Статья «Адаптация первокурсников к условиям воспитательно-образовательного процесса среднего профессионального образования»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум




Статья
«Адаптация первокурсников к условиям воспитательно-образовательного процесса среднего профессионального образования»



Подготовила
преподаватель
Серова Маргарита Николаевна






г.Кемерово
2014
Что же такое адаптация? «Адаптация – это приспособление строения и функций организмак условиям окружающей среды». Так определяет это понятие современный словарь по психологии. Адаптация человека подразделяется на физиологическую и психологическую.
Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» ребенок получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.
Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения.
После того как профессиональный выбор сделан, и студент выходит на занятия, особенно тяжелы для него первые 6-9 недель пребывания в новом образовательном учреждении, которые характеризуются как время «острой адаптации». От того, насколько успешно пройдет адаптация, зависит и успешность обучения, и в целом психологическое здоровье студента.
Признаками дезадаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.
На рисунке 1 представлены результаты первичной диагностики адаптационного потенциала студентов первого курса, которая проводилась в начале учебного года. Где МО – механическое отделение; ОИТ – отделение информационных технологий; СО – строительное отделение.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Сводная диаграмма показателей уровня адаптированности студентов первого курса

Столбцы коричневого цвета показывают процент студентов с высоким адаптационным потенциалом, желтые – с низким.
Высокие показатели адаптационного потенциала характеризуются спокойствием, непринужденностью, активностью в деятельности, инициативностью. На МО – 17,8% от общего числа студентов, на ОИТ – 13,4%, на СО – 10,5%. Для студентов техникума данные показатели означают способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.
Низкие показатели указывают на повышенную тревожность, возбудимость, дезадаптированность студентов. На МО – это 17,8% от общего числа первокурсников, на ОИТ – 32%, на СО – 52,6%.
Такие высокие показатели дезадапитрованности могут являться следствием:
1) недостаточного уровня школьных знаний по многим дисциплинам;
2) неумением распределять свое время и силы;
3) неготовности работать с большим объемом новой информации;
4) отсутствием привычного контроля и опеки со стороны родителей, преподавателей;
5) неготовности к самостоятельному контролю за обучением, основанном на полной свободе;
6) неготовности к выполнению высоких требований преподавателей;
7) отсутствием у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное – желания учиться.
При социально-психологической адаптации существенное значение имеют также личностные особенности студентов и адаптирующая способность группы. На первом этапе группа студентов техникума не представляет коллектива в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в техникум ребят, имеющих различный жизненный опыт и взгляды.
Организатором жизнедеятельности учебной группы на этом этапе является куратор (классный руководитель). А также психолог, который оказывает помощь кураторам группы в изучении личности студентов и формировании коллектива, в адаптации к новым для студентов социальным условиям, закладке основ благоприятного психологического климата в группе, который формируется постепенно, в течение всей «совместной жизни» в техникуме.
С этой целью мною проводились адаптационные занятия с элементами тренинга «Знакомство», осуществлялась программа комплексной психологической диагностики личности студентов, которая проводится в два этапа: первичная диагностика, на начало учебного года и динамическая, во втором семестре.
Как правило, такая работа, если она проводится педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп.
Рекомендации по повышению адаптационного потенциала студентов первого курса:
Систематически знакомить с системой обучения в техникуме и требованиями к знаниям.
Проводить беседы о правильном слушании лекции.
Учить студентов работать с литературой, методическими пособиями.
Учитывать индивидуальный подход к студенту при обучении с учетом психологических и возрастных особенностей.
Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть оптимальным с целью предупреждения перегрузки.
Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации мышления, активное общение, внедрение педагогических технологий.
Проводить менее стрессовый опрос: письменный, текстовый или групповой.
Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам устранить барьер в общении.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. www.persev.ru
2. psinovo.ru
3. www.zarya.by



Root Entry