Прочитайте 2-3 абз. в п.3 о суде в Афинах. В чем там проявлялась демократия?
Какой же вывод мы можем сделать. Еще раз вспомним тему нашего урока. Почему мы говорим не «демократия в Афинах», а «зарождение демократии»?
(выслушать ответы, обратить внимание на пустой столбец в таблице) слайд3
По рисунку на стр. 144 составить рассказ.
 Закрепление материала: Тест№2
1. Солон стал архонтом в результате:
А) под давлением демоса
Б) избрания на основе соглашения между демосом и знатью
В) в результате заговора знати.
2. Выберите неправильный ответ. По законам Солона:
А) было отменено долговое рабство
Б) с полей были выкинуты долговые камни
В) рабы-должники были отпущены на волю
Г) беднякам было запрещено делать новые долги.
3. Выберите неправильный ответ. По законам Солона:
А) для решения важнейших вопросов начали созывать Народное собрание;
Б) судьей мог быть избран любой житель Афин, даже бедняк
В) было запрещено продать хлеб за границу;
Г) архонтом мог стать любой житель Афин, даже бедняк.
4. По законам Солона для решения важнейших вопросов
начали созывать:
А) архонт Б) ареопаг В) народное собрание.
Взаимопроверка работы 
Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал …..
Самым интересным для меня на уроке было …
Мне было сложно…
Дом. задание: § 30, В чем проявляется демократия в нашей стране. Выставление оценок.