Из опыта работы по теме Развитие универсальных учебных действий на уроках химии и биологии


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного процесса. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых государственных образовательных стандартов. Развитие личности обеспечивается через формирование УУД, овладение которыми выступает как способность к саморазвитию путем сознательного и активного усвоения новых знаний, умений, компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.
Каждый учитель тщательно продумывает свой урок. Государственные стандарты второго поколения, обозначив требования к образовательным результатам, открывают перед нами пути поиска новых идей и новых творческих открытий.
Приведу примеры формирования УУД, а именно общеучебных действий, которые включают в себя приемы и методы работы с различной информацией, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Прием «если бы» направлен на развитие умений выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, приводить доказательства, защищать свои идеи Например, по теме «Бактерии» в 5 классе:
I. Если на Земле исчезнут все бактерии, то (перестанут разлагаться мертвые тела).
II. Если перестанут разлагаться мертвые тела, то (не будет образовываться перегной).
III. Если не будет образовываться перегной, то
Прием «ПОПС формула» позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по теме. Предлагаю написать четыре предложения по теме «Происхождение жизни на Земле»:
П - позиция: Я считаю, что жизнь занесена на нашу планету из космоса
О – обоснование: Потому что достоверных фактов зарождения на Земле живого вещества из неживого не существует.
П – пример: Я могу доказать это тем, что на метеоритах, упавших на Землю, находят следы органических веществ.
С – следствие: Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…где-то во Вселенной существует жизнь.
Прием: смысловое чтение, уметь структурировать знания, ориентироваться в научном тексте и воспринимать его правильно. Работая в 5-7 классах по учебникам издательства Баласс, соответствующим новым образовательным стандартам и являющимся составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа-2100», школьники на каждом уроке решают проблему и открывают новые знания, так построен учебник и требует этого. Например, в 5 классе на уроке по теме «При бесполом размножении ДНК детей и родителей одинаково» даю задание: найди в тексте ответы на вопросы:
Чем различаются разные виды бесполого размножения: бесполого вегетативного и бесполого спорового?
Какой способ размножения самый быстрый?
Причем прямого ответа в тексте нет. Школьники должны, прочитав текст, сравнить способы размножения, т.е. найти сходство и различие и проработав информацию, дать ответ.
В другом классе подросткам было дано задание: преобразовать информацию параграфа в табличный вариант. Предложенный текст содержит много рисунков, схем без каких-либо подробных разъяснений как в учебниках по стандартам предыдущим. Выполняя такие задания, школьники развивают логическое мышление. Изучая тему «Значение водорослей» учащиеся должны были составить план параграфа с включением в него двух кластеров «Промышленное сырье» и «Альгинаты».
УУД: ориентация в научном тексте, структурирование знаний
Прием «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умений анализировать.
Школьникам дается текст для внимательного прочтения, составленный мной из дополнительных источников, «Как выращивают бактерии-нефтееды?» Придумайте по одному «толстому» вопросу.
Команде №1 необходимо придумать задание: дайте объяснение, почему…(микробов отбирают в тех местах, где им предстоит работать, ученые всего мира ищут способы борьбы с нефтяными загрязнениями) Команде№2 Предположите, что будет, если (нефтееды будут размножаться в количествах, превышающих норму?)
Команде №3 Составить вопрос со слов: В чем различие…(бактерий нефтеедов и клубеньковых)?
УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение задать вопросы к тексту и поиск ответов на них;
Фрагмент №6 Видео «Кессонная болезнь»
После просмотра видео вам предлагается ответить на вопрос или выполнить следующие задания:
Группа №1. Предположите, какими последствиями для человека обернулось бы быстрое поднятие водолаза с глубины моря.
Группа №2. Составьте инструкцию для водолаза.
Группа №3. Вы врач. Вам доставили пострадавшего с признаками кессонной болезни. Что вы предпримете, чтоб облегчить состояние водолаза? УУД: извлечение необходимой информации из просмотренного видео
Урок биологии 10 класс. Прослушайте сообщение одноклассника «Экстракорпоральное оплодотворение», просмотрите видеофрагмент об искусственном оплодотворении, подготовьтесь участвовать в решении проблемы «Экстракорпоральное оплодотворение: за или против?». Старшеклассникам для обсуждения предлагался ряд вопросов:
Кто «за» ЭКО? Обоснуйте вашу точку зрения.
