Статья «Организация работы с одаренными школьниками по истории (из опыта работы Зырянова В.В.)»


Организация работы с одаренными школьниками по истории (из опыта работы Зырянова В.В.)
Одним из главных направлений развития современных учебных заведений является общегосударственная региональная программа поиска, обучения и развития одаренных школьников и молодежи, нацеленная на подготовку творческого человека и обогащение интеллектуального потенциала Алтайского края и России. Для учащихся сельской школы ограничен круг общения, в котором они могут себя проявить. Поэтому программа для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» является одним из тех мест, где можно наиболее полно раскрыть свои способности. Стоит только посмотреть в глаза ребятам, участвующим в конференции, чтобы понять, что они нашли свое место, они здесь свои, ими интересуются, их здесь ждут с новыми изысканиями. За девять лет плодотворного сотрудничества через «Будущее Алтая» прошло около 50 сельских школьников, не все стали победителями и призерами, но все получили богатый жизненный опыт: умение отстаивать свою точку зрения, упорство в достижении определенного результата, приобрели конкретные практические навыки, которые им очень пригодились в их студенческой жизни. А некоторые ребята, тоже в «рамках программы» обрели и свое семейное счастье, нашли здесь людей близких по духу и создали семью, не зря ведь программа называется «социальная».
Появление на Алтае подобной программы помогло мне в становление опыта работы с одаренными детьми, система которого начала выстраиваться в Шипуновской средней общеобразовательной школы им.А.В.Луначарского с.Шипуново в 1999 году. Педагогически правильно организованный учебно-воспитательный процесс в школе позволяет создать нам условия для разностороннего и полноценного обучения и воспитания каждого учащегося, выявления и развития одаренных детей. Наша школа помогает таким детям удовлетворять свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы; выявить и развить творческие способности, определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни.
В своей работе с одаренными детьми, которые занимаются в НОУ «Юный историк-краевед», я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности, которые красной нитью проходят через все семинары с руководителями, организованными АКЦИТР:
- принципом максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принципом возрастания роли внеурочной работы;
- принципом индивидуализации и дифференциации обучения;
- принципом создания условий для совместной работы с учащимися при минимальном участии учителя;
- принципом свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Стратегия работы с одаренными школьниками, на мой взгляд, должна состоять из трех этапов:
1 этап – аналитический. На этом этапе важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные и духовные потребности.
2 этап – диагностический. На этом этапе провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебной и внеклассной. На данном этапе нужен постепенный переход к обучению не только фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление цепи, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, элективные курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно – практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Данный этап характерен для старшей школы, которая является особым образовательным пространством, где завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности.
Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:
- индивидуализированные формы учебной деятельности, работа по индивидуальным программам;
- выработка проектно – исследовательских навыков ( проектная методика );
- самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности;
- четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
Сотрудничая с одаренными, детьми применяю такие формы работы, как:
-групповые занятия по параллелям с сильными учащимися;
- факультативные занятия;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- элективные курсы;
- спецкурсы;
- консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в научном обществе учащихся;
- совместные археологические и этнографические экспедиции;
- работа по индивидуальным планам.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися.
После проведения выездного семинара по организации научно-исследовательской работы в Шипуновском районе, проведенном по инициативе Лилии Александровны Неупокоевой(АКЦИТР) и преподавателя АлтГУ Александра Борисовича Шамшина резко возросло число школ района, где дети занимаются с помощью учителей научно-исследовательской работой. В результате целенаправленной работы, при поддержке АКЦИТР, сегодня уже более половины школ района принимают активное участие в программе «Будущее Алтая», в районе проходит краеведческая конференция «Село мое родное», где лучшие работы учащихся отбираются для участия в краевых и всероссийских конкурсах
В чем причина популярности научно-исследовательской работы у школьников? Этому есть объяснение: многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью для удовлетворения своего познавательного интереса. А любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Ученику обычной сельской общеобразовательной школы необходима помощь и поддержка учителя в преодолении трудностей, связанных с написанием научной работы, отвечающей современным требованиям. Для продвижения способных детей необходима организация этого процесса и учитывая то, что большое количество ребят Шипуновской средней школы им. А.В.Луначарского проявляют интерес к научной работе по краеведению, администрация школы приняла решение Совета школы о том, чтобы с 1999 года создать научное общество учащихся ( НОУ ). Для целенаправленной работы в данном направлении была разработана программа факультативного курса, которая рассчитана на 68 учебных часов в течение двух лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач развития познавательной деятельности обучающихся является организация научно-исследовательской деятельности школьников, которая позволяет:
- найти оптимальное сочетание теории с практикой;
- создать условия для сближения учебно-познавательной и практической деятельности учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью ознакомить учащихся с основами научной деятельности с целью продолжения обучения в вузах и колледжах, со спецификой и разнообразием видов самостоятельной работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны:
- усвоить систему понятий и представлений учебного исследования;
- научиться самостоятельно проектировать собственное исследование.
Выработка умений учащихся:
- организовать, планировать, проводить свое учебное исследование;
- обрабатывать и анализировать результаты проведенной работы;
- формулировать выводы исследования.
Учащиеся должны овладеть:
- навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения и т.д.;
- умениями и навыками анализа эмпирических исследований;
- умениями и навыками использования в исследовательской и практической работе основных методик и техник сбора данных.
Цели данной программы можно сформулировать следующим образом:
- ознакомление обучающихся с основными этапами учебного исследования и принципами самостоятельной организации поисковой и научно-исследовательской работы;
- овладение умениями самостоятельно проектировать собственное исследование.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Тема 1. Общая характеристика исследовательской работы
Предмет и значение дисциплины. Основные направления исследовательской работы. Выбор темы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Обоснование территориальных и хронологических рамок. Постановка исследовательской цели и определение задач.

