Урок «Химия и здоровье: витамины, ферменты, гормоны».

Конспект урока химии в 10 классе.

Учитель химии Зубкова Е.А., МБОУ СОШ №7 г. Шарыпово.

Тема «Химия и здоровье: витамины, ферменты, гормоны».

Место темы в учебном курсе: данная тема изучается в конце учебного года, распределена на 2 урока; в теме излагаются сведения о жизненно важных веществах: витаминах, ферментах, гормонах, лекарствах и их строении, свойствах и биологическом значении.

Тип урока: усвоение нового материала.

Место урока в учебном плане – урок изучения нового материала.

Вид урока: сюжетно-ролевая игра.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

Форма организации: групповая, коллективная.

Межпредметные связи: биология, медицина.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, видеоролики, реактив - хлорид железа (III), подсолнечное масло, пробирка, деревянный штатив.

Источники информации: учебник химии, Интернет (на протяжении всего урока при выполнении заданий, учащиеся используют источники информации).

Дидактическая цель урока: изучение понятий «витамины», «ферменты», «гормоны», их классификации, свойств и роли для нормальной жизнедеятельности человека.

Задачи:
- образовательные: обеспечить понимание учебного материала; формировать потребности в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни;
- воспитательные: способствовать расширению кругозора о здоровом образе жизни; воспитанию личных качеств: самостоятельности, ответственности, инициативности, творчеству;
- развивающие: развивать коммуникативную культуру учащихся на уроке, мышление, память, активность; доказательную речь, используя химическую, биологическую и медицинскую терминологию; самоконтроль и самооценку.


Ход урока.

Организационный момент (1-2 мин.)
Играет заставка программы «Здоровье».

Подготовка к изучению нового материала (3-4 мин.)

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня снова с вами программа «Здоровье» и я, её ведущая ______________(выносит вазу с фруктами и овощами). Тема нашей передачи «Химия и здоровье». Что вы можете сказать, глядя на вазу с фруктами, овощами, орехами (обращается к аудитории – участники отвечают)?
- Речь пойдет не только о витаминах, но и о ферментах, гормонах как биологически активных веществах, их классификации, свойствах и роли для нормальной жизнедеятельности нашего организма.
- «Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!» Поэтому, наши участники и гости будут задействованы в группах и раскроют нам, свой необычный уровень развития творческой индивидуальности, креативного мышления и коммуникативной культуры.

Ознакомление с новым материалом (20 – 25 мин.)

