План урока самопознания Акбисенова Салтанат Курманалиевна, учитель высшей категории СШ им.К.И.Сатпаева г.Атырау


План урока самопознания 
Акбисенова Салтанат Курманалиевна, учитель высшей категории
СШ им К.И.Сатпаева, г.АтырауШкола: им.К.И.СатпаеваДата : 6.03.2015Тема: Природа –источник вдохновения
Ценность: чувства, любовь, добротаКачества: любовь, уважение, удовлетворение, радость,Педагог: Акбисенова С.ККласс: 5ГКол-во уч-ся: 20Цель: расширять представление учащихся о значимости природы как общечеловеческой ценности.
Задачи:
1. раскрытие ценностного отношения к природе как источнику вдохновения;
2. развитие умения понимать красоту природы;
3. воспитание бережного отношения к природе.
Ресурсы: лист ватмана с изображением сосуда, шкатулка с карточками, музыкальное сопровождение, цветные полоски для гирлянды.
Ход урока: I. Орг.момент.
Приветствие. Психологический настрой. Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
Сообщение темы и целей урока.
- Учитель предлагает послушать стихотворение С. Смирнова и определить тему урока.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
II. Беседа
Урок целесообразнее начать со слов: «Природа — неисчерпаемый источник вдохновения, и надо научиться видеть, слышать, понимать её. Когда человек осознает себя частью природы, она открывает ему все свои тайны».
Далее детям предлагается обсудить вопросы из рубрики учебника «Размышляем, беседуем»:
1. Как вы понимаете смысл выражения «человек — часть природы»?
2. Какие чувства и эмоции вызывают у вас такие природные явления, как гроза, ветер, снегопад?
3. Является ли природа источником творческого вдохновения человека? Почему?
Из всех представленных к обсуждению вопросов наиболее сложным и требующим более пристального внимания является первый. Исходя из приобретенных по предметам естественно-научного цикла знаний о взаимосвязи природы и человека, учащиеся попытаются ответить на вопрос. Однако понять глубокий смысл утверждения «человек — часть природы» и сразу объяснить его смысл они не смогут. Вероятно, такие сложности могут возникнуть и с обсуждением третьего вопроса. Несмотря на это, данные вопросы выносятся на обсуждение вначале урока, чтобы с методической точки зрения очертить круг основных идей предстоящих двух уроков. Далее учитель, используя различные методические приемы, помогает учащимся самостоятельно постичь нераскрытые стороны рассматриваемых вопросов, данных в рубрике учебника.
III. Цитата
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам М. Пришвин.
Как вы понимаете смысл изречения?
IV. Игра «Живая, неживая природа»
(Учитель называет объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится — не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком — поднимают руку)— Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.
Солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.Показ фото природы Казахстана
Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?
Не включать громкую музыку.
Не вырывать грибы.
Не ломать ветки.
Не разводить костры.
Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
Не трогать яйца птиц.
Не брать диких животных домой.
Не разрушать муравейники.
Не уничтожать ужей.
Не рвать охапками цветов.
V.Минутка тишины.
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств. «Солнце человечности» Ребята, я вам раздам сейчас лучики. Каждый из вас должен подписать на луче имя человека, который помог вам помог в трудную минуту, которого вы можете назвать добрым человеком.. Доброе слово, что солнышко в ненастье, гласит народная мудрость. Доброта - это солнце. Добрые люди, как лучи солнца, согревают людей добротой своей. Давайте прикрепим эти лучи к нашему солнцу очень доброму и человечному. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 1) Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим. Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. Уступи место пожилым людям. Защищайте девочек, маленьких детей. Не допускайте грубости. Старайтесь во всем помочь ближним.VI. Творческая деятельность
У Николая Заболоцкого есть такие строки: Что такое красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (высказывания детей) - Представьте, что душа человека – это сосуд (на доске рисунок кувшина). Я предлагаю вам наполнить этот сосуд качествами, которые делают душу красивой. (Из цветной бумаги дети вырезают цветы, улыбки, бабочек и т.д., записывают на них качества души и приклеивают на кувшин).
Исполнение песни из м\ф «Про кота Леопольда »-Если добрый ты 1. Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. 2. Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. 3. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь с ними - веселей, А когда наоборот – скучно.
VIII. Постановка домашнего задания. Задания №4 стр. 64 (в тетрадях)
Написать сочинение на тему «Что есть красота?». IX. Заключительная минута тишины.
Круг от сердца к сердцу. «Шкатулка впечатлений» - по кругу из шкатулки каждый ребенок вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить. «Сегодня я понял, что красота…..» «Я понял, что быть красивым, значит…..» «Человечность – это ….» «Сегодня мне понравилось…..» «Сегодня я понял, что человечность ……» «Думаю, что главное в человеке…..» - Спасибо вам, за ваши высказывания и предлагаю вам закончить наш урок стихотворением Н. Тулуповой "Доброта". Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.