Тема 2. Источники исследования
Исторический источник и его роль в процессе исследования. Вещественные источники. Письменные источники. Устные источники. Изобразительные источники в исследовательской работе. Современные мультимедийные источники исследования.

Тема 3. Методы исследования
Методология и ее место в историческом исследовании. Понятие метода исследования. Эмпирические методы сбора информации: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, метод репортажного сбора, картографирование, метод археологических исследований и т.д. Методы обработки данных: шкалирование, контент-анализ, типологизация, кластерный анализ, биографический метод. Интерпретационные методы исследования: историко-генетический, идиографический, сравнительно-исторический( компаративный ), историко-системный, метод структурного анализа, функциональный метод, метод периодизации, метод исторической реконструкции.

Тема 4.Систематизация и хранение собранного материала
Основные требования к систематизации и хранению собранного материала. Правила библиографического описания в научном исследовании. Архивирование собранного материала. Обработка материала для передачи его в фонды районного краеведческого музея и районного архива. Отчетная документация исследователя: список документов для отчета, отчет об экспедиции.

Тема 5. Оформление работы и проведение практикумов по ее написанию
Методика оформления исследовательской работы школьников: от титульного листа до приложений. Практические занятия: особенности написания исследовательской работы по археологии, этнографии, истории региона, всеобщей истории и истории Отечества.

Итоговая научно-практическая конференция (защита исследовательских работ школьников )

Календарно-тематическое планирование факультативного курса НОУ «Юный историк - краевед»

№ п/п
Количество часов
Основное содержание занятия

1.




2.

3.
4.
5.
6.
7.



8.
9.
10.
11.
12
13
14.



15.
16
17.

18
19.
20.



21.

22.

23.
24.

25.
26.

