Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Урок 2.


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
Тема человеческого труда в рассказе «Никита».
Урок 2.
Разработан учителем
русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6Измалковой Натальей Викторовной.
№ п/п этап урока универсальные учебные действия количество времени
1 Организационный момент 2 минуты
2 Повторение изученного материала. Сотрудничество со сверстниками. Умение точно и кратко выражать мысли. 3 минут
3 Игра «Угадай пословицу». Логическое мышление. Целеполагание 5 минут
4 Характеристика героя Анализ имеющейся информации, выражение собственного мнения. 3 минуты
5 Анализ третьей части рассказа Выделение главной информации, составление плана. 10 минут
Выводы Умение делать выводы 3 минут
Рефлексия Обобщение знаний, полученных на уроке. 2 минуты
6 Домашнее задание 2 минута
Цели урока:
Обучение ребят идейно-художественному анализу рассказа;
Формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки к пословицам, учебник.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Платонова и продолжим работу над его рассказом «Никита». И сегодня урок у нас необычный. Тему урока вы определите сами.
Повторение изученного материала.
С творчеством Платонова мы будем встречаться и дальше, вплоть до 11 класса, а сейчас давайте вспомним, что интересного мы узнали с Вами об этом авторе на прошлом уроке, а также Вы могли поискать дополнительный материал на эту тему. (фронтальный опрос)
Предварительно учитель напоминает, что сообщения должны быть краткими, интересными и, желательно, своими словами) - Платонов – это псевдоним, настоящая фамилия Климентов;
- в многодетной семье (11 детей) был «нянькой» для младших;
- семья была очень бедная;
- с огромным уважением относился к своей учительнице, которая сумела «пропеть сердцем сказку про человека»;
-сказки начал писать в конце своей жизни;
Игра «Угадай пословицу».
Для того, чтобы перейти к теме урока, я предлагаю немного поиграть в игру «Угадай пословицу» (дети предварительно нарисовали рисунки к пословицам).
Без труда не выудишь и рыбку из пруда (чтобы чего-либо добиться, нужно трудиться).
В труде – красота человека. (если человек трудолюбивый, то он производит хорошее впечатление)
Землю солнце красит, а человека – труд.( труд делает человека лучше).
Скучен день до вечера, коли делать нечего(день тянется долго без дела).
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет (ленивый человек – вялый, скучный, трудолюбивый- активный бодный).
Не печь кормит, а руки ( с помощью труда, человек себя кормит и свою семью).
- Молодцы. А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.(Тема человеческого труда в рассказе «Никита»).
Тема семьи, тема труда была очень важной в творчестве Платонова, так как за свою жизнь он сменил очень много профессий, брался за любую работу.
Актуализация имеющихся знаний.
- Мы говорили на прошлом уроке о главном герое. Его зовут Никита.
Дайте характеристику главному герою? Расскажите о нем? Какой он и почему?
Рассказ о Никите      Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.      Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.
На прошлом уроке мы разделили весь рассказ на три большие части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».) 3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)Мы говорили о том, что Никита активно познает окружающий мир. При этом мальчик проявляет смелость и настойчивость. Никита наделен живым воображением: он не только сразу представляет, как выглядят фантастические существа, но и сочиняет о них целые истории (например, о человеке, живущем в бочке, или о водяных людях). Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми”. Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью.
- Как называется такой прием в литературе? (Этот прием называется олицетворением.)
Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь. Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.
- Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные? (Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой, а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.)Анализ третьей части рассказа.
Итак, разделим на пункты третью часть.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...»
2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».
3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
«Давай все трудом работать, и все живые будут».
— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? (честную жизнь, работу во благо.)
— Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником? ( На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.) — Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде? ( отец уничтожает бесполезный старый пень, который никому не нужен, который выглядит, как мертвый среди всего живого ).
- Чем еще полезным занимается отец? (начинает стругать доски для пола).
— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки? (веселое, появляется интререс)
- Какую работу отец поручил Никите? (выпрямлять гвоздики)
Посмотрите, раньше все окружающие предметы казались Никите страшными, злыми. А что же получилось теперь ? В гвозде ребенок увидел маленького доброго человечка, который ему улыбнулся.
- Что помогло Никите побороть свой страх перед окружающим миром?
(созидательный человеческий труд и воссоединение семьи).
— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?( Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».) — Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?(да)

Выводы:
Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашей работы.
-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?
-Что нового Вы узнали на уроке?
1. Для человека очень важна семья. Родители для ребенка это его опора, его жизнь. Особенно мать.
2.Самое страшное для человека – одиночество.
3.Никита – победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита, есть вера в светлое будущее.
4. Ребенок много фантазирует, потому что он многого еще не знает в этой жизни. А все неизведанное является странным, загадочным и даже страшным.
6.Узнали интересные факты из биографии А.Платонова, а также поговорили о детских страхах и о том, как от них избавляться.
7. Труд помогает преодолеть страхи, помогает человеку быть лучше.
8. Прочно только то, что достается человеку трудом.
Просмотр видеофрагмента:
Рефлексия
Синквейн (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».
Лягушка.
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ летать.
Путешественница.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Индивидуальный доклад о Викторе Петровиче Астафьеве.