Сборник Дидактический материал по развитию речи для учащихся 6-7 классов


Повторение изученного в 5 классе.
Текст.
Текст – это два и более предложение, связанных по смыслу и грамматически.
Чем отличается текст от предложения? С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?
Чем отличаются друг от друга описания, рассуждения, повествования? Что между ними общего?


1. Спишите, расставляя знаки препинания в конце предложений. Докажите, что у вас получился текст. Как лучше озаглавить его:
«Кипрей», «Заботливый цветок», «Сторож сосен»? Какие слова связывают предложения в первом абзаце? Объясните постановку тире в первом предложении.

Кипрей – очень тёплый цветок когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет вокруг кипрея стоит теплый воздух этот цветок выделяет из себя теплоту и в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком это их сторож и защитник, их нянька.
Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой самоотверженный цветок.
(К.Г. Паустовский.)
2. В данных примерах имеются ошибки в выборе средств связи между предложениями. В каких из них для устранения ошибок можно использовать синонимы или близкие по смыслу слова? Перепишите в исправленном виде.
1. На углу улиц.. строители возвод..т многоэтажное здание. В этом здании намечае(ть, т)ся открыть дом бытовых услуг. 2. В мастерской при доме бытовых услуг р..монтируют мужскую и женскую одежду. Р..монтируют её квалифицированные м..стера. 3. На фабрике делают шкафы, столы, диваны. Шкафы, столы, диваны на ней выпускаются высокого качества.
Материал для справок: здание – оно, дом; ремонтировать – чинить; шкафы, столы, диваны – мебель.

3. Прочитайте и озаглавьте тексты. В каком из них во всех предложениях говорится о разных предметах, а в каком – об одном и том же предмете? Какими словами назван этот предмет?
Народился месяц молодой. Шумели листья, облетая.
Робко он весенними зорями Лес заводил осенний вой…
Светит над зеркальною водой, Каких - то серых птичек стая
По садам сияя меж ветвями. Кружилась по ветру с листвой.
(И. А. Бунин.) (И. А. Бунин.)

Составьте схемы связи предложений в данных выше текстах. В каком тексте предложения связаны только по смыслу, а в каком – еще заменой слов?
Предложения в тексте могут соединяться либо параллельно, либо цепной связью.
При цепной связи в последующем предложении говорится о том же предмете, что и в предыдущем. Если последующее предложение прочитать вне текста, то его смысл может быть неясен. При цепной связи используются разные средства объединения предложений (повтор слова, синонимы, антонимы, местоимения и др.)
При параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах. Каждое из предложений, соединенных параллельной связью, понятно само по себе. В тексте они связаны по смыслу.


4. Озаглавьте текст. В каком абзаце предложения связаны цепной связью, а каком - параллельной? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над какими видами орфограмм вы работали, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы?

И как же этот лес хорош (?) поз(?)ней осенью, когда прилетают вальдшнепы Они (не)держ..тся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушк.. .
Ветра нет, и нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума В мягк..м воздух.. разлит осенний зап..х Тонкий туман стоит вд..ли над ж..лтыми полями Сквозь обн..жённые, бурые сучья дерев мирно болеет неподвижное небо Кое-где на липах в..сят последние золотые листья Сырая земля упруга под ногами.
(По И. С. Тургеневу.)
5. Прочитайте. Как лучше озаглавить текст: «Воробей», «Франт», «Какой нарядный!»? Определите в первом абзаце виды связи предложений. Спишите первый абзац, расставляя пропущенные запятые. Из второго и третьего абзацев выпишите слова с пропущенными буквами. Назовите падежи выделенных слов.
На кустах акаци.. с..дело много вороб..ёв. Подкрался я ним по… ближе нацелился своим аппаратом гляжу в гл..зок. Вот передо многой на ветк.. воробышек. Да какой, оказывае..ся, нарядный! Я раньше этого и (не)замечал. Верх головк.. серенький, будто серенькая шапоч(?)ка надета. Грудка и брюшко тоже серые а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, – белая поло..ка.
Пов..рнул воробушек ко мне голо..ку, словно и впрямь фотографироваться хоч..т. гляжу – щ..чки (у)него почти беленькие, а под шейкой большое ч..рное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!
Рядом (с)ним воробьиха с..дит. Она не такая нарядная, вся серенькая.
(Г. Скребицкий.)
6. Напишите сочинение на одну из тем: «Мое любимое животное», «Мое любимое растение», «Памятный день летних каникул», «Понравился ли мне летний отдых?». Какую мысль вы будете раскрывать? Озаглавьте свое сочинение. Какой текст у вас получился - описание, повествование, рассуждение? Какого он стиля?

Стили речи.
Какие стили речи вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
7.Прочитайте. Озаглавьте текст. К какому стилю он относится - к научному или художественному? Спишите, подчеркните в первом абзаце дополнения и обстоятельства, а во втором - определения. Какими частями речи являются выделенные слова?
Н…зины облюбованы ел(?)ником. Темной, сумереч(?)ной чащ..й встал он, будто задумался. Вет(?)ви старых елей обр..сли сизыми л..шайниками. По низу елового леса густо р..стет черника, а полу..гнившие пни обвиты бруснич(?)ником, порой совершенно бордов..м от обилия ягод. Мох здесь густо-зеленый, и от него исход..т прелый запах грибниц.. .
А как дивно хорош(?) березняк с густым подлеском орешника! Снизу благородное серебро ств..лов украшено черн(?)ю, а ближе к вершинам море берез приобр..тает розовато -золотистый оттенок. Влажная,треп..тная зелень вет(?)вей здесь пронизана солнц..м и птич(?)им щебетом, особенно звонк..м в утренний час.
(В.Полторацкий.)
Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов, уставов и т.п.) и деловых бумаг (заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т. п). Для официально-делового стиля важна предельная точность изложения, которая исключала бы разное толкование. В текстах официально-делового стиля используются специальные (юридические, дипломатические и т. д.) слова, стандартные обороты речи, например: в соответствии с постановлением, за указанный период, принимая во внимание.
Документы официально-делового стиля оформляют по особым стандартам.
8. Прочитайте образец заявления. Укажите особенности его оформления. Напишите заявление о приеме, например, в спортклуб (городскую библиотеку, в члены Общества охраны природы и т.д.).
Директору Костанайской ГШДТ
ученика 6 А класса школы № 1
Микешина Вячеслава
Заявление.
Прошу зачислить меня в авиамодельный кружок городской школы детского творчества. Я интересуюсь авиамоделизмом. Обязуюсь аккуратно посещать занятия кружка и соблюдать режим школы.
15 сентября 2012 года.
В. Микешин.
Существительное.

Собирание материалов к сочинению.
9. Рассмотрите репродукцию картины А.М. Герасимова «После дождя». Прочитайте материалы к сочинению. Для описания каких деталей картины можно использовать материалы из абзацев? Спишите, дополнив данные материалы. Подготовьте устное сочинение.