27.
28
29




30.
31.
32.
33
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 1
1
2
2

2

2
3

1

3
Вводное занятие. Основные цели и задачи НОУ «Юный историк-краевед»

Тема 1. Общая характеристика исследовательской работы-6 часов

Предмет и значение курса. Основные направления научно-исследовательской работы.
Выбор темы исследования
Определение объекта и предмета исследования.
Обоснование территориальных и хронологических рамок.
Постановка исследовательской цели и задач
Практическое занятие

Тема 2. Источники исследования – 7 часов

Исторический источник и его роль в процессе исследования.
Вещественные источники
Письменные источники
Устные источники
Изобразительные источники в исследовательской работе
Современные мультимедийные источники и их применение в работе
Практическое занятие


Тема 3. Методы исследования – 12 часов
Методология и ее место в историческом исследовании
Понятие метода исследования
Эмпирические методы сбора информации для написания исследовательской работы
Методы обработки данных для научного исследования
Интерпретационные методы исследования
Практическое занятие

Тема 4. Систематизация и хранение собранного материала – 15 часов
Основные требования к систематизации и хранению собранного материала
Правила библиографического описания в научном исследовании. Посещение библиотеки.
Практическое занятие
Архивирование собранного материала. Роль архивов. Посещение районного архива.
Практическое занятие
Обработка собранного материала для передачи в районный краеведческий музей. Посещение музея.
Практическое занятие
Отчетная документация исследовательской группы
Практические занятия по составлению необходимой документации.

Тема 5. Оформление работы и проведение практикумов по написанию научно-исследовательской работы – 27 часов

Содержание глав и параграфов исследования
Стиль изложения
Работа с научной литературой
Работа над заключением
Требования к печатному тексту рукописи
Титульный лист и оглавление
Приложения
Представление табличных сведений и иллюстративного материала
Использование сокращений и цитирование
Библиографические ссылки
Методика оформления стендового доклада
Психологические особенности защиты исследовательской работы
Особенности написания исследовательской работы по археологии
Особенности написания исследовательской работы по истории региона(краеведение)
Особенности написания исследовательской работы по истории Отечества и всеобщей истории
Особенности написания исследовательской работы по этнографии
Итоговая научно-практическая конференция(защита исследовательских работ, выдача рецензий)
Подведение итогов работы НОУ за год, определение задач на будущее
Резерв времени для посещения с учащимися краевого архива, библиотеки имени Шишкова, музеев г.Барнаула



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. - М., 1987.
2.Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1-2003. – Минск, 2003. – 46 с.
3.Бармин В.А. Общие требования и правила оформления студенческих работ в условиях многоуровневого образования: метод. Пособие./ В.А.Бармин, В.И.Матис.- Барнаул, 1996. – 30 с.
4.Дробышева М.М. История и социология. – М., 1974.
5.Ельчанинов В.А. Об отношении истории как науки к искусству. – Барнаул, 1975.
6.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969.
7.Контев А.В. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ студентов исторических факультетов ( бакалавриат, специалитет, магистратура ). – Барнаул, 2006. -84 с.
8.Историческое краеведение. – М., 1980.
9.Историческое и культурное наследие алтайской деревни: Материалы для полевых исследований по этнографии и устной истории: метод. пособие./ Науч. ред. Т.К.Щеглова. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 108 с.
10.Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. – М., 1990.
11.Методика историко – краеведческой работы в школе. – М., 1982.
12.Методика сбора устных исторических источников. / Под. ред . Т.К.Щегловой. – Барнаул., 1992.
13.Научные работы: Методика подготовки и оформления./ Авт.- сост. И.Н.Кузнецов. – Минск., 2000. – 544 с.
14.Тематические сборники «Будущее Алтая».2002 – 2006.
15.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М: Наука, 1972.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Научно-исследовательских работ школьников МОУ СОШ им.А.В.Луначарского с.Шипуново на 2008 – 2009 учебный год

