Обобщение опыта работы по теме Обобщение опыта работы по теме: «Внеурочная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО»


-255319-195943Опыт работы

учителя
начальных
классов
0Опыт работы

учителя
начальных
классов
-445325-44532500
269543337735000
КарьковойЕлены Алексеевны
-464092-45971300-432704-45212000МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Обобщение опыта работы по теме:
«Внеурочная деятельность
как ведущий способ развития
творческой одаренности детей
младшего школьного возраста
в условиях реализации ФГОС НОО»

учителя начальных классов
Карьковой Елены Алексеевны
2013-2014 учебный год
-542925-43815000-2665730-44577000Адрес педагогического опыта:
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Сведения об авторе педагогического опыта:
Ф.И.О. Должность Образование Стаж Катего-рияНаграды, звания, ученая степень
Карькова Елена Алексеевна учитель начальных классов высшее 13 лет I Сведения об эксперте:
Ф.И.О. Должность Образо-ваниеСтаж Катего-рияНаграды, звания, ученая степень
Лаврухина
Любовь
Владимировна заместитель директора
по учебно-воспитательной работе высшее 30 лет высшая Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации"
18080441962400
-450270-46531700Название темы педагогического опыта:
«Внеурочная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО».
Объект педагогического опыта:
Накопление педагогического опыта происходило с учащимися 1-3 класса (с 2011 по 2013 г.) на уроках литературного чтения и во внеурочное время на кружках «Речевое развитие», «Умка», театральная студия «Фантазия».
Актуальность проблемы:
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях, умеющих творчески мыслить. Поэтому, одной из приоритетных задач начальной школы является создание условий для развития творческой одаренности учащихся.
Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности.  Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них. Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей,
-447675-44958000обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных вопросов, которые жизнь предъявляет к образованию.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Исходя из вышесказанного, можно считать, что развитие уникального творческого потенциала и творческой одаренности каждого ученика, является актуальной проблемой, стоящей перед начальной школой.
Условия функционирования опыта:
Учебный кабинет, наглядно-демонстрационный материал, презентации, музыкальное сопровождение, костюмы, дидактические игры, психологические игры.

-445135-43434000

2192020149225Описание
сущности
педагогического
опыта
00Описание
сущности
педагогического
опыта