Мокрый
Влажный
Сырой
Перила
Терраса
Густой
Частый
Плотный
Исчезать
Теряться
Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет.
Круглый стол на резных ножках ; букет цветов в кувшине;
часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола.
Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе.
10. Устно опишите картину А.М. Герасимова «После дождя», используя в сочинении данные материалы и синонимы из рамки.

11. Проведите наблюдения и запишите в форме материалов к сочинению, что вы видите из окна вашего дома (школы).
Какие предметы находятся ближе всего к вам, какие - дальше, какие – совсем далеко от вас? Очертания каких предметов видны отчетливо? Какова окраска предметов? Учтите, что предметы выглядят по-разному в разное время суток, при разном освещении.
Подчеркните слова, употреблённые вами в переносном значении. Какие синонимы вы использовали в своих материалах?
Описание помещения.
12. Прочитайте. Что такое интерьер? Чем создаются его особенности? Запишите названия различных видов помещения. Выпишите слова с пропусками, над какими видами орфограмм вы работали?
Слово интерьер заимствованно из французского языка и озн..чает «внутренний». Этот термин и..пользуется в архитектуре и подр..зумевает внутреннее пространство здания.
Уже с древнейших времен разл..чаются два основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того как разв..валось человеческое общество, видоизм..нялся и интерьер. Так, в Древней Греции и Риме по..вляется театральный и спортивный интерьер.
В нашу эпоху общественный интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и Дворец культуры, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазины, и многое другое.
Интерьер созд..ется прежде всего архитектурными формами, то есть стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, дек..ративной лепкой или резьбой по дереву. В интерьер включаются также мебель, осв..тительные приборы, изделия из бронзы, фарфора и т.д.
13. Озаглавьте текст. Назовите в нем элементы описания комнаты. Какие предложения текста связанны параллельной связью? Выпишите выделенные слова и обозначьте их состав. Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками. Над какими видами орфограмм вы работали?
Я проснулся сер..м утром. Комната была залита ровн..м ж..лтым светом, будто от к..росиновой лампы. Свет ш..л снизу, из окна, и ярче всего освещал бр..венчатый потолок.
Странный свет- неяркий и неподвижный - был не похож(?) на солнеч(?)ный. Это св..тили осенние лист..я. За ветреную и долгую ноч(?) сад сбросил сухую листву, она л..жала шумными грудами на земле и распространяла тусклое с..яние. От этого с..яния лица людей к..зались загорелыми, а стр..ницы кни.. на столе как будто покрылись слоем воска.
14. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Назовите элементы описания комнаты. Как обстановка комнаты характеризует ее хозяина? Спишите, назовите орфограммы на месте пропущенных букв и скобок. Назовите глаголы 2 спряжения.
Герасиму отв..ли над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по св..ему вкусу: со..рудил в ней кр..вать из дубовых д..сок на ч..тырех ч..рбанах, истинно б..гатырскую кр..вать; сто пудов можно было пол..жить на нее - (не)п..гнулась бы; под кр..ват..ю (на)ходился дюжий сунду..; в уг..лку ст..ял столик такого же кре..кого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да т..кой проч(?)ный и приземистый, что сам Герасим, бывало, подним..т его, урон..т и ухмыл(?)не(т,ть)ся.
15. Прочитайте описание часовни в 3-й главе повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко. (См. приложение). Как часовня освещена? Что увидел Вася, спустившись на пол? Выпишите любое предложение с однородными членами.
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
16. Прочитайте материалы к сочинению и план их сбора. На какую тему можно написать сочинение? Выберите и запишите к каждому пункту соответствующие материалы.
План сбора материалов. Материалы к сочинению.
1.Коридор.Г..рдероб в углу, р..зная эт..жерка для книг, ц..ферблат
2.Комната:часов, р..сточки ц..трусовых в г..ршках на под..коннике,
а) пол;к..лендарь, к..ртина в золочёной рам.., тюлевые зан..вески,
б) стены;м..таллический к..рниз, зеркало, журнальный столик
в) потолок;на трех но..ках, большой обеденный стол, ц..новка, полосы
г) окна;солнечного света на п..толке, красивые мя..кие стул..я,
д) мебель.натертый до блеска п..ркетный пол, трёхстворчатое окно.
абажур

17. Прочитайте текст и план к нему. В какой части плана подпункты? Разделите текст на три абзаца в соответствии с планом. В каком значении употреблено выделенное слово?
В старинной северной избе.
1.Вход в горницу.
2.Просторная и красивая горница:
а) небогатая обстановка комнаты;
б) искусные украшения.
3. Народное искусство живет.
Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы вход..м в просторную горницу. Вдоль стен - липовые лавки, треть комнаты занима..т кирпичная печь. Все в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе стоит разная деревянная посуда: солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди. Вплоть до сегодняшнего дня живет древнее искусство русского народа.
18. Подберите материал к сочинению – описанию помещения. Пойдите в учебные мастерские, школьные кабинеты, библиотеку, школьный спортзал и т.д. Внимательно осмотрите помещение. Каковы его размеры, назначение? Как расположены окна, двери? Какие предметы находятся в помещении? Как они расставлены? Какой пол? В какой цвет окрашены стены, потолок? Как используется помещение? Составьте сложный план описания помещения и запишите к нему собранные материалы.
19. Сочинение. Опишите помещение, используя составленный план и собранные материалы (см. упр. 18). Озаглавьте сочинение.
Определите стиль вашего сочинения и его основную мысль. Какие их синонимов в рамках вы используете для описания помещения?
20. Выборочное изложение. Прочитайте главу «Среди серых камней» повести В. Г. Короленко «Дети подземелья». (См. приложение.) Выберите из нее описание подземелья. Составьте сложный план изложения на тему «Подземелье». Какую основную мысль вы будете раскрывать? Напишите изложение.
Прилагательное.
Описание природы.
21. Прочитайте. Что такое пейзаж?
Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание местности (природы), на фоне которой происходят изображаемые события. Пейзаж может быть сельский и городской, морской и горный и т.д.
22. Озаглавьте текст. Разделите его на два абзаца. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните те прилагательные и глаголы, с помощью которых описано декабрьское небо в хвойном лесу.
В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо наверху становится ровно лиловым, свисает, опускается и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнется свой, нечеловеческий порядок. Мы поспешили домой обратно по своей утренней дорожке и увидели на ней свежий заячий след. Это значило что зайцы, у которых день наш считается ночью, а ночь - их трудовой день, встали с лёжки и начали ходить. Страшно лиловое небо в сумерках им было, как нам радостная утренняя заря.
(По М.М. Пришвину.)
23. Озаглавьте текст. Разделите его на абзацы. Спишите и подчеркните качественные прилагательные как члены предложения.
Назовите слова, которые соединяют четвертое, пятое и шестое предложения. Назовите синоним к выделенному прилагательному. Можно ли употребить его в данном предложении?
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синий, огромный и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В коленях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.
(По И. А. Бунину.)
24. Сочинение. Опишите какой- либо уголок природы. Понаблюдайте за ним утром (днем или вечером). Как освещены предметы в момент наблюдения? Какими видятся предметы вдали, вблизи, слева, справа? Озаглавьте сочинение. В каком стиле вы будете его писать? Составьте простой или сложный план. Используйте в сочинении синонимы на рамки. Использовали ли вы параллельную связь предложений?