1.Оружие древних жителей Шипуновского района ( по материалам районного краеведческого музея или по результатам археологических раскопок на территории района ).
2.Жизнь и деятельность Ивана Ползунова в Чарышской волости.
3. История страны в частушках моих земляков.
4.Из истории возникновения взяточничества и казнокрадства на Руси.
5.Православные храмы Шипуновского района в первой половине ХХ века.
6.Всероссийская перепись 1917 года о демографическом положении с. Белоглазово.
7. «Дело учителей».Шипуново.1937.
8.Всероссийская перепись 1917 года об экономическом положении крестьян с.Белоглазово.
9.Сельская интеллигенция Шипуновского района в первой половине ХХ века.
10.Советские праздники второй половины ХХ века.
11.Переселенцы из Средней Азии и Казахстана в 1990-е годы в Шипуново.
12.Из истории создания Шипуновского районного краеведческого музея.
13.Крестьянская утварь жителей Шипуново в конце Х1Х – начале ХХ в.
14.Крестьянская усадьба и жилище жителей Шипуновского района.
15.Одежда жителей Шипуновского района в первой половине ХХ века.
16.Кустарные промыслы сельского населения Шипуново.
17.Изготовление и использование полотенец жителями района.
18.Традиции питания и пища жителей Шипуновского района.
19. Фронтовые письма в фондах Шипуновского районного краеведческого музея.
20.Война в истории моей семьи.
21.Празднование 300-летия дома Романовых на Алтае.
22.Состояние и перспективы торгово-промышленной политики России на Дальнем Востоке в начале ХХ века.
23.Насилие и его предупреждение в Шипуновской средней школе.
24.Деятельность культурно-просветительного союза Алтайского края (1917-1919 г.г.).
25.Война 1812 года в судьбах жителей Алтая.

Особое внимание уделяю оценке знаний, умений и навыков школьников, работающих в научном обществе. Традиционная система школьных оценок в данном контексте использоваться не может. Вместе с ребятами мы разработали систему критериев в оценке исследовательской деятельности. После каждой индивидуальной консультации с учеником мы совместно определяем его уровень, ступеньку в развитии его научно – исследовательской работы. На вооружение мы взяли два основных критерия работы:
- умение ориентироваться в контексте исторической информации (знание и понимание проблемы);
- овладение культурными формами работы историка ( деятельность по освоению исторической информации, презентация результатов своей работы).
Главная цель данного подхода к оценке знаний, умений и навыков школьников состоит в переходе от усвоения и запоминания фактической истории к обучению способам обработки, структурирования, анализа, критики исторической информации.
Сложившаяся система работы с одаренными детьми через научное общество учащихся позволяет мне сформировать у школьников необходимые навыки и умения исследовательской работы, положительную мотивацию к творчеству. В результате проделанной работы ученики нашей школы постоянно становятся лауреатами всероссийских конкурсов «Первые шаги в науку», «Старт в науку», «Шаг в будущее». Кроме того, мои выпускники успешно продолжают свою научную деятельность в высших учебных заведениях страны, защищая кандидатские диссертации, публикуют свои научные работы, над которыми они начали трудиться еще в школе, в научных сборниках.
Исследовательская работа по истории со старшеклассниками предполагает работу над учебными проектами. Такая деятельность приводит к целенаправленному изменению определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельному поиску решения проблемы самим учеником. За определенное время, как правило от месяца до года, школьники решают познавательную исследовательскую задачу. Для примера обратимся к одному из проектов, реализованных моими учениками. Их работа по теме «Из истории политических репрессий в 20-е – 30-е годы ХХ века в Шипуновском районе» получил высокую оценку на всероссийском конкурсе «Шаг в будущее»( г.Москва ). Вместе с ребятами мы составили технологическую карту данного проекта, в которой постарались подробно расписать весь план своей работы.

Содержание работы
Работа с учащимися
Консультации


Вводный этап.
Установочное занятие.

Цели и задачи данного
проекта.




















Стендовая информация о проектной работе


Поисково – исследовательский этап. Сбор и систематизация материалов.










Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.











Заключительный этап



Работа с материалами книги «Жертвы политических репрессий в Алтайском крае», экскурсии в районный музей по тематике данного проекта, посещение архивного отдела администрации района, посещение Центра хранения архивного фонда Алтайского края(г.Барнаул), поиск необходимой информации в Интернете, работа в библиотеках края, подготовка к встречам с людьми, которые стали жертвами политических репрессий или их родственниками. Консультации с преподавателями АлтГУ и БГПУ.