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях, умеющих творчески мыслить.
Младший школьный возраст является сенситивным для творческого развития личности. Важно не упустить этот период, ведь каждый ребенок по-своему талантлив. Поэтому, одной из приоритетных задач начальной школы является создание условий для развития творческой одаренности учащихся.
Как организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок смог раскрыть свой творческий потенциал, чтобы ему было интересно учиться и общаться с учителем и со сверстниками?
По мнению Л.С. Выготского, «наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества». Творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Этому способствует выполнение детьми заданий и упражнений дивергентного типа, разработка и реализация ими проектов, проведение исследований, участие в кружках, олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, защита портфолио личных достижений, творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Все это педагог может успешно реализовать во внеурочной деятельности, которая является ведущим способом развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО.
Творческая одаренность – особое явление. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Выделю основные компоненты творческих способностей младших школьников:
* творческое мышление;
* творческое воображение;
* применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Все вышеперечисленное я осуществляю во внеурочной деятельности в рамках кружка психологического развития «Умка».
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
• ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
• реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
• вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
• дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
• экскурсии, наблюдения;
• творческие мастерские;
• тренинги.
Творческая одаренность - это способность к самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе такой одаренности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. В настоящее время проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим даром, что было бы несложно, сколько в том, чтобы развивать его у всех учащихся без исключения. Для этого необходимо развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика начальной школы, используя индивидуально-творческий подход к организации деятельности детей.
Принято считать, что творческость проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного). Если этот продукт является новым, оригинальным, то это и есть творчество. Я же считаю, что творческость — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта. Вследствие того, что индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.
Неповторимость ребенка проявляется в его личном отношении к тому, что происходит вокруг него и в нем самом, к получаемой им информации, фактам, событиям, собственным мыслям и поступкам. В психолого-педагогических исследованиях, когда обсуждается вопрос индивидуальности, в первую очередь делается акцент на эмоциональном аспекте человеческого существования. Младший школьник может не осознавать своих ощущений и не уметь их выражать. Одной из причин этого, является то, что в процессе обучения младших школьников эмоциональной стороне жизни детей уделяется намного меньше внимания, чем развитию их интеллекта. Ребенка оценивают на основании «правильности» его знаний и поступков, не сообразуясь при этом с его чувствами. Педагог может либо помогать ребенку осознать и проявить его ощущения, либо препятствовать ему в этом. Так, когда учитель правильно называет переживаемые ребенком чувства, он помогает их осознанию, тем самым способствуя развитию индивидуальности. Если же учитель ошибается, то он тем самым препятствует осознанию ребенком его переживаний и блокирует развитие детской личности.
В современной психологии показано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции показывают человеку, насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру.  Известно, что эмоциональность намного важнее для жизненного успеха, чем интеллект. Интеллект обеспечивается за счет так называемого эмоционального интеллекта, в который входят способность распознавать собственные эмоции, способность владеть ими, способность распознавать эмоции других людей, способность выражать свои эмоции в общении с другими людьми и способность мотивировать себя. Все больше и больше внимания уделяется эмоциональной грамотности — то есть целенаправленному развитию способностей, входящих в эмоциональный интеллект. Эмоциональная реакция безошибочно указывает на то, как человек на самом деле относится к тому, что происходит с ним и вокруг него. Внутренняя жизнь человека — это прежде всего эмоциональная жизнь. Поэтому эмоциональные реакции и состояния человека являются основными формами осознания им своей индивидуальности.
Таким образом, когда мы говорим об индивидуальности, нас прежде всего интересует эмоциональный аспект человеческого существования.
Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться. Я считаю, что основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Этот принцип означает, что для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям. Интеллектуальная и эмоциональная проблемы существенно различаются между собой. Интеллектуальная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как это сделать?» Решение интеллектуальной проблемы может быть правильным или неправильным — его правильность можно объективно проверить. Эмоциональная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как я к этому отношусь?» У эмоциональной проблемы не может быть неправильного решения — как бы человек ни относился к тому, что происходит, это его собственное, индивидуальное отношение. Решение заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить и проявить эмоциональное отношение. Ни о какой объективной проверке в этом случае не может быть и речи. Эмоциональное отношение человека принимается как самодостаточное проявление его индивидуальности.
Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть создана атмосфера взаимного доверия. Детям также должна быть обеспечена как независимость в осуществлении выбора, в принятии решений, так и возможность контролировать собственное продвижение.
Третьим необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов развивающего обучения — проблемности, диалогичности и индивидуализации. Применительно к эмоциональной сфере эти принципы трактуются следующим образом. Проблемность относится к трудности распознавания и выражения своих эмоций. Например, при выполнении какого-либо задания ребенку бывает трудно выразить то, что он чувствует. Взрослый помогает ему в этом, задавая вопрос о том, что он чувствует. Ситуация становится для ребенка проблемной, и для ее разрешения ему необходимо осознать и выразить свои эмоции. Диалогичность заключается в том, что взрослый помогает ребенку осознать и выразить свою эмоциональную реакцию. Важно отметить, что он не делает это вместо ребенка; он делает это вместе с ним, уточняя, перечисляя возможные варианты, задавая вопросы. Индивидуализация по отношению к эмоциональным проявлениям заключается в том, что принимаются все эмоциональные реакции ребенка, какими бы они ни были и в какой бы форме они ни выражались.
Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников.
Одним из основных принципов развития творческого потенциала является трансформация эмоционального состояния в креативное содержание. Известно, что наиболее сильным эмоциональным воздействием на ребенка обладают литература, музыка и живопись. Чтобы способствовать реализации творческого потенциала и развитию творческой одаренности учащихся 3 б класса, мною уже третий год в рамках внеурочной деятельности проводятся кружки: «Речевое развитие», кружок психологического развития «Умка» и театральная студия «Фантазия». На наших занятиях мы используем все эти виды искусства. Занимаясь в этих кружках, ребята пишут литературные произведения, участвуют в различных конкурсах, рисуют, придумывают и ставят танцы. В рамках работы по внеурочной деятельности я стараюсь использовать разнообразные формы уроков: урок-экскурсия, урок-сказка, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра. Это повышает интерес детей к изучаемому материалу и способствует достижению поставленных целей.