25. Определите основную мысль текста. Разделите его на абзацы. Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся, и расставляя пропущенные знаки препинания.
Лес, расположенный вблизи большого города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь старые сосны. А внизу нет ни молодого деревца, ни зеленого мха, ни травы. И уж, конечно, не найдешь тут белого гриба. На темно- сером грунте, похожем на асфальт, утрамбованном человеческими ногами, не растет ничего. Можно огораживать большие участки леса, предоставляя гуляющим дорожкам, как в парке. «Скучно же так!»- восклицает иной турист из «дикарей». А весело ли гулять по аспидно - черному «лесному асфальту», на котором лишь желтая опавшая хвоя да обрывки бумаги и бутылочные осколки?
26. Какова основная мысль текста? Составьте сложный план текста. Выпишите прилагательные.
Природа Казахстана прекрасна и удивительна. Такой нет нигде в мире.
Она сурова в пустынях. Погода в пустыне часто изменчива и непостоянна, днём жарко, а ночью дуют северные ветра, которые приносят с собой холод.
Природа красива в степях. Весной это просто неописуемая картина: тюльпаны и маки образуют яркий ковёр! То здесь, то там весело порхают их него степные птицы, издали выглядывают любопытные суслики...
Леса в Казахстане прекрасны. Большая часть лесов в стране находится в районе гор северного Тянь-Шаня и Алтая. Здесь есть хвойные леса и высокогорные луга, в ущельях растут яблони и ореховые деревья. Там горные реки с холодной прозрачной водой, суровые горные вершины...
Каспий и Арал всегда радуют народ своими тёплыми водами, своими красотами, своими богатствами.
27. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте в прилагательных суффиксы, с помощью которых они образованы. Какой из выделенных вами суффиксов указывает на незначительную степень проявления признака? Какая связь предложений использована в первом абзаце?
Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Чайковский вглядывался в него, видел все новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?
С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.
На опушку падали косые лучи и ближайшие стволы сосен, были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечке, освещенной сзади свечой. И, с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок - очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.
И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.
Знакомый край весь был обласкан светом.
(По К. Г. Паустовскому.)
Описание предмета.
28. Озаглавьте текст. Сначала выпишите имена прилагательные, в которых пропущены буквы, вместе с существительными. Над прилагательными сокращенно надпишите, какого они разряда. Затем выпишите остальные слова с пропуском букв. Какие орфографические правила соответствуют орфограммам в окончаниях слов?
Однажды во время раскопок в Новгороде была найдена деревянная ложка с красивым узором и следами раскраски. Ученые установили, что сделана она 700 лет назад.
Древнее искусство не погибло. Оно сохранилось всюду. Во многих местах мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись - пламенная хохлома. Хохлома - старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной ее называют потому, что веселые красно- золотые изделия горят как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят - натирают алюминиевым порошком. Затем покрывают алюминием и лаком, и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет полуды выглядит как золото. Далеко за пределами России известна пламенная хохлома.
29. Напишите 5-6 предложений или составьте небольшой текст на одну из тем: «Произведение казахского народного декоративного искусства» (любое), «Превращение дерева», «Деревянное золото», «Костяное кружево» и т.д. Используйте в качестве образца данный текст.
Художественная резьба.
К традиционным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана относится художественная резьба, которой декорируют предметы быта (посуду мебель) и архитектурные сооружения. Распространена резьба по дереву, камню и кости. Часто резьбу сочетают с цветным тонированием, раскраской, инкрустацией костью и металлом. Резная кость применяется в сочетании с резьбой по дереву.
Числительное.
30. Выборочное изложение. Прочитайте конец главы «Мадам Стороженко» из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» ( от слов: «Окончив кричать…»). (См. приложение.) Составьте план изложения. Придумайте заголовок. Соберите материалы, в том числе выберите нужные числительные и запишите их цифрами. В изложении записывайте их словами. Какие синонимы вы используете в изложении? Почему? Подчеркните в изложениях числительные.
31. Запишите 5-10 слов на тему «Спортивная гимнастика». О правописании слов с непроверяемыми гласными и согласными справляйтесь в орфографическом словаре. Составьте 4 -5 сложных предложений с однородными членами с любыми из записанных слов и любыми числительными.
32. Сочинение. Напишите сочинение - рассуждение на тему « Почему нужно заниматься спортом».
Рассуждение.
33. Сочинение-рассуждение. Напишите, кто, по- вашему, прав - дедушка или внучка. Озаглавьте сочинение, составьте план. Своё мнение постарайтесь убедительно доказать. Доказательство начинайте с красной строки. Используйте в сочинении синонимы из рамок. Подчеркните в своём сочинении местоимения.
убедить
уверить
заверить
Есть у меня внучка. Однажды она говорит:- у Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой - нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:
-А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
-Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга,- сказала внучка.
возражать
противоречить

Местоимение.
34.Озаглавьте текст. Какие средства использованы для связи в предложении в первом абзаце? Выпишите словосочетания «местоимение + существительное», «глагол + местоимение». Укажите разряд местоимения.
Образец: своему (притяж.) другу.
Среди слов с соединительной гласной найдите устаревшее. Какое слово его заменило? Назовите синонимы к выделенному слову.
В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник в столице России?
Перенесёмся в шестнадцатый век. В те времена в России еще не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики - писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.
И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.
Шрифт печатных книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Федоров украшал великолепными заставками-орнаментами.
Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров.
35. Какой из двух планов полнее и точнее отражает содержание и основную мысль текста об Иване Федорове (упр. 34)? Составьте на основе простого плана сложный.
План
В центре Москвы. 1. Памятник Ивану Федорову
В те времена. 2. Рукописные книги.
Книги Ивана Федорова. 3.Первая книгопечатня 1553 года.
Великолепные книги книгопечатника.
36. Прочитайте. Укажите определительные местоимения вмести с теми словами, от которых они зависят. Определите род, падеж и число этих местоимений. С какими частями речи они согласуются? Найдите предложения с местоимениями - синонимами (см. рамку). В каких из этих предложений невозможна замена их друг другом? Почему?