Расшифровка записанных на магнитофонную пленку воспоминаний А.С.Кекало, М.О.Круля, Н.В.Крастина, А.Н.Скок, В.Е.Паршукова и др., анализ анкет родственников жертв политических репрессий. Отработка ключевых моментов исследования. Разработка структуры стендового доклада, создание фоторяда.

Подготовка публичной защиты проекта: определение даты и места, программы и сценария защиты, составление аннотации на проект, стендовая информация о проекте. Формирование групп оппонентов и рецензентов




Защита проекта, Подведение итогов. Анализ выполненной работы..



Ведение консультаций по технологии выполнения проектной работы (структура, общие и специфические требования), по источникам информации. Составление индивидуальных планов работы над проектом.













Графики консультаций, сроки предварительной защиты и защита данного проекта.
Регулярные организационно-консультационные занятия по содержанию учебного проекта.









Генеральная репетиция публичной защиты проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.










Обобщение материалов. Оформление отчетов. Архивирование проекта.


Сотрудничество с программой «Будущее Алтая» натолкнуло меня на мысль о необходимости создания специальной программы исследовательской работы с детьми.
Появление проекта «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы» продиктована необходимостью продолжить исследовательскую работу, начатую в ходе реализации первой части этой программы, завершенной в 2005 году.
Поисковая, научно-исследовательская работа учащихся средней школы имени А.В. Луначарского, р. ц. Шипуново Алтайского края, проводимая участниками проекта на территории Шипуновского района, а также последующая обработка и публикация материалов, выступления на школьных, районных, краевых и всероссийских историко- краеведческих конференциях школьников показали высокую заинтересованность детей в такого рода исследованиях.
Проект программы вписывается в основную деятельность школьного НОУ (научного общества учащихся), систему организации внеклассной и внешкольной работы средней школы имени А.В.Луначарского, так как способствует патриотическому воспитанию школьников.
Проект «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы» является универсальным как для изучения истории района, так и для постижения культурных традиций и продолжает развитие краеведческой работы, технологии которого уже отработаны в других проектах.
Изданная научно-популярная литература по истории и культуре населения Шипуновского района не освещает всей полноты данного вопроса, что создает прекрасные условия для поисково-исследовательской деятельности. Привлечение к этой деятельности школьников – лучший путь патриотического воспитания, который позволяет выполнить важнейшую педагогическую задачу – воспитать личность гражданина своей Родины. Соприкосновение с подлинными истоками народной культуры и людьми, носителями истории общества, есть необходимое условие для появления истинных образов для подражания, что также является необходимым условием для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Задачи программы:

Создание условий для нравственного развития школьников через изучение истории и культурного наследия Шипуново;

Создание условий для оздоровления детей посредством общения с природой во время экспедиций;

Сбор, накопление и обобщение ранее неизвестных или малоизвестных фактов для проведения исследовательских работ по различным разделам краеведения;

Создание условий для доступа заинтересованных лиц к накопленным и обобщенным материалам (через центральную районную библиотеку, через включение в современные информационные системы

Механизмы реализации:
Включает в себя последовательную деятельность участников программы по принципу годичного модуля, который предполагает следующие этапы:


Подготовительный период:
Подготовительный период включает в себя выбор тем для исследования, сбор опубликованной научно-популярной литературы, работу в библиотеках района и края, районном архиве и Центре хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК), музеях района и края.
На данном этапе работы на заседаниях научного общества учащихся (НОУ) окончательно выбираются темы и экспедиционные маршруты, которые будут предложены будущим участникам проекта. Собраны заявления от родителей о зачислении в состав экспедиции, предоставлены медицинские справки о состоянии здоровья.
В этот же период необходимо наладить связь с районным архивом, музеем, краевым центром информационно-технической работы, преподавателями исторического краеведения АлтГУ и БГПУ для проведения научных консультаций.
Необходимо разработать методику поисково-спасательных работ на случай возникновения экстремальных ситуаций в период проведения экспедиционно-поискового этапа проекта.
Совместно с учителем ОБЖ провести вводное семинарское занятие с участниками проекта и их родителями на тему «Методика организации экспедиции и техника безопасности во время их проведения». Выпустить памятку «Меры безопасности во время полевых исследований»
Подготовительный период проводится в период январь-апрель каждого года.