Кто «против» ЭКО? Докажите вашу точку зрения.
Какие проблемы возникают у детей, зачатых с помощью ЭКО?
В каких случаях лечение бесплодия у человека способствует возникновению этических и социальных проблем? Что это за проблемы?
УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Прием: Аннотация прочитанной книги (о пресмыкающихся). Учащиеся должны не только прочитать источник, но изложить кратко содержание, выразить собственное мнение о прочитанном.
УУД: Усваивающее чтение: аннотирование. Высказать в письменной форме личное мнение о прочитанном, сделать вывод.
Прием «Составление граф-схемы или кластера» – «созвездия», в центре которого ключевое понятие, например, нервная система. От него школьник рисует стрелками лучи в разные стороны, от которых лучи расходятся далее и далее (центральная, периферическая, автономная, вегетативная, симпатическая и парасимпатическая). Кластеры применяем во всех классах. УУД: осуществление анализа и синтеза материала.
Следующий прием: Прокомментируйте схему:
О1: C1 (n) +Я(n) З (2n)
семя плод
О2: C2 (n) +ВК (2n) Э (3n)
УУД: Объяснить назначение рисунка, диаграммы, таблицы, схемы;
II. Особое значение среди многих учебных умений имеют универсальные логические действия:
Анализ и синтез – это две стороны единого мыслительного процесса: анализ – мысленное расчленение объекта на характерные части; синтез – мысленное соединение составных частей в единое целое.
Сравнение – важнейшая операция, оказывающая сильное влияние на формирование наблюдательности и критичности. Уже на первых уроках химии школьники сравнивают физические и химические явления, что приводит к пониманию общих черт и различий. С целью понятия сущности Периодического закона Д.И. Менделеева служит сравнение окислительных и восстановительных свойств ХЭ по периодам и группам, сравнение свойств простых веществ и их соединений. Сравнение генетических рядов неорганических и органических веществ
Сравните паукообразных, ракообразных и насекомых по обозначенным вами пунктам плана, сравнить хвощевидных и плауновидных по плану:
сравнивать можно только однородные объекты;
необходимо правильно выбирать основу сравнения;
общее между сравниваемыми объектами можно устанавливать только тогда, когда между ними существуют и различия и, наоборот, определять различия можно лишь при наличии сходства.
Сравнение делает процесс изучения нового материала более доступным, живым, наглядным.
УУД: умение осуществлять сравнение и выбирать критерии для сравнения
Прием построения логических цепочек рассуждений: Пусть одна группа «Разрушители» отстаивает точку зрения о том, что бактерии – это враги живых организмов и природы в целом, а другая группа «Защитники» станет доказывать, что бактерии – это друзья живых организмов и природы тоже. Третья же группа «Аналитики» внимательно слушает и в конце дискуссии вносит коррективы (исправления и дополнения к выступлениям групп) и сделает выводы.
(Возможные вопросы «Разрушителям»:
Что произойдет на планете Земля, если вдруг исчезнут бактерии гниения? (Земля станет необитаемой, т.к. не будет круговорота)
Возможные вопросы «Защитникам»:
Если на Земле исчезнут все бактерии, то (перестанут разлагаться мертвые тела).
Если на Земле перестанут разлагаться все мертвые тела, то…(не будет образовываться перегной).
Если на Земле не будет образовываться перегной, то (не будет питательных веществ для роста растений).
Если на Земле не будет питательных веществ для роста растений, то (растения погибнут).
Если растения погибнут, то: а) не будет кислорода, б) не будет животных, в) нарушится экологическое равновесие в природе, г) исчезнет жизнь на Земле
Выводы: Роль бактерий в нашем организме
УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство установления причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.
III. Третья группа познавательных УУД - формулирование проблемы и решение проблемы творческого и поискового характера.
Прием «проблемный вопрос урока»:
Ты решил построить деревянный дом. Какие меры по защите от гниения ты предпримешь на стадии проектирования и во время строительства?
Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое - на некотором расстоянии от него.
Почему?
