Дидактический материал по развитию речи детей подготовительной группы


Дидактический материал по развитию речи детей подготовительной группыСловообразование
Дидактическая игра «У кого какая мама»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов
(-иц, - их, -ок).
Натуральный материал: картинки с изображением животных.
Словарный материал:
львица зайчиха теленок (корова)
тигрица олениха ягненок (овца)
лисица ежиха жеребенок (лошадь)
волчица поросенок (свинья)
медведица цыпленок (курица)
верблюдица
Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов
- щик, -тель, -истДидактическое упражнение «Скажи, что они делают»
Цель: Учить детей образовывать слова по объяснению.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей:
- Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы)
- Кто выращивает виноград? (Виноградари)
- Кто выращивает чай? (Чаеводы)
- Кто выращивает свеклу? (Свекловоды)
- Кто выращивает хлопок? (Хлопководы)
Упражнения в пересказе текста
Дидактическое упражнение «Зима»
Цель. Учить детей пересказывать текст, распространяя каждое простое причастие уже знакомыми словами – прилагательными. Учить подбирать прилагательные к словам снег, звери, деревья, зима, коньки. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова (медведь, лиса, белка, заяц).
Подбирать эпитеты к словам:
-Снег какой? – белый, мягкий, пушистый, легкий …
- Коньки какие? – железные, острые, блестящие, детские …
Текс: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Звери попрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.
Вопросы к тексту:
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
- Куда спрятались звери?
Дидактическое упражнение «Скворечник»
Цель: Учить детей пересказывать текст от первого лица.
Текст: Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
Задание: пересказать текст от первого лица; вспомнить, кто где живет (скворец в скворечнике, лиса в норе, медведь в берлоге и так далее)
Рассказ К. Ушинского
«Четыре желания»
Цель: Продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее, или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее, или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
- Веселый – веселее – более веселый.
- Высокий – выше – очень высокий.
- Легкий – легче – очень легкий.
Употребление в речи причастия
Дидактическое упражнение «Придумай предложение»
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зеленая сосна, и предлагает составить предложения по следующим словосочетаниям:
молодая сосна ( На опушке леса росла молодая сосна);
у высокой молодой сосны (У высокой молодой сосны красивые длинные иголки);
к зеленой сосне (Ребята подошли к зеленой сосне);
зеленеющей сосной (Они любовались зеленеющей сосной);
о зеленеющей сосне (Воспитательница прочитала стихотворение о зеленеющей сосне);
Игр проводится только после того, как все дети осознали смысл грамматических форм, образующих причастие.
Дидактическое упражнение «Прыгающие зайцы»
Ход игры. Воспитатель говорит детям о том, что у Нины есть очень интересная игрушка – прыгающие зайцы; и предлагает на основе названных словосочетаний составить предложения об этой игрушке. (можно показать картинку).
- Прыгающие зайцы (У Нины есть прыгающие зайцы)
- У прыгающих зайцев (У прыгающих зайцев мягкая шерстка).
- Прыгающим зайцам (Нина приносит прыгающим зайцам морковку)
- Прыгающих зайцев (Она очень любит прыгающих зайцев)
- С прыгающими зайцами (Нина часто играет со своими прыгающими зайцами).
- О прыгающих зайцах (Она всегда заботится о прыгающих зайцах).
Составление предложений
Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Цель. Упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.
Ход игры. Воспитатель называет детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветающую черемуху», - и предлагает сказать по-другому.
Возможные ответы детей:
- В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.
- В лесу мы увидели цветущую черемуху. Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке.
- В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.
- В лесу мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.
- В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.
Дидактическое упражнение «Светофор»
Цель. В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному отбору словесного материала для включения его в предложение.
Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.
Ход игры. Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «зажигается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции.
Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.
Дидактическая игра «Телефон»
Цель. Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения.
Ход игры. Дети друг другу говорят что-то, а потом о сказанном составляют предложения:
- Петя сказал, что сегодня плохая погода.
- Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.
- Толя ответил, что у него нет книги.

Дидактическое упражнение «Скажи правильно»
Цель. Учить детей на слух определять правильно составленные предложения.
Ход игры. Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:
- Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения.
- У кати был день рождения, потому что ей подарили книгу.
- Взошло солнце, потому что стало тепло.
- Стало тепло, потому что взошло солнце.
- Грачи прилетели, потому что пришла весна.
- Пришла весна, потому что прилетели грачи.
- Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий.
- День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.
Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет.
Наглядный материал: игрушки
Ход игры. Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет. И дает образец высказывания (Белка везет на санках матрешек. Матрешки везут белку):
- Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку.
- После того, как белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать ее.
- Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать ее.
Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя).
Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.
Дидактическое упражнение «На остановке»
Цель. Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
Наглядный материал: на столе размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.
Ход игры. Воспитатель на примере объясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе – до кукольного театра». Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино - на автобусную?» (Кукол расставляют на названных остановках).
Образец ответа: «Снегурочка пришла на трамвайную остановку потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».
Вопрос детям:
- Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную? (Дети проговаривают предложение по образцу).
Дидактическая игра «Дополни предложения»
Цель. Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины, цели.
Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:
- Мы поливаем цветы на клумбах, потому что …(для их роста нужна влага).
- Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что … (на улице зима).
- Деревья и кусты покрылись инеем, потому что … (стало холодно).
- На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что … (наступила поздняя осень).
- Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы …
- Коля взял игрушку того, чтобы …
И так далее.