Открытый урок. Гончаров. Обломов и Штольц — двойники и антиподы

Тема урока: Илья Обломов и Андрей Штольц: антиподы или двойники?
(По роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Цель урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); формировать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.
Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, тексты романа И.А.Гончарова «Обломов», технические средства обучения (телевизор); тетради для работ по литературе, иллюстрации.
Учащиеся должны знать:
- содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;
- основную мысль произведения;
- главные образы.
Учащиеся должны уметь:
- правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;
- выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;
- обобщать и систематизировать учебный материал;
- совершенствовать навыки работы с текстом;
- делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.
Ход урока.
I. Оргмомент (сообщение темы и цели).
II. Подготовка к восприятию.
Учитель: Добрый день, ребята! Я желаю, чтобы Ваш день сегодня был действительно добрый и принёс определённые успехи в учении. Просыпаясь, встречайте каждое утро с улыбкой и хорошим настроением. Радуйтесь каждому дню вашей жизни и постарайтесь прожить его с пользой для себя и окружающих Вас людей. Помните «дорогу осилит идущий». Изучение романа И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о назначении человека Обратите внимание на тему урока (запись темы в тетрадях). Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения: Илья Обломов и Андрей Штольц кто же они – двойники или антиподы? Вам необходимо сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник
- словарная работа
Антипод - (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.
Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).
Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив, не сосредоточен. Давайте дадим ему характеристику более подробную. (ответы учащихся)
Учитель: А как знакомит нас автор с Андреем Штольцем? Так же, как с Обломовым, или иначе? (О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:
- в связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;
- в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;
- Штольц появляется и во «Сне Обломова», вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.
Учитель: Неожиданно появление героя в финале первой части. И главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.
Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»
(встреча Обломова и Штольца).
Учитель: Мы видим, что эти два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие. Воспользуемся вместе с автором известным в литературе способом характеристики героя – сравнительной характеристикой. Перед Вами рабочий лист, в котором помещены критерии воспитания, цель жизни, содержание деятельности, отношение к женщине, их семейная жизнь и жизненная позиция. В графе вывод мы будем сами делать записи, когда мы рассмотрим все эти критерии, сравнивая главных героев.
Учитель: Рассмотрим все особенности героев.
Ответы учащихся:

Обломов
Штольц

Внешность (когда они предстали перед читателем)
« лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, во всем лице теплился ровный свет беспечности»
ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

происхождение
из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.
выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш. мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка. Наполовину русский, не дворянин.

воспитание
Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.
отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность.


Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».


Учитель: Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.
Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»
(Прощание Штольца с отцом).
Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.
Его воспитание  трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).
Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.
Штольц Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?
Учитель: - Рабочий лист (внизу графы: «Воспитание», указать антипод).
образование
обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве.Оба закончили в Москве университет



С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»

- На основании воспитания и образования была заложена определённая программа. Какова она у Обломова?
Учитель:
заложенная программа
Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение)..
«Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Учитель: Чего больше всего боялся Штольц?
Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).
заложенная программа
Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность-активное начало
« Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

Учитель: Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?
Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части, стр. 76 - 77).
Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.
Суть спора КАК ЖИТЬ?!
 Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)
с. 157-159 Учитель: с. 163
+
с. 161-162 - Это не жизнь!
Учитель:  Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)
Учащиеся: + второй монолог. Исповедь Обломова, с. 166. «Знаешь ли, Андрей»
Учитель: Как каждый из героев выявился в споре?
Взгляды на жизнь
«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»
Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова

Цель жизни
Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала».
«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

Восприятие жизни




Колеблющееся  от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком мочи нет!”
Жизнь  счастье в труде; жизнь без работы  не жизнь; «“жизнь трогает!” “И, слава богу!”  сказал Штольц».


Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.
Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь  вот что было его постоянною задачею”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей”, “измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Учитель: С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?
Учитель: Есть ли один ответ на этот вопрос?
(В процессе спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)
Учитель: - Рабочий лист (внизу графы: «Цель жизни, содержание деятельности» - укажем двойника + двойника в большей степени).
Учитель: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садится с Обломовым и Захаром есть).
? Антитеза жизненных идеалов героев:
«Жизнь есть поэзия. Вольно «Труд – образ, содержание,
людям искажать ее...» стихия, цель жизни».
Чья философия позитивна и конструктивна?
План работы:
Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)
Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)
Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Обломов: Штольц:


















Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается
антитеза между Обломовым и Штольцем.
Антагонизм жизненных воззрений героев.
(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).
«Провокационные» вопросы:
Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?
А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!
Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?
Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?
Итог:
Учитель: Оцените критически жизненное восприятие Обломова/Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж?
Учитель: - Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?
Ответы учащихся:
Обломов
Штольц

Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, что недостоин любви. Ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына).
Штольц любил не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

Учитель: какими мы наблюдаем наших героев в дружбе и в отношении с окружающими?
Ответы учащихся:

Обломов
Штольц

Дружба
Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.
Друзей у Штольца всегда и везде было много  люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

Отношение с окружающими
Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.
Все знают его, он знает всех . Он никого не оставляет к себе равнодушным  его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

Учитель: - Рабочий лист (внизу графы: «Отношение к женщинам, семейная жизнь» - укажем двойника).
Подведём итог урока: - дадим на основании всего сказанного характеристику Обломову и Штольцу.
Учащиеся: характеристика героев:
Обломов
Штольц

Добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.
Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий "железный" характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист.

- Рабочий лист (последняя графа: «Жизненная позиция» - укажем двойника).
Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика).
Заключительная часть урока.
Учитель: Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?
Учащиеся:
- Обломов умирает, оставив сына.
- Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына.
- Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.
- Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».
Учитель: Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!
Учитель: Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Штольца энергичность, ум, целеустремлённость, твёрдость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв от Ильи Обломова доброту, честность, нежность, романтичность. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
III. Домашнее задание: русская критика в романе И.А.Гончарова «Обломов»: «Золотое сердце» или «русская лень». Индивидуальные задания.
IV. Оценки.

«он беспрестанно в движении»

Покой (апатия)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

Сон (бездействие)

«он боялся всякой мечты,хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»

Мечта – «скорлупа, самообман»


Страх перед обстоятельствами


«причину всякого страдания приписывал себе»

Бесцельность существования



«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»

Труд - наказание

«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»



15