Экспедиционно-поисковый период:
Экспедиционно-поисковый период планируется проводить в период с мая по август месяц в рамках археологических и этнографических экспедиций по селам Шипуновского района с проживанием в палаточных лагерях как туристы.
В период полевых изысканий экспедиционные группы ведут поиск мест, связанных с историей и культурой Шипуново, проводят фотосъемку, эскизные зарисовки, опрос жителей, запись легенд, преданий, воспоминаний, посещение музеев, археологические раскопки, собирают фактический материал для будущих своих публикаций.
За летний экспедиционно-поисковый период планируется провести следующие мероприятия:
июнь – этнографическая экспедиция (фотосъемка, запись фольклорного материала, описание обрядов и праздников, изучение ремесел и народно-прикладного творчества, строительство церквей до 1917 года, изучение истории сел и своей родословной) в села Зеркалы, Андреевка, Коробейниково.
Археологическая экспедиция (совместно с учеными Барнаульского государственного педагогического университета и студентами этого вуза принять участие в раскопках курганов скифского времени у с. Объездное Шипуновского района).


Камеральный период:
Период камеральной обработки материалов планируется на сентябрь-декабрь каждого года.
В течение этого периода наработанные материалы участниками проекта обрабатываются для их дальнейшего использования при подготовке к написанию рефератов, докладов и научно-исследовательских работ школьников по историческому краеведению. На заседаниях НОУ (научного общества учащихся) даются рекомендации об использовании наиболее ценных и интересных материалов.
Кроме этого, НОУ, под руководством учителя истории Зырянова В.В., оказывает методическую помощь школьникам на завершающем этапе их изысканий (подготовка стендового доклада).
Обработка результатов для создания конечного продукта
( редактирования и подготовка к печати полевых материалов, передача экспонатов в районный музей).




Ежегодное подведение итогов:

В рамках реализации проекта планируется ежегодное подведение итогов при помощи проведения научно- практической конференции, где будут демонстрироваться достигнутые результаты, производиться обмен опытом, обсуждение новых планов, даны рекомендации по дальнейшей работе.
Для оценки деятельности в рамках программы создается экспертный совет из учителей истории Шипуновской средней школы. Совет дает рекомендации на участие в районных и краевых конкурсах школьников.

Ожидаемые результаты:
Активизация краеведческой работы в средней школе имени А.В.Луначарского по направлению «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы», что поможет создать хороший фундамент для формирования личности патриота России.
Издание с помощью администрации школы сборника научно-исследовательских работ школьников «Шипуново глазами детей», куда войдут лучшие работы.
Описание их путешествий и экспедиций сделает достигнутые результаты исследований ребят более доступными для дальнейшего пользования и углубленного изучения.
Создание фотовыставок, экспозиций, что впоследствии послужит пополнению фондов музеев.
Результаты, достигнутые при реализации данного проекта, могут быть использованы в средствах массовой информации (газета «Степная новь») при создании публикации об истории и обычаях родного края.

Дальнейшее развитие проекта.

Изучение межкультурных и исторических явлений
( взаимосвязь исторических событий и материальных культур).

Сроки реализации постоянно в течение ряда лет.


Кадровое обеспечение:

Ученые вузов Алтая, студенты в период летней практики, сотрудники архива, музея, библиотекари, учителя школы.


Годичный модуль сметы расходов:
количество смен – 2 по 15 дней;
количество участников – 30;
стоимость одного человека/дня – 100 руб.;
транспортные расходы – 4000 руб.;
пополнение материальной базы для реализации программы – 15000 руб. (приобретение палаток, инвентаря);
издательско-типографские расходы – 4000 руб.;
общая стоимость проекта –68000 руб.



План реализации проекта:

Источники финансирования:
Для осуществления данного проекта предполагается использовать денежные средства, полученные от спонсоров, а также родительская доля.