Первичное усвоение новых знаний по блоку «Витамины»:
Ведущая: В студию я приглашаю нашего шеф-повара, который будет творить на нашей кухне чудо-салат, который оценит самая активная команда из участников и гостей после завершения нашей программы. Прежде, чем начать наш разговор, я предлагаю вам взять термометры и измерить свое самочувствие и психологический настрой (берут бумажные термометры и отмечают свой «градус» самочувствия и настроя).
- Давайте, попробуем с вами выяснить, что является правдой или мифом о витаминах? Какова их особая роль для нашего здоровья? Как их можно восполнить в организме? Чтобы ответить на данные вопросы, я приглашаю присоединиться к нашему разговору врача-терапевта, кандидата медицинских наук _________________________.
- И.О. врача ______________, что собой представляют витамины с точки зрения химической науки?
Терапевт: Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. Их химическая природа была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, В, С, D и т.д.), что сохранилось и до настоящего времени. По растворимости в воде и в жирах все витамины делят на водорастворимые (витамины группы В, С, РР и др.) и жирорастворимые (A, E, D,K), которые имеют определенные названия ( идет показ слайда «Витамины в продуктах питания», «Классификация витаминов»).
Ведущая: Что мы ещё знаем или не знаем о витаминах? Давайте посмотрим небольшой видеосюжет (идет показ видеосюжета о роли витаминов для жизнедеятельности человека).
3.2. Первичная проверка понимания блока «Витамины»:
- Всем участникам и нашим гостям, я предлагаю выполнить задание «Рекламная кампания». Вам нужно в течение 2-4 минут подготовить рекламное сообщение из предложенных слов, словосочетаний по теме «Витамины» (командам выдаются карточки, они готовятся и выступают, их выступление оценивается жетонами).
Ведущая: Из всего сказанного, мы можем сделать вывод: витамины – это биологически активные вещества, которые необходимы живому организму, восполнить их можно, употребляя в пищу, различные продукты питания, осенью и весной можно использовать синтетические витамины, которые продают в аптеке (по согласованию с врачом), т.к. нехватка их в организме приводит к различным заболеваниям.
3.3. Первичное усвоение новых знаний по блоку «Ферменты»:
Ведущая: Какие еще биологически активные вещества необходимы нашему организму?
- К нам в студию мы пригласили замечательного человека, который уже 10 лет занимается цирковым искусством в образцовой студии «Юность» нашего города, имеет награды и дипломы таких фестивалей, как: «Под сводом старого шатра», «Страна чудес», «Жар-птица», «Океан». Это Анна Павлова, встречаем!!! ( Рассказ сопровождается фото слайдами).
Ведущая: Анна, скажите, о чём вы мечтаете в будущем?
Анна: мечтаю о хорошей работе в будущем, большой и здоровой семье.
Ведущая: Сегодня вы у нас будете в роли врача, одевайте халат. Просим зайти первого гостя к нам в студию. Доложите о своих симптомах.
Гость 1: Имею боли в правом или левом подреберье, частую рвоту, которая не приносит облегчения, в рвотных массах есть примесь желчи, а также чувство сухости во рту, тошнота, икота, отрыжка, иногда выступает липкий пот.
Ведущая: Мы поможем нашему пациенту, но сначала отправим его на диагностику, а в студию пригласим доктора медицинских наук, врача-эндокринолога _________________________________________. Что вы можете сказать о симптомах заболевания данного гостя?
Эндокринолог: Чтобы выяснить причину заболевания, мы должны провести тщательный осмотр пациента и сделать диагностику поджелудочной железы, т.к первые симптомы указывают на острый панкреатит, данное заболевание нарушает выработку ферментов и гормонов в организме. В частности фермента – панкреатина.
Ведущая: Что вы можете рассказать о ферментах?
Эндокринолог: Ферменты – это вещества, без которых невозможно течение множества процессов в организме (идет показ слайда – таблицы «Классификация ферментов»).
- Они принимают участие не только в переваривании пищи, но и в работе центральной нервной системы, в процессах роста новых клеток.  Ферменты относятся к белкам. В их составе есть и минеральные соли. Ферментов достаточно много и каждый обладает совершенно уникальным действием на узкий круг веществ. Они не могут заменять друг друга, т.к. обладают: избирательностью действия, выполняя четкую программу синтеза нужных соединений; эффективностью – увеличивая скорость биохимических процессов в организме, как катализаторы. Ферменты зависят от температуры, от среды раствора.
Их классифицируют на три основных группы: амилазы, липазы и протеазы.  Под воздействием амилазы углеводы разрушаются и легко всасываются в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Этот фермент присутствует в слюне и в кишечнике. Для каждого вида сахаров существует собственный вид данного фермента.
- Липазы – это ферменты, которые присутствуют в желудочном соке и вырабатываются поджелудочной железой. Они необходимы для усвоения организмом жиров.
- Протеазы – это группа ферментов, которые присутствуют в желудочном соке и тоже вырабатываются поджелудочной железой. Они присутствует и в кишечнике и необходимы для расщепления белков.
Ведущая: Анна, пригласите в студию гостя - пациента. Что вы можете ему предложить? (Заходит пациент).
Анна: Судя по симптомам заболевания и по проведенной диагностике, вам необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства и записаться на прием к эндокринологу.
Ведущая: Анна, прошу вас пройти к нашему шеф-повару, а пациент займет свое место в студии.
3.4. Первичная проверка понимания блока «Ферменты»:
Ведущая: Я хочу снова предложить нашим участникам и гостям выполнить задание «Черный ящик». По описанию, нужно определить в течение 1 минуты, что находится в черном ящике. За правильный ответ, вы получите жетон? (Обсуждают в группе, находят ответ и его озвучивают).
Описание: предмет, в состав которого входит фермент папаин как добавка; используется ежедневно нами в домашних условиях; исследования данного предмета проводит фармацевтическая промышленность (ответ: зубная паста).
3.5. Первичное усвоение новых знаний по блоку «Гормоны»:
Ведущая: Мы продолжаем нашу программу и приглашаем второго гостя в студию. Как вас зовут? Какое вы хотите сделать заявление?
Гость 2: У меня снизился аппетит, быстро утомляюсь и устаю, часто бывает плохое настроение, кожа сухая по всему телу, выпадают волосы, зубы разрушаются, частые головные боли и простуда, чувствую, что появились боли в сердце и отдышка.
Ведущая: Обычно это симптомы нехватки йода в организме. Йод отвечает за нормальное функционирование щитовидной железы, поддерживает гормональный баланс, необходим для работы мозга и для сохранения иммунитета. Как можно поддерживать гормональный баланс в организме? Давайте снова, получим консультацию у врача-эндокринолога.
Эндокринолог: Гормоны - это тоже биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, они регулируют деятельность органов и тканей живого организма Для них характерны свойства: высокая физиологическая активность; дистанционное действие; быстрое разрушение в тканях; непрерывное продуцирование (секреция). По химическому строению гормоны делят на: стероидные; пептидные; белковые; гормоны – производные аминокислот Гормоны различны по химическому составу и представляют разные классы органических соединений (идет показ слайда – таблицы «Классификация гормонов»). Благодаря принципу обратной связи именно гормоны поддерживают гомеостаз – постоянство состава внутренней среды организма, контроль и регулирование содержания воды, углеводов, электролитов и т.п. в нем.
Ведущая: Как работают гормоны в организме человека? Посмотрим видеосюжет.