Определительные местоимения:
Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой
Было ли у тебя так: ищешь книгу, перероешь весь шкаф и, наконец, найдешь её где - нибудь на самом верху? А в библиотеке имени А. С. Пушкина на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всем доме. И чтобы только перебрать все книги библиотеки по одной, нужно потратить много лет. А ведь каждый день в библиотеку приходит шесть- семь тысяч самых разных читателей. И находят нужные им книги очень быстро. Это возможно потому, что каждая книга имеет свой постоянный точный адрес, который называется шифром. Выглядит он примерно так: К 211/106. Всякому сотруднику библиотеки ясно, что обозначает этот шифр: буква К- отделение книгохранилища, где находится книга, верхняя цифра – номер шкафа, нижняя- место на полке.
Задание. Напиши мини – сочинение о своей библиотеке. Как часто ты в неё ходишь? Какие книги берёшь? Как выбираешь литературу? Что тебе помогает ориентироваться в мире книг? Используй в своей работе местоимения.
Каждый
любой
всякий
Разберите два любых местоимения (устно и письменно).
Текст какого стиля получился у вас при разборе?
Будет и на нашей улице праздник. 2. Кто сам с собой не управит, тот и другого не наставит. 3. Всякий кулик своё болото хвалит. 4. Какова земля, таков и хлеб.
37. Прочитайте. Почему на Мамаевом кургане все священно для нас? Спишите. Подчеркните местоимения, надпишите над ними сокращенно, какого они разряда. Укажите слова с непроверяемыми гласными и согласными.
ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД.
Каждый раз, когда я подъезжаю к городу Волгограду, сердце мое учащенно бьется, ныне годы войны отделены огромным разбегом времени, но память властно возвращает меня к страдным дням битвы за этот город, и я переживаю все сызнова.
Сегодня этот город стал местом паломничества миллионов людей со всех континентов нашей планеты, сюда едут и идут люди поклониться героическому подвигу тех, кто остановил здесь фашизм и повернул ход войны.
На Мамаевом кургане молодые воины принимают присягу. Там проходят торжественные мероприятия.
Здесь все священно для нас.
Город стоит на братских могилах тех, кто отстоял его в сражении, равном которому не знала история. Здесь был сломлен хребет фашистскому зверю.
(В.И. Чуйков).
Глагол.
Рассказ на основе услышанного.
38. Прочитайте. В каком порядке должны следовать друг за другом эти абзацы, чтобы получился текст? Озаглавьте его и спишите. В какой части текста больше глаголов совершенного вида? Почему?
Когда ст..рик собрался идти, я (не)выд..ржал и подош..л познакоми(т, ть)ся. Вы..снилось, что рассказ..ик- старый коммунист, ленинградец.
Я первый раз ст..ял перед этим домом. Раньше много сл..шал (о) нем, читал. Смольный… На краю лес(?)ницы я увид..л пож..лого человека в старомодн.м пальто. Ст..ять ему, видно, было не ле..ко, и он сел прямо на камни. Его окружали ребятишки, которые с интересом слуш..ли (не)торопливый ра..сказ.
-Решил показать внукам дор..гие сердцу места,- улыбнулся он и рассказал мне свою историю.
В 1917 году…
39. Напишите сочинение на тему «Когда моя мама (сестра, сосед, дедушка и т.д.) училась в школе (начинала работать, путешествовала, отдыхала в горах и т.п.)». Узнайте у старших о том, какой случай из их жизни им больше всего запомнился. Попросите подробно рассказать о нем, выясните все непонятное. Продумайте, как вы начнете свое сочинение, как включите в него услышанный вами рассказ, от какого лица вы будете излагать услышанное, как закончите рассказ. Озаглавьте свое сочинение. Подчеркните в сочинении глаголы в изъявительном наклонении.
Стили литературного языка.
Когда и для чего используются разговорный, научный, официально-деловой и художественный стили речи? Какие языковые средства чаще используются в официально-деловом стиле?
40. Найдите в учебнике по литературе для 6 класса тексты, написанные в научном и художественных стилях.
Для воздействия на массы людей в целях агитации, пропаганды общественно-политических идей в наших газетах и журналах по радио и телевидению, на собраниях используется публицистический стиль речи. Чтобы сделать речь доходчивой и убедительной, в нем используются образные выражения, несложные конструкции предложении, обращения ко многим людям (читателям, слушателям), вопросы, на которые отвечает сам говорящий, пишущий (риторические вопросы), и др.
Публицистическими являются передовые статьи газет и журналов, очерки о людях, их труде и др.
41. Прочитайте очередной номер «Костанайских новостей». Найдите примеры статей, написанных в публицистическом стиле. Как вы определили их принадлежность к этому стилю?
42. Прочитайте и озаглавьте текст. К чему призывает А. Гайдар молодёжь? Докажите, что текст написан в публицистическом стиле. Спишите. Назовите виды орфограмм на месте выделенных букв.
Ты говоришь: я ненавижу врага. Я презираю смерть. Дайте винтовку, и я пулей и штыком пойду защищать Родину.
Все тебе кажется простым и ясным. Приклад к плечу, нажал спуск - загремел выстрел.
Всё это верно. Но если ты (не) сумеешь поставить правильно прицел, то твоя пуля бесцельно, совсем не пугая и даже ободряя врага пролетит мимо.
Ты бестолково бросишь гранату, она (не) взорвется.
В гневе стиснув зубы, ты ринешься на врага в атаку. Прорвешься через огонь, занесешь штык. Но если ты (не) привык бегать, твой удар будет слаб и бессилен.
И тебе правильно говорят: учись, пока не поздно. Когда тебя призовут под боевые знамена, командиры будут учить тебя, но твой долг заранее учиться военному делу, быть всегда готовым к боям. В умелых руках, при горячем, преданном Родине сердце военные знания и оружия- грозная и страшная для врага сила.
Юный патриот! Учись, чтобы быть готовым к защите Родины.

43. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины И. Шевандроновой «В сельской библиотеке». Опишите лица, позы детей. В какой последовательности вы будете описывать изображенное на репродукции? Сочинение вы можете написать в форме описания или в форме рассказа. Используйте в своих сочинениях синонимы. Какова основная мысль вашего сочинения?
Глагол.
44. Запишите 10-15 слов на тему «Стройка». Подчеркните непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова. Составьте 2-3 предложения с обращениями.
45. Прочитайте. С какой целью в этом рассказе о прошлом (об экскурсии, которая уже состоялась) употребляются и глаголы в форме настоящего времени? Укажите предложения с этими глаголами, объясните их употребление. Выпишите глаголы, распределяя их по временам. Обозначьте окончания. Объясните постановку знаков препинания во втором предложении.
Витькина гайка.
Ходили мы на экскурсию на автозавод и там видели, как разными болтами и гайками на главном конвейере свинчивают машины. Бегут по конвейеру колеса, крылья, моторы, а в конце цеха новенькие самосвалы с конвейера сходят.
Ходим мы по цеху, смотрим. Оглядываемся назад: Вити Харитонова нет.
- Витька! Витька! – закричали мы. А он выходит из-за станка и говорит:
- Я гайку завинчивал. Мне один рабочий позволил.
Вдруг глядим: с конвейера сходит новенький автомобиль. А Витька показывает на колесо и кричит:
- Вот здесь моя гайка!
Мы ему не поверили и побежали к его знакомому рабочему. Тот улыбнулся и сказал:
- Помочь хотите? Становитесь в очередь!
И каждый ученик из нашего класса завинтил по гайке на колесе.
46. Изложение. Передайте содержание текста предыдущего упражнения в форме рассказа, который Вы услышали от кого-либо из его героев (Витьки, его товарища, рабочего). Опишите обстоятельства, при которых Вы могли услышать рассказ.
47. Прочитайте. Озаглавьте текст. Прочитайте предложения, связанные параллельной связью. Укажите предложения, которые связаны с помощью местоимений. Спишите, деля текст на абзацы. Назовите падежи выделенных слов.
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом пад..ли с тополей сухие листья. Кусты ш..повника ст..яли, будто об..ятые плам..нем, и красные ягоды в ре..кой листве их пылали, как огне(н,нн)ые языч(?)ки. Горький, всепобеждающий запах сопревший дубовой коры заполнил лес. Ежевич(?)ник - густой и хва..кий - опут..вал землю; под спл..тением ползучих ветвей его искус(?)но прятались от солнца (дымчато)сизые, зрелые кисти ежевики. На мертвой тр..ве в тени до (полу)дня лежала роса, бл..стела посеребренная ею паутина. Точно деловитое постукивание дятла да щ..бетанье дроздов-рябинников нарушало тишину.
Причастие.
Описание внешности человека.
48. Прочитайте. Что такое словесный портрет? Запишите основные виды словесного описания человека.
Портрет в литературном произведении - это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание портрета используется писателем как одно из средств характеристики героя произведения.
49. Чем примечательна внешность юноши? Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения. Укажите средства связи первого предложения со вторым и второго с третьим.
Спавший в углу долговязный парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь тёмных точек, как будто его спрыснули дёгтем сквозь чистое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с легкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце.
50. Прочитайте. Какие причастия, относящиеся к существительному глаза, помогают передать особенности характера человека, его душевное состояние? Что обозначают выделенные слова? Какие ещё прилагательные используются для описания формы лица, цвета глаз? Выпишите причастные обороты вместе с определяемыми существительными. Обозначьте окончания в причастиях. Выпишите остальные слова с пропусками.
продолговатый
овальный
круглый
1. В гости(н, нн)ую вошла девушка лет восемнадцат..3, (черно) волосая и смуглая, с несколько кругл..м, но пр..ятн..м лицом, с (не) большими тёмными глазами. Она д..ржала в руках к..рзину, наполненн..ю цветами. (И. С. Тургенев.) 2. Черты его заг..релого лица, окружённ.. густыми волосами, были красивы3 и выр..зительны. (Л. Н. Толстой). 3. Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё (не) вид..вал отроду: (черно) глазую и белую, как снег, оз..ренный утренн..м румянц..м солнца. Она смеялась от всей души. И смех пр..давал сверкающую силу её осл..пительной красоте. (Н. В. Гоголь.) 4. Юхванко был русый парень, худощавый, стройный, с молодой остренькой бородкой, довольно кр..сивый, если б не бегающие карие гла..ки, неприятно выглядывавшие из-под сморщенных бровей.
(Л. Н.Толстой.)
51. Прочитайте. Правильно ли поступают те, кто по внешности судит о внутренних качествах человека, о его характере? Озаглавьте текст. Какие из синонимов нельзя употребить вместо выделенного прилагательного? Спишите, расставляя пропущенные запятые.
Пр..ятели называли его тюфяком за его медлительность (не) поворотливость и (не) ловкость. У него всё в..лилось из рук, всё (не) ладилось.
благородный
великодушный
возвышенный
высокий
святой
священный
рыцарский
Разозлить его стоило большого труда, но, когда его выводили из себя, оби..чикам дост..валось кре..ко. Тюфяк был очень сильным, хотя к..зался вялым и (не) расторопным.
(Н..) кто (не) догад..вался, что скрывае (т, ть) ся под этой (не) красивой, толстой оболоч(?)кой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
В мечтах из толстого и косолапого он ст..новился стройным и гибким, а в дв..жениях по..влялась ловкость и сноровка. Все его (не) достатки мгновенно проп..дали под бл..стящими доспехами. Но стоило ему подойти к зерк..лу, как всё возвр..щалось на место. В эти минуты он (не) навидел себя за (не) подходящ..ю для рыцаря внешность.
( По Ю. Яковлеву.)
52. Прочитайте оба текста. В каком из них описание внешности дано в художественном стиле речи, а в каком – в официально – деловом? Спишите первый текст. Устно докажите, что выделенные слова – причастия. Из второго текста выпишите слова с пропусками и со скобками. Во втором тексте найдите устаревшие слова.
I. У костра, вытаращив испуга (н, нн) ые глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую, в болтающ..мся рукаве, пр..подняв, точно защ..щаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка в лаптях, в изорва(н, нн)ых штанишках, в длинн..м не по росту п..джаке, обёрнут..м вокруг тела и подпояса(н, нн)ом пенькой.
Метелица увидел эти испуга(н,нн) ые глазы над болтающ..мся рукавом, штанишки с просвеч..вающими голыми коленками и этот убогий, с хозяйского плеча, п..джак, из которого так виновато и жалко смотрела тонкая и смешная детская шея.
(По А. А. Фадееву.)
II. Исправник вынул из кармана довольно замара (н, нн) ый лист бумаг.., развернул его с важностью и стал читать нара..пев:
«Пр..меты Владимира Дубровского, составл..нные по сказкам бывших его дворовых людей.
От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.
Приметы особые: таковых не ок..залось».
- И только? – ск..зал Кирилла Петрович.
- Только, - отвечал исправник, складывая бумагу.
- Поздр..вляю, господин исправник. Ай да бумага! По этим пр..метам немудрено будет вам отыскать Дубровского.
( А. С. Пушкин.)