В театральном кружке раскрывается деятельность классного руководителя, направленная на воспитание школьников средством театральной деятельности, что несомненно повышает эффективность работы с младшими школьниками.
Сегодня, когда широко решается проблема школьного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогом и образовательными учреждениями, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Вместе с тем  в школе развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, стихийно, главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.
Искусство возвышает человека, делает его добрее, отзывчивее. Нравственность, усвоенная через эстетические переживания, составляет огромную силу. Через спектакль ребенок осваивает социальный опыт, обогащаясь духовно.
Участие ребят в театральном кружке «Фантазия» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, умения взаимодействовать в коллективе и рефлексировать, содействует развитию художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Я считаю, что постановка спектаклей – один из организационных и практических путей для формирования у учащихся общечеловеческих ценностей.
Воспитание школьников средством театральной деятельности способствует эффективности воспитательной и образовательной работы.
 Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Л.С.Выготский, А.В.Луначарский, Ш.А.Амонашвили, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин. Они доказали специфику художественно-творческой деятельности ребенка  в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.
Понятие «творческая активность» определяется темпераментом, характером, волей и другими особенностями личности. Творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а  подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, трудовой деятельности и общения. Творчество предполагает наличие у человека способности, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, новизной. 
Младший школьный возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека.
Занятия театром в младшем школьном возрасте направлены напомощь в становлении самосознания. Это дает возможность не только тренировать актерскую технику, но и выявлять и корректировать психодраматическими способами личностные проблемы младшего школьника. Этого возможно достичь, используя следующие приемы:
• освоение пластических возможностей (введение в театральные занятия элементов сценического движения, пантомимы, танца);
• знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, логику речи;
• развитие творческого мышления и закрепление театральных технологических элементов в актерском мастерстве;
• знакомство с драматургией как видом искусства;
• участие в спектаклях, театральных постановках.
Постижение языка театрального искусства, восприятие театрального спектакля наиболее плодотворно в сочетании со знакомством с искусством, так сказать, «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие младших школьников в любом виде самодеятельности.
Одним из новых и креативных приемов по развитию творческой одаренности является так называемый радиотеатр. Учащиеся упражняются в записи диалогов, монологов, ремарок на камеру, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Этой же задаче служит работа в роли ведущего от лица автора или героя. В данном виде работы у учащихся формируется стремление говорить красивым голосом и умение слышать голосовые характеристики.
Создавая театральный кружок в своем классе, я смогла объединить детей, предложить общение. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого учащиеся учатся координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге учащиеся получают большой социальный опыт.
Спектакль имеет огромный воспитательный потенциал. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но «о проверке действием» множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители. Дети приобретают опыт публичного выступления, учатся владеть своим телом и не стесняться его.
Как отметил известный педагог Ш.А.Амонашвили: «Вот оно – учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, помогающее нам заселить свое уникальное духовное царство великолепным образом человеческого творения, посеять те зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрение, моральные устои».
Деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности). Занятия в театральном кружке развивают речь, мимику, помогают преодолевать трудности в общении. В результате занятий в кружке классный коллектив становится сплоченнее. Активно развивается творческое сотрудничество учащихся и родителей. Создается ситуация успеха для социализации учащихся в обществе.
Следующим направлением в развитии творческой одаренности является тщательная работа с текстом. Поэтому с первых дней учёбы я веду целенаправленную систематическую работу по развитию речи учащихся. В кружке «Развитие речи» и театральной студии «Фантазия» я учу детей презентовать свои работы устно и письменно, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно создавать устные и письменные работы по развитию речи: рассказы, мини-сочинения, эссе, сказки, стихи. Тщательный отбор материала позволяет сохранить принцип доступности, что очень важно в младшем школьном возрасте. Работа с текстом делится на три этапа.
На начальном этапе, до знакомства с новым литературным произведением, ребенок только готовится к тому, чтобы раскрыть непонятные ему смыслы. И делает он это не один, а вместе со всеми детьми. Первые впечатления, высказываемые маленькими читателями, звучат как своего рода хор переживаний. В этом «хоре» дети учатся слышать мнения собеседников, соотносить свое впечатление с другими, выявлять общее и отличное в нем. Без переживания, эстетического по своей природе, не может быть понимания произведения.
Второй этап – анализ текста. Он ведется с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности, представляет собой наблюдения и размышления читателя над тем, как развивается авторская мысль на протяжении всего произведения. Это делается с целью понимания текста, обнаружения способов выражения чувств и мыслей в границах определенного жанра. Такая коллективная деятельность читателей закономерно приводит к созданию собственных текстов. Мы также говорим об особенностях языка произведения, изобразительных средствах, используемых автором.
Третий этап работы с текстом – выполнение творческих заданий:
– выразительное чтение текста;
– выступление по поводу прочитанного;
– создание виртуального диафильма по сюжету;
– чтение произведения по ролям;
– пересказ от лица любого героя;
– драматизация;
– иллюстрирование обсуждаемого текста;
– написание письма любому из героев или их автору;
– создание собственного текста на похожую тему.
Детям очень нравятся уроки развития речи. Они с удовольствием выполняют творческие работы, стараются оформить их красочно и оригинально, ведут специальные тетради для творческих работ. Заданиями творческого характера являются, например, написание мини-сочинений, придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок. Важно, чтобы творческие продукты детей были признаны. Лучшие произведения отправляем на конкурсы, представляем на классных праздниках.
Работу по развитию речи я веду с учётом современных требований. Владея формами и методами активного обучения, я использую на занятиях групповую и индивидуальную форму работы. Дети овладевают различными видами речевой деятельности: монолог, диалог. Они могут выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог, выступать в роли читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, писателя. При работе с