3.6. Первичная проверка понимания блока «Гормоны»:

Ведущая: Предлагаю каждой группе в течение 1-2 минут выполнить задание на соответствие названия гормонов, их формулы и значения для жизнедеятельности человека (выполняют сообща задание на заготовленных карточках, затем, от каждой группы выходит участник и выполняет поочередно задание на интерактивной доске). Правильный ответ дается после того, как выполнят задания все участники. Выдаются жетоны.

Первичное закрепление изученного материала (5-8 мин.)

Ведущая: в заключение нашей программы я прошу врача-терапевта провести мини-викторину для наших участников (он задает вам вопросы и за правильные ответы, вы получаете жетоны).
Терапевт:
Витамин, содержащийся в молоке, рыбьем жире, моркови (ответ: витамин А – ретинол).
Витамин, который можно обнаружить, если в пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1% раствора хлорида железа (III), появляется ярко-зеленое окрашивание – демонстрация опыта (ответ: витамин А - аскорбиновая кислота).
Витамин, регулирующий кальций и фосфор в крови, минерализацию костей и зубов (ответ: витамин D – кальциферол).
Витамин, имеющий название токоферол (ответ: витамин Е).
Класс ферментов, участвующий в реакциях гидролиза (ответ: гидролазы).
Фермент, расщепляющий жиры до глицерина и жирных кислот в тонком кишечнике (ответ: липаза).
Фермент, использующийся в пищевой промышленности для осветления фруктовых соков (ответ: целлюлаза).
Пептидный гормон гипофиза, имеющий относительную молекулярную массу 1084 (ответ: вазопрессин).
Гормон, регулирующий формирование и развитие мужских вторичных половых признаков (ответ: тестостерон)
Основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор (ответ: адреналин).

Сообщение домашнего задания (1 мин.)