53. Озаглавьте текст. В каком предложении выражена основная мысль описания? Какого стиля текст? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая причастные обороты. Обозначьте условия выбора орфограммы «буквы у (ю) и а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Зрение у Васи, как потом уб..дился Егорушка, было пор..зительно острое. Стоило ему только вглядет( ?) ся в даль, чтобы увидеть лисицу зайца дрохву или другое какое (нибудь) животное держащ..е себя подальше от людей. Немудрено увид..ть убега..щего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно вид..ть диких животных в их домашней жизн.., когда они ( не) бегут (не) пряч..тся и (не) глядят встр..воженно по сторонам. А Вася вид..л игра..щих лисиц зайцев умыва..щихся лапками дрохв расправля..щих крылья, стрепетов, выбива..щих свои «точки». Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который вид..ли все, у Вас .. был еще другой мир, свой собстве (н,нн )ый, (ни) кому недоступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда он гл..дел и восх..щался, трудно было ( не) завид..вать ему.
54. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Укажите в первом и последнем абзацах слова, которые служат для связи предложений. Выберите материал на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте свое изложение. Подчеркните в своем изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту, лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
- Здоров, браток!
- Здравствуй, – я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе такая теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивой мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
-Беда мне с этим пассажиром!
Он достал из кармана защитных летних штанов свернутые в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы» .
Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда - нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. На нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.
55. В каком стиле написан текст? Спишите любые три абзаца, вставляя пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты. Назовите условия выбора одной и двух букв н в прилагательных и причастиях.
Отчество мое. Крым.
(Не)сколько лет (на)зад мне пр..шлось плыть зимой на теплоход.. из Батуми на север. После Туапсе теплоход уш..л в открытое море чтобы обойти лед..ной шторм буш..вавший у берегов Новороссийска.
На ра(сс, с)вете я проснулся от тишины. Моното(нн,н)о гудела машина. Я вышел на палубу. Шторм стих. В (не) обыкнове( н,нн)ой ясност.. всходило солнце.
(В)переди, в голубоватой светящ..йся мгле, медле(н,нн)о выр..стали из моря очертания ж..лтых гор освещ..ных ни(з, с)кими но яркими лучами. Это был Крым, но я (не)сразу узнал его. Он пок..зался мне огромн..м островом тонущ..м в утре(н,нн)ей синеве.
Впервые я увидел из морской дал.. весь Крым, весь торжестве(н,нн)ый разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. Впервые я понял как пр..красна эта земля омытая одним из самых праз..ничных морей земного шара.
Мы подходили к берегам расцвеч..нным сухими и ре(з,с)кими красками крымской зимы. Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри и над ними, как дым, струились к зениту и таяли обл..ка.
(По К.Г. Паустовскому.)
56. Соберите материал к сочинению на тему «Мой знакомый». Понаблюдайте за внешностью кого - либо из ваших знакомых (товарища, друга, подруги, взрослого родственника и т. п.). Возможная схема сбора материала: 1)рост, 2)лицо, 3)руки, 4)одежда.
57. Сочинение. Опишите внешность вашего знакомого. Вы можете описать портрет вашего знакомого так, чтобы его легко было узнать. В этом случае вы напишите обо всем, что есть примечательного в наружности этого человека (в его глазах, улыбке, походке, одежде и т.п.). Вы можете описать внешний вид вашего знакомого, когда он огорчается или радуется, когда занимается любимым делом, когда читает книгу, слушает радио, смотрит телевизионную передачу и т.п. Вы можете описать наружность вашего знакомого и показать, что он красив (некрасив, обаятелен ит.п.), что его внешность ничем не примечательна или, наоборот, в ней есть что - то особенное. Определите свой замысел, подготовьте материалы, систематизируйте их. Озаглавьте свое сочинение. Подчеркните причастия, если вы их использовали.
Деепричастие.
58. На какую тему подобраны предложения? В каких предложениях характеризуется манера нападающего атаковать футбольные ворота? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте деепричастные обороты, выделите суффиксы в деепричастиях несовершенного вида. Подчеркните в 3-м предложении орфограммы – раздельные написания и орфограммы – слитные написания. Назовите специальные слова, относящиеся к спорту. Каким синонимом из рамки нельзя заменять выделенное слово?
броситься
кинуться
метнуться
ринуться
устремиться
С мяч..м в ногах, внезапно пр..тормаживая и меняя направление, Игорь шёл на ворота, словно на лыжах летел с горы. 2. (Ни) кто (не) мог с такой резкостью, как Игорь, рвану(т,ть) ся с места и (не) теряя мяча столь же неожиданно зат..рмозить. 3. Подхватив мяч в глубине или получив пас на выход Толя мощно ра..гонялся и (не) меняя ритма шагов (не) семеня (не) подлаживаясь в (не) уловимый миг наносил чудовищный удар с ходу. 4. Он потрясающе бил пенальти. (Не)которое время он вн..мательно смотрел на вратаря. Нач..ная дли (н,нн) ый ра..бег и (не) доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом, резко протяг..вал вперёд руку указ..вая, куда будет бить.
( По К. Ваншенкину.)
59. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте деепричастные обороты.
Пр..дол..вая сопр..тивление портивника; защ..щая ворота (з,с) борной школы; (не) пр..к..саясь рукой к мячу; проход..т в замедл..н..м темпе; ра (з,с) тирая рукой ушибл..ное колено; (не) допустить противника (к) вратарской площадк.., пр..бежав (на) помощ (?) нап..дающ..му; (не) замеч..ная защитником опас(?)ная передача; нар..стающий гул голосов болел (?) щиков; ра(з,с) г..ревшаяся схватка (в) центре поля.
внимательно
сосредоточенно
60. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины С. Григорьева «Вратарь». Какое время года изображено на картине? Когда и где ребята играют в футбол? Что представляет собой их футбольное поле?
Как одеты спортсмены? Кто они? Какой момент игры в футбол изобразил художник?
Кто наблюдает за игрой ребят? Как художник показал, что футбол – это увлекательное зрелище?
быстрый
торопливый
стремительный
проворный
Составьте простой или сложный план и напишите сочинение. Используйте синонимы из рамок.
В каком стиле вы будете писать сочинение?
Наречие.
Описание действий.
61. Спишите, подчеркните наречия, с помощью которых а) автор характеризует, «рисует» действия, б) указывает на их последовательность.
Ровные стружки.
Леонтьев любил немного посидеть на стройке и полюбоваться работой плотников.
Лучше всех плотников работал косматый пожилой Фёдор. В корявых его руках топор превращался в крылатое сказочное существо.
Чтобы стесать бревно, Фёдор сначала делал насечки. На топор он совсем не глядел, морщился от махорочного дыма, но насечки клал быстро и ровно.
Потом Фёдор одним длинным ударом снимал толстый слой дерева, и в сторону отлетал смолистый пахучий горбыль.
(К.Г.Паустовский.)
62. Устраните неоправданное повторение слов, указывающих на последовательность действий. Запишите исправленный вариант отрывка из сочинения. Подчеркните наречия.
Папа взял длинную рейку и распилил её пополам. Потом рубанком тщательно обстрогал её, сделал круглой. Потом шкуркой отшлифовал рейку, она стала гладкой, приятно в руки взять! Потом папа один конец аккуратно распилил, ловко вставил в этот распил фанерку и прибил её гвоздиками к палке…
Описание действий.
63. Понаблюдайте, например, за тем, как асфальтируют дорогу, как строитель кладёт стену из кирпича, как штукатурит стены, как ремонтируют велосипед, мотоцикл или автомашину, как работает водитель автобуса, продавец, работник почты, парикмахер, доярка. Что и в какой последовательности делается? Как называются инструменты, которыми пользуется работающий? В чём проявляется его заинтересованность в деле, его мастерство? Запишите материалы наблюдений. Подчеркните в них наречия. Какие из них имеют степени сравнения?