Возможно ли размножение большинства организмов без оплодотворения? 10 класс
Прием Совместное групповое решение задач
Каждая группа по типу «Мозгового штурма» одновременно, но продуктивно решает в течение 1-2 мин. свой проблемный вопрос При ответе команды внимательно слушают решение, активно обсуждают его и при необходимости отвечают, принося дополнительный биоллар своей команде. Задание выдается на желтой карточке.
Мы входим в сторожку. Стены покрыты, точно хлопьями ваты, широкими кругами плесени. Вот он домовой гриб. Приезжий отчитывал Назарыча: «Тебе народное имущество доверили, как же ты допустил, чтоб у тебя под носом гриб дом съел?» Может ли гриб дом съесть?
«Загадки процесса дыхания» У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба легких при этом остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему наступила смерть? Ответ: При повреждении грудной клетки в плевральную полость, через рану входит воздух, где у здорового человека он обычно отсутствует. В результате при расширении грудной клетки давление снаружи и внутри легких уравновешивается, смены воздуха в них не происходит, дыхание прекращается. Наступает пневмоторакс.
УУД: Найти доводы в защиту своей точки зрения;
Австралийское животное коала питается исключительно жесткими листьями эвкалиптов. Перед тем, как детеныш коалы перейдет на прием такой «взрослой» пищи, он получает от матери пищевые добавки в виде кала. Объясните биологическую роль столь странного, с точки зрения поведения животного. (Листья эвкалиптов волокнисты, содержат грубую целлюлозу. Для превращения ее в полезные для коалы вещества нужно много бактерий, которые он частично получает из таких добавок как кал матери, которые затем размножаются в его кишечнике и присутствуют в большом количестве)
Как вы думаете, в какой части дерево гниет быстрее: на границе земли и воздуха, выше этой границы или ниже границы земли и воздуха и почему так считаете? (Дерево гниет при постоянном присутствии влаги и кислорода. Такие условия создаются на границе земли и воздуха. В этом месте гниение происходит наиболее интенсивно. Выше этого места древесина хорошо проветривается и гниет не так интенсивно. Ниже – наоборот кислорода недостаточно для активного гниения, и гниение там также замедляется.)
В Индии живут дикие сорные куры. На протяжении столетий они используют бактерии гниения. Объясните как куры приспособились их использовать? (Сорные куры выводят свое потомство из яиц, закапывая их в кучи мусора. Мусор под влиянием бактерий гниения разлагается. При этом выделяется энергия в виде тепла, за счет которого и выводятся птенцы из яиц.)
УУД: Найти доводы в защиту своей точки зрения;
Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности. Для этого необходимо шире включать учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, которые имеют конкретную практическую ценность. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную проверку выдвинутых предположений
Результатом такой деятельности является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных уже в научной среде. Результатом проекта является получение необходимого продукта. Так уже в 5 классе школьники выполняли проекты по темам «Бактерии», продуктами которых стали созданные ими учебные презентации: «Мой Пермский край» «Роль бактерий в жизни моей семьи», «Экопортрет села Родники», «Родники – мой любимый поселок», «Плесень: польза или вред?», «Грибы»:
Настоящие любители сбора грибов, особенно постарше, часто используют местные названия грибов, отличающиеся от общепринятых. Тебе предлагается взять интервью у опытного грибника: расспросить его, какие грибы, когда и где именно встречаются в вашей местности. Результат своей работы оформи в виде презентации или плаката.
УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Старшие школьники выполнили исследовательскую работу «Вред алкоголя и влияние культуры знаний школьника на отношение к алкоголю»
Проект Домашний «Подари модель кабинету»
Предлагается изготовить модель легких человека из тех материалов, которые найдете: резиновые шарики, пластиковые бутылки, капельницы. Главное, чтоб модель работала.
В рамках недели химии и биологии был проведен конкурс УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ биологических и химических ТЕМА «НАУКА И ТВОРЧЕСТВО». Были представлены модели «Фотосинтез», «Бактерия», «Клетка», «Вулкан», модели цветков, модель походного фильтра «Аквафор»
Что же дают универсальные учебные действия?
1. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельно научиться учиться.
2. УУД создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
ЛИТЕРАТУРА
А.Г.Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» Система заданий М.Просвещение, 2011
Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.2006
Г.И.Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД» Журнал «Биология в школе» № 7, 2011
Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010