Схема управления проектом с указанием участников:
Управление программой осуществляется:
Администрацией средней школы имени А.В.Луначарского
с. Шипуново Шипуновского района.
Совместно с архивом, библиотекой, музеем района:
Архивный отдел администрации Шипуновского района,
районный краеведческий музей с. Шипуново,
музей с. Родино,
центральная районная библиотека

Информационная карта проекта:

Полное название проекта: «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы».
Автор проекта: Зырянов Виктор Валентинович.
Руководитель проекта: Уколов Сергей Иванович, Зырянов Виктор Валентинович.
Рецензент: нет.
Экспертная оценка: нет.
Балл: нет.
Кадры: учителя истории Шипуновской средней школы.
Проводящая организация: МОУ СОШ имени А.В.Луначарского с.Шипуново Алтайского края (658390 с. Шипуново, проспект Комсомольский 42).
Адрес организации: Алтайский край, с. Шипуново проспект Комсомольский 42.
Телефоны: (38550) 22-1-59, 22-8-59.
Цель проекта:
воспитание патриотических чувств и гордости за свою «малую Родину»,
создание условий для проявления устойчивого интереса школьников к истории и культуре Шипуново.
Сроки проведения: январь-декабрь
Продолжительность одной смены: 15 дней.
Количество смен: 2 смены.
Место проведения: села Зеркалы, Андреевка,
Коробейниково, Объездное.
Возраст участников- 14-17 лет.
Количество участников в одной смене (детей и взрослых)
–16 человек.
Общее количество участников за сезон ( детей и
взрослых) – 32 человека.
Количество детей в одной смене – 15 человек.
Общее количество детей-участников за сезон- 30 человек.
Специализация проекта ( направление) – краеведение.
Требования к уровню подготовки участников: юный турист.
География участников: Шипуновский район.
Условия размещения участников:
1 - Подготовительный период - по месту жительства;
2 - Экспедиционный период – передвижные
палаточные лагеря.
Официальный язык проекта – русский.
Условия участия в проекте - отбор производится на основании поданных заявлений, соответствия и глубины изучения выбранных тем.
Программа (краткое содержание):
Программа «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы» ставит своей задачей изучение, обобщение и распространение собранных материалов по истории и культуре Шипуновского района с древнейших времен до наших дней.
Программа рассчитана на изучение настоящего и прошлого сел Зеркалы, Андреевка, Коробейниково и Объездное.
Источники финансирования: Для осуществления данного проекта предполагается использовать средства, полученные от спонсоров и родителей школьников.
История осуществления проекта:
В 2001 году археологическая экспедиция в с. Комариха и этнографическая экспедиция в села Эстония и Качусово. Собран материал о тюркских захоронениях между селами Комариха и Эстония, выявлен этнографический материал о жизни эстонских переселенцев.
В 2002-2003 году – археологическая экспедиция у с. Барчиха, раскопки дали находки тюркского периода. Этнографическая экспедиция дала богатый материал об обрядах и традициях жителей с. Барчиха.
В 2004-2006 году – археологическая экспедиция в с. Объездное, где начато изучение курганов скифского времени. В ходе этнографической экспедиции выяснились народные традиции жителей с. Ельцовка, с. Воробьево, с. Горьковское.
По итогам экспедиций написаны научно-исследовательские работы Яковлевым А., Кравченко Д., Гальянкиной Т., Шихановым А., Фроловой О., Кочкиной И. Дороховой Д., которые стали победителями краевых и Всероссийских конкурсов. Дети проявляют не только интерес к исследовательской работе, но у них резко повысилась успеваемость по гуманитарным предметам, они поняли необходимость изучения информационных технологий. Школьники активно участвуют в олимпиадах по истории, обществознанию, правоведению занимая призовые места в школе, районе и крае.