Ведущая: Если вы хотите принять участие в нашей следующей программе по теме «Лекарства», то напишите (подготовить сообщение) нам о своих проблемах, интересных фактах из вашей жизни.

Рефлексия – итог урока (6 мин.)

Ведущая: Дорогие гости, участники нашей программы, вы должны всегда помнить, что существуют простые правила здоровья! Если вы их начнете соблюдать, то ваша жизнь наполнится новыми красками, и вы будете эмоционально здоровыми и счастливыми! (Идет показ видеоролика о простых правилах здоровья).
Я предлагаю вам снова взять термометры и измерить свое самочувствие и эмоциональный настрой (берут бумажные термометры и отмечают свой градус самочувствия второй раз, далее сдают термометры и врачи проводят диагностику изменений самочувствия и настроения, а также уровень развития коммуникативной культуры между участниками согласно полученным жетонам).
Ведущая: за время показа нашей передачи самочувствие улучшилось у многих участников и гостей, настроение стало приподнятым. Самой активной и коммуникативной была команда ________________. Спасибо вам за участие в передачи! В качестве поощрения, предлагаем вам отведать чудо-салат от нашего шеф-повара.




Приложение к уроку

Блок «Витамины» (методический прием «Рекламная кампания»).

Задание группе №1: используя слова, словосочетания данного списка составить текст рекламы витамина D (кальциферол) и представить её.
Ультрафиолетовые лучи.
Размножение клеток.
Обменные процессы.
Стимуляция синтеза гормонов.
Растворимость в жирах.
Детский рахит.
Рыбий жир, растительное масло, яичный желток.
Лосось, треска, икра, люцерна, одуванчик, петрушка.
Северный народ, остеопороз (хрупкость костей), диабет, атеросклероз.

Задание группе №2: используя слова, словосочетания данного списка составить текст рекламы витамина Е (токоферол) и представить её.
Иммуномодулятор.
Антиоксидант.
Светло-желтая вязкая жидкость.
Протектор клеточных мембран.
Предотвращает окисление липидов.
Влияет на синтез ферментов.
Жирорастворимый.
Улучшает питание кожи, состояние волос, ногтей.
Фундук, овес, морковь говядина, банан, фасоль.

Задание группе №3: используя слова, словосочетания данного списка составить текст рекламы витамина РР (В3, никотиновая кислота, ниацин) и представить её.


Говяжья печень, свинина, сыр, рыба, помидоры, брокколи, морковь, орехи
Шиповник, хмель, ромашка, мята
Рост тканей, жировой обмен
Преобразует сахар и жиры в энергию
Снижает в крови уровень холестерина
Защита от гипертонии, диабета, облегчение мигрени
Борьба с воспалениями, стимулирование работы печени
Снижение аппетита, болезненность десен, запах изо рта
Юношам требуется больше, чем девушкам

Блок «Ферменты» (методический прием «Черный ящик»).



Блок «Гормоны» (использование интерактивной доски)

Задание: установите соответствие между названием гормонов, их формулой и ролью для человека.

Гормоны

Формула гормонов

Роль гормонов для человека


1. Эстриол
2. Тестостерон
3. Кортизол
4. Тироксин
5. Адреналин
6. Вазопрессин















Правильный ответ: 1Аа, 2Вд, 3Еб, 4Бе, 5Дг, 6Гв.
А.
Б.
В.


Г.
Д.
Е.

а)

б)

в)

г)

д)

е)




Методический прием «Термометр самочувствия и настроения».


До урока После урока



Рисунок 26Рисунок 1C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\эстриол.jpgРисунок 3C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\тестостерон.gifРисунок 4C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\Вазопрессин.jpgРисунок 5C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\адреналин.jpgРисунок 14эстриол 2Рисунок 7C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\эстриол 2.jpgРисунок 11C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\Кортизол2.jpgРисунок 12C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\вазопрессин2.jpgРисунок 9C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\тестостерон2.JPGРисунок 7C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\thermometer.jpgРисунок 7C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\thermometer.jpg15