64. Сочинение. Основная мысль – «Труд человека прекрасен». Используя материалы предыдущего упражнения, напишите такое сочинение, которое можно было бы поместить в классной (общешкольной) стенгазете.
Предлог.
65. Подберите подходящие по смыслу предлоги и при списывании вставьте в предложение. Подберите к выделенному слову однокоренные слова.
1. Земля ( обилие снега) глубоко проп..талась влагой. 2. Погода (предск..зание бюро прогнозов) уст..новилась дождливая. 3. Полевые работы в сел.. веду(т, ть) ся (график). 4. Улыба..щийся агроном быстро ш..л (трактористы). 5. Сев начали в более рани.. срок (обычай.)
Союз.
66. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Что советует детям автор? Почему книги должны быть всегда рядом с вами? Сделайте морфологический разбор союзов. Спишите, ставя пропущенные запятые, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Объясните постановку двоеточия.
Кем бы вы ни стали мои ю(нн,н) ые друзья куда бы ни позвали вас пути-дороги пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!
автор
классик
Огромный, пр..красный мир жизн.. нашей стр..ны и наших сверс (?) ников открывает (?) ся в миллионах книг. Авторы детских книг – самые б..льшие ваши друзья.
Х..телось бы, чтобы вы ребята кре..ко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав книги этих писателей вы почу..ствуете себя сильнее сумеете глубже оценить свои поступки окружающих ощутите всю прелесть пр..красного русского языка.
( С. Михалков.)
67. Сочинение. Прочитайте отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов». Как относился к чтению Илья Иванович, отец главного героя романа? Согласны ли вы с его мнением, что чтение – роскошь? Напишите в публицистическом стиле сочинение на тему «Книга – друг и учитель человека». Подберите необходимые доказательства. Используйте материал предыдущего упражнения, а также высказывания о книге, помещённые в начале учебника.
Илья Иванович иногда возьмёт и книгу в руки – ему всё равно, какую – нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно, так точно, как можно иметь картину на стене, можно и не иметь, можно пойти прогуляться, можно и не пойти: от этого ему всё равно, какая бы ни была книга; он смотрел на неё, как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать.
Частица.
68. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Определите стиль, основную мысль вашего рассказа, озаглавьте его. Подумайте, о чем следует написать более подробно, надо ли охарактеризовать мальчиков, ввести описание ножика, снегиря. Где уместно использовать диалог?
Папа подарил Вите замечательный ножик. Чего только не предлагала ребята в обмен на ножик! Но Витя и слушать не хотел.
В школе Витя увидел в руках у Петьки снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.
Витя дал Петьке ножик, и обмен состоялся. Витя снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник и открыл форточку.
Приложение Отрывок из 3-ей главы «Я приобретаю новое знакомство» повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Перегнувшись через косяк, я заглянул внутрь часовни, и оттуда на меня пахнуло торжественною тишиной брошенного храма. Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений. Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовывали ярким золотом старые, ободранные стены. Я увидел внутреннюю сторону запертой двери, провалившиеся хоры, старые, истлевшие колонны, как бы покачнувшиеся под непосильною тяжестью. Углы были затканы паутиной, и в них ютилась та особенная тьма, которая залегает все углы таких старых зданий. От окна до пола казалось гораздо дальше, чем до травы снаружи. Я смотрел точно в глубокую яму и сначала не мог разглядеть каких-то предметов, еле выделявшихся на полу странными очертаниями.   Между тем моим товарищам надоело стоять внизу, ожидая от меня известий, и потому один из них, проделав то же, что и я раньше, повис рядом со мною, держась за оконную раму.   – Что там такое? – с любопытством указал он на темный предмет, видневшийся рядом с престолом.   – Поповская шапка.   – Нет, ведро.   – Зачем же тут ведро?   – Может быть, в нем когда-то были угли для кадила.   – Нет, это действительно шапка. Впрочем, можно посмотреть. Давай привяжем к раме пояс, и ты по нем спустишься.   – Да, как же, так и спущусь… Полезай сам, если хочешь.   – Ну что ж! Думаешь, не полезу?   – И полезай!   Действуя по первому побуждению, я крепко связал два ремня, задел их за раму и, отдав один конец товарищу, сам повис на другом. Когда моя нога коснулась пола, я вздрогнул; но взгляд на участливо склонившуюся ко мне рожицу моего приятеля восстановил мою бодрость. Стук каблука зазвенел под потолком, отдался в пустоте часовни, в ее темных углах. Несколько воробьев вспорхнули с насиженных мест на хорах и вылетели в большую прореху в крыше. Со стены, на окнах которой мы сидели, глянуло на меня вдруг строгое лицо с бородой, в терновом венце. Это склонялось из-под самого потолка гигантское распятие. Мне было жутко; глаза моего друга сверкали захватывающим дух любопытством и участием.   – Ты подойдешь? – спросил он тихо.   – Подойду, – ответил я так же, собираясь с духом. Но в эту минуту случилось нечто совершенно неожиданное.   Сначала послышался стук и шум обвалившейся на хорах штукатурки. Что-то завозилось вверху, тряхнуло в воздухе тучею пыли, и большая серая масса, взмахнув крыльями, поднялась к прорехе в крыше. Часовня на мгновение как будто потемнела. Огромная старая сова, обеспокоенная нашей возней, вылетела из темного угла, мелькнула на фоне голубого неба в пролете и шарахнулась вон.   Я почувствовал прилив судорожного страха.   – Подымай! – крикнул я товарищу, схватившись за ремень.
Глава 5 «Среди «серых камней» повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Прошло еще несколько дней. Члены «дурного общества» перестали являться в город, и я напрасно шатался, скучая, по улицам, ожидая их появления, чтобы бежать на гору. Я совсем соскучился, так как не видеть Валека и Марусю стало уже для меня большим лишением. Но вот, когда я однажды шел с опущенною головой по пыльной улице, Валек вдруг положил мне на плечо руку.
— Отчего ты перестал к нам ходить? — спросил он.
— Я боялся… Ваших не видно в городе.
— А-а… Я и не догадался сказать тебе: наших нет, Приходи… А я было думал совсем другое.
— А что?
— Я думал, тебе наскучило.
— Нет, нет… Я, брат, сейчас побегу, — заторопился я, — даже и яблоки со мной.
При упоминании о яблоках Валек быстро повернулся ко мне, как будто хотел что-то сказать, но не сказал ничего, а только посмотрел на меня странным взглядом.
— Ничего, ничего, — отмахнулся он, видя, что я смотрю на него с ожиданием. — Ступай прямо на гору, а я тут зайду кое-куда — дело есть. Я тебя догоню на дороге.
Я пошел тихо и часто оглядывался, ожидая, что Валек меня догонит; однако я успел взойти на гору и подошел к часовне, а его все не было. Я остановился в недоумении: передо мной было только кладбище, пустынное и тихое, без малейших признаков обитаемости, только воробьи чирикали на свободе да густые кусты черемухи, жимолости и сирени, прижимаясь к южной стене часовни, о чем-то тихо шептались густо разросшеюся темной листвой.
Я оглянулся кругом. Куда же мне теперь идти? Очевидно, надо дожидаться Валека. А пока я стал ходить между могилами, присматриваясь к ним от нечего делать и стараясь разобрать стертые надписи на обросших мхом надгробных камнях. Шатаясь таким образом от могилы к могиле, я наткнулся на полуразрушенный просторный склеп. Крыша его была сброшена или сорвана непогодой и валялась тут же. Дверь была заколочена. Из любопытства я приставил к стене старый крест и, взобравшись по нему, взглянул внутрь. Гробница была пуста, только в середине пола была вделана оконная рама со стеклами, и сквозь эти стекла зияла темная пустота подземелья.