Работа над проектом предполагает последовательную деятельность участников проекта в течение года и определяет следующие этапы: подготовительный, экспедиционно-поисковый, камеральный и итоговый. Проект программы является универсальным для изучения исторических и культурных традиций Шипуновского района и продолжает развитие краеведения в школе, технологии которых уже отработаны мною в других проектах. Изданная литература по истории и культуре населения Шипуново не освещает всей полноты данного вопроса, что создает прекрасные условия для поисково-исследовательской деятельности школьников. Привлечение к этой работе детей - лучший путь патриотического воспитания. Соприкосновение с подлинными истоками народной культуры, с людьми, носителями этой культуры - есть необходимые условия для появления истинных образов для подражания современным школьникам.
Подготовительный период включает в себя выбор тем для исследования, сбор и изучение письменных источников, работа в архивах края. В этот период окончательно определяются маршруты археологических и этнографических экспедиций. Для научных консультаций устанавливается связь с учеными алтайских вузов, экспертами программы «Будущее Алтая»( А.Б.Шамшин, А.В.Контев, А.Н.Телегин, П.И.Шульга ). Проходят семинарские занятия со школьниками в рамках научного общества учащихся по методике сбора и обработке устных и археологических источников, обязательно – по технике безопасности туристических походов и экспедиций.
Экспедиционно-поисковый период совершается в летнее время в рамках палаточного лагеря. В период полевых изысканий ученики принимают участие в археологических раскопках вместе со студентами БГПУ, при сборе этнографического материала ведут съемку, опрос жителей, запись песен, легенд, преданий, воспоминаний, собирают фактический материал для своих будущих работ.
Период камеральной обработки материалов планируется на сентябрь – апрель каждого учебного года. В течение этого периода наработанные материалы участниками проекта обрабатываются и готовятся для их публичной защиты. В этот период, во время индивидуальных занятий с каждым ребенком, даю им методические рекомендации по написанию на основе полученного материала.
В рамках реализации проекта планируется ежегодное подведение итогов работы на научно практических конференциях, Днях науки, которые проходят в нашей школе в апреле месяце, где каждый выступающий демонстрирует полученные им результаты. Лучшие работы рекомендуются для участия в районных, краевых и всероссийских конкурсах.
Таким образом, вся исследовательская работа со школьниками должна быть направлена на достижение конечного результата. Законченность работы завершает формирование исследовательских навыков и умений, собранный материал должен войти в состав экспозиций школьного и районного музеев, каждый участник проекта должен выступить на Дне науки в школе, при наличии финансовых возможностей лучшие работы детей опубликовать в краеведческих школьных сборниках « Дебют».
Краевой открытый конкурс для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» сегодня стал не только инструментом поиска талантливых молодых исследователей, но и имеет важное значение для их научных руководителей. Моя подготовка как научного руководителя во многом сложилась благодаря проводимому в начале учебного года лекторию для педагогов «Актуальные проблемы науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися и молодежью», а также издание методических сборников АКЦИТР. Благодаря данной программе наши школьники великолепно выглядят на всероссийских конкурсах, где мы уже принимаем участие самостоятельно. В прошлом учебном году мои ученики не смогли пробиться на очный тур всероссийских конкурсов в рамках «Будущего Алтая», но благодаря серьезной подготовке стали победителями конкурса «Юность, наука, культура-Сибирь», все пятеро получили дипломы лауреатов и там, в г.Новосибирске, школьники с Алтая выглядели великолепно, соперничая между собой, а возможным это стало благодаря программе «Будущее Алтая». Победителем открытого краевого конкурса для одаренной молодежи и школьников в 2009 году стала Мануйлова Анжелика. Очень сложно было мне как руководителю, до этого я занимался краеведением, археологией, этнографией, а здесь Анжела выбрала тему на стыке двух наук: истории и права. Правоведческие темы в рамках нашей программы не принимаются, поэтому пришлось уклон делать в сторону истории и сформулировать исследовательскую работу следующим образом «Из истории возникновения взяточничества и казнокрадства в России» и данная работа будет сейчас вам представлена студенткой первого курса юридического факультета АлтГУ Мануйловой Анжеликой, которая теперь будет заниматься изучением проблем коррупции профессионально и я надеюсь, что наша школьная работа поможет ей при обучении в ВУЗе, по крайней мере, как писать дипломную работу Анжела уже знает.