Разработка урока по литературе на тему Героическое прошлое России.Стихотворения А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А.И. Фатьянова .

Дейкина О.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2
Героическое прошлое России.
Стихотворения А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова,
А.И. Фатьянова (5 класс)
Урок литературы по данной теме в 5 классе по программе Т. Ф. Курдюмовой проводится в разделе «Русская литература хх века», является завершающим уроком по изучению нового материала в разделе. На уроке рассматриваются и изучаются музыкальные и поэтические произведения, написанные о Великой Отечественной войне; песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы войны и после неё.
Учитель ставит следующие цели и задачи:
Обучающие
познакомить учащихся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны;
познакомить учащихся с биографическими данными ряда поэтов;
формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие:
совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
Воспитывающие:
продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;
формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.
организовать изучение материала, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая работа учащихся
Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные.
Основные понятия: стихотворение, песня, патриотизм
Учебное оборудование: портреты поэтов; мультимедийный проектор и презентация в Microsoft Office Power Point; музыкальные произведения на стихи, изучаемых поэтов и запись радиообращения о начале Великой Отечественной войны; «рабочее поле» учащихся – рабочая тетрадь по литературе.
Эпиграф:
Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим Это нужно – не мертвым! Это надо живым!

Роберт Рождественский.


ХОД УРОКА.

Организационно-мотивационный этап.


Орг.момент (приветствие, прочтение эпиграфа к уроку, прослушивание записи радиообращения о начале Великой Отечественной войны;).
Учитель: О каком событии идет речь в радиообращении? (Начале Великой Отечественной войны.)
Когда оно произошло? (22.06.1941 г.)
Учитель: Совершенно верно, в этом радиообращение к гражданам СССР идет речь о вероломном вторжении немецко–фашистских захватчиков на территорию нашей Родины. Фразы , сказанные Левитаном изменили жизни и судьбы людей в одну секунду. Пришёл ХХ век Он принёс новые события, и они нашли отражение на страницах художественной литературы. Таким драматическим событием всемирного масштаба была Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Сегодня, в преддверии великого праздника Дня Победы, мы с вами поговорим о героическом прошлом России и познакомимся с поэтическими произведениями А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, А.И.Фатьянова, Р.Г.Гамзатова и песнями, созданными на стихи поэтов.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415









Поисково-исследовательский этап.
Учащиеся заранее должны быть разделены на 4 группы (по количеству авторов, изучаемых на уроке), каждая группа готовит небольшую биографическую справку о поэте, и рассказывает об истории создания произведения. Оговаривается то, что ученики по ходу выступления одноклассников должны делать краткие записи относительно каждого произведения(автор, название, год написания и т.д.)

1-я группа:
Ученик 1: Алексей Иванович Фатьянов. Родился 5 марта 1919г. в деревне Малое Петрино, Вязниковский уезда, Владимирской губернии; умер 13 сентября 1959г. в Москве.
Русский советский поэт, автор многих популярных в 19401970 годах песен (на музыку Блантера, Соловьёва-Седого и других композиторов).
Ученик 2: Из воспоминаний Алексея Ивановича Фатьянова : С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова. Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах
Ученик 3: Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название «Соловьев»)
Учитель: В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена...(учащимся предлагается прослушать песню на стихи А.И.Фатьянова и, музыку В Соловьёва – Седого « Соловьи»)
Учитель: Как вы объясните, почему многие стихи о войне стали песнями?
2-я группа:
Ученик 1: Историческая справка: Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.
На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.
Ученик 2: Извещение: Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области.
Ученик 3: «Я убит подо Ржевом » стихотворение Александра Твардовского о событиях Битвы за Ржев в период Великой Отечественной войны. Написано в 1946 году.
Выразительное прочтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом » учащимися 2-й группы.
Учитель: Какие стороны войны отражены в стихотворении А.Т.Твардовского?
Физминутка.
3- я группа:
Ученик 1: Стихотворение «Мужество»написано уже после начала войны: 23 февраля 1942 года в Ташкенте.
Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину.
Название стихотворения отражает призыв автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах".
Ученик 2: Выразительное чтение наизусть стихотворение А.А.Ахматовой.
Учитель:
 К чему призывает поэтесса своих соотечественников?
 Почему стихотворение имеет такое название «Мужество»?
 Отчего придаётся такое великое значение слову, родному языку?

4-я группа:
Ученик 1: Расул Гамзатов написал стихотворение в 1965 году, возвращаясь из Хиросимы. Вскоре оно было переведено Наумом Гребневым на русский язык. Став песней, «Журавли» перелетели все границы.
Ученик 2: Иногда говорят, что Гамзатов был бы знаменит и известен, если бы написал только одно свое стихотворение – «Журавли». Судьба этого стихотворения удивительна – ее положил на музыку Ян Френкель, а впервые исполнил Марк Бернес. Песня всего за несколько дней облетела весь Союз, ее запели все – седовласые ветераны и молодые солдаты, старые матери и юные девушки. А самое главное – в ней без надрыва говорилось о долге, чести, краткости земного бытия.( учащимся предлагается прослушать песню на стихи Р.Г.Гамзатова и музыку Я.Френкеля « Журавли»)

Светлая печаль этих
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415










13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



















13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415














13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




















13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415









13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415











13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415














13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





III. Рефлексивно-оценочный этап.


Подведение итогов + внимание на эпиграф Учитель: Согласны ли ребята с высказыванием или нет, почему? (звучит «Лунная соната» Бетховена)
2. Выставление положительных оценок учащимся, выступавшим с сообщениями и читавшим выразительно стихотворения.
3.Д.З. Понравившееся стихотворение или отрывок стихотворения выучить наизусть.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


















15