Пока я рассматривал гробницу, удивляясь странному назначению окна, на гору вбежал запыхавшийся и усталый Валек. В руках у него была большая еврейская булка, за пазухой что-то оттопырилось, по лицу стекали капли пота.
— Ага! — крикнул он, заметив меня. — Ты вот где… Если бы Тыбурций тебя здесь увидел, то-то бы рассердился! Ну, да теперь уж делать нечего… Я знаю, ты хлопец хороший и никому не расскажешь, как мы живем. Пойдем к нам!
— Где же это, далеко? — спросил я.
— А вот увидишь. Ступай за мной.
Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени под стеной часовни; я последовал туда за ним и очутился на небольшой, плотно утоптанной площадке, которая совершенно скрывалась в зелени. Между стволами черемухи я увидел в земле довольно большое отверстие с земляными ступенями, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня с собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землей. Взяв мою руку, Валек повел меня по какому-то узкому, сырому коридору, и, круто повернув вправо, мы вдруг вошли в просторное подземелье.
Я остановился у входа, пораженный невиданным зрелищем. Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на темном фоне подземелья; свет этот проходил в два окна, одно из которых я видел в полу склепа, другое, подальше, очевидно, было пристроено таким же образом; лучи солнца проникали сюда не прямо, а прежде отражались от стен старых гробниц; они разливались в сыром воздухе подземелья, падали на каменные плиты пола, отражались и наполняли все подземелье тусклыми отблесками; стены тоже были сложены из камня; большие, широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги, крепко смыкались кверху сводчатым потолком. На полу, в освещенных пространствах, сидели две фигуры. Старый «профессор», склонив голову и что-то бормоча про себя, ковырял иголкой в своих лохмотьях. Он не поднял даже головы, когда мы вошли в подземелье, и если бы не легкие движения руки, то эту серую фигуру можно было бы принять за каменное изваяние.
Под другим окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся. Струя света падала на ее белокурую головку, заливая ее всю, но, несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Когда там, вверху, над землей, пробегали облака, затеняя солнечный свет, стены подземелья тонули совсем в темноте, а потом опять выступали жесткими, холодными камнями, смыкаясь крепкими объятиями над крохотною фигуркой девочки. Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный. — Валек! — тихо обрадовалась Маруся, увидев брата.
Когда же она заметила меня, в ее глазах блеснула живая искорка.
Я отдал ей яблоки, а Валек, разломив булку, часть подал ей, а другую снес «профессору». Несчастный ученый равнодушно взял это приношение и начал жевать, не отрываясь от своего занятия. Я переминался и ежился, чувствуя себя как будто связанным под гнетущими взглядами серого камня.
— Уйдем… уйдем отсюда, — дернул я Валека. — Уведи ее…
— Пойдем, Маруся, наверх, — позвал Валек сестру.
И мы втроем поднялись из подземелья. Валек был грустнее и молчаливее обыкновенного.
— Ты в городе остался затем, чтобы купить булок? — спросил я у него.
— Купить? — усмехнулся Валек. — Откуда же у меня деньги?
— Так как же? Ты выпросил?
— Да, выпросишь!.. Кто же мне даст?.. Нет, брат, я стянул их с лотка еврейки Суры на базаре! Она не заметила.
Он сказал это обыкновенным тоном, лежа врастяжку с заложенными под голову руками. Я приподнялся на локте и посмотрел на него.
— Ты, значит, украл?
— Ну да!
Я опять откинулся на траву, и с минуту мы пролежали молча.
— Воровать нехорошо, — проговорил я затем в грустном раздумье.
— Наши все ушли… Маруся плакала, потому что она была голодна.
— Да, голодна! — с жалобным простодушием повторила девочка.
Я не знал, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидал их впервые. Валек по-прежнему лежал на траве и задумчиво следил за парившим в небе ястребом. А при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце.
— Почему же, — спросил я с усилием, — почему ты не сказал об этом мне?
— Я и хотел сказать, а потом раздумал: ведь у тебя своих денег нет.
— Ну так что же? Я взял бы булок из дому.
— Как, потихоньку?
— Д-да.
— Значит, и ты бы тоже украл.
— Я… у своего отца.
— Это еще хуже! — с уверенностью сказал Валек. — Я никогда не ворую у своего отца.
— Ну, так я попросил бы… Мне бы дали.
— Ну, может быть, и дали бы один раз, — где же запастись на всех нищих?
— А вы разве… нищие? — спросил я упавшим голосом.
— Нищие! — угрюмо отрезал Валек.
Я замолчал и через несколько минут стал прощаться.
— Ты уже уходишь? — спросил Валек.
— Да, ухожу.
Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно. Чистая детская привязанность моя как-то замутилась… Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли. Дома я рано лег в постель. Уткнувшись в подушку, я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя.
Отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий», глава «Мадам Стороженко»
Окончив кричать, торговка совершенно спокойно принялась перекладывать бычки садка в свою корзину, ловко отсчитывая десятки. Ее руки мелькали так быстро, что Гаврик не успевал следить за счетом. Ему казалось, что она хочет его обдурить. Но не было никакой возможности проверить. В ее корзине лежали другие бычки.      Поди разберись!      Гаврика охватил ужас. Он вспотел от волнения.      - Для ровного счета две с половиной сотни, - сказала торговка, закрывая корзину рогожкой. - Забирай садок. До свиданья. Скажешь деду, что с него еще остается восемьдесят копеек. Чтоб он помнил. И пускай больше не присылает мелочь, а то не буду брать!      Мальчик остолбенел. Он хотел что-то сказать, но горло сжалось.      А торговка уже кричала, не обращая на него ни малейшего внимания:      - Камбала, камбала, камбала! Бычки, бычки, бычки!      - Мадам Стороженко, - наконец с большим трудом выговорил мальчик, - мадам Стороженко...      Она нетерпеливо обернулась:      - Ты еще здесь? Ну?      - Мадам Стороженко... сколько же вы даете за сотню?      - Тридцать копеек сотня, итого семьдесят пять копеек, да вы мне остались один рубль пятьдесят пять, значит, еще с вас восемьдесят. Так и скажешь дедушке. До свиданья.      - Тридцать копеек сотня!      Гаврику хотелось кричать от обиды и злости. Дать бы ей о всей силы кулаком в морду, так чтоб носа потекла юшка. Обязательно чтоб потекла. Или укусить...      Но вместо этого он вдруг заискивающе улыбнулся и проговорил, чуть не плача:      - Мадам Стороженко, вы же всегда давали по сорок пять...      - Скажите спасибо, что даю за такую рвань по тридцать. Иди с богом!      - Мадам Стороженко... Вы ж сами торгуете по восемьдесят...      - Иди, иди, не морочь голову! По сколько надо, по столько и торгую, ты мне можешь не указывать... Камбала, камбала, камбала!      Гаврик посмотрел на мадам Стороженко. Она сидела на своей детской скамеечке - громадная, неприступная, каменная.      Он мог бы ей сказать, что у них с дедушкой совершенно нет денег, что надо обязательно купить хлеба и мяса для наживки, что требуется всего-навсего копеек пятнадцать - двадцать, - но стоило ли унижаться?      В мальчике вдруг заговорила рыбацкая гордость.      Он вытер рукавом слезы, щипавшие облупленный носик, высморкался двумя пальцами в пыль, вскинул на плечо легкий садок и пошел прочь своей цепкой, черноморской походочкой.      Он шел и думал, где бы раздобыть мяса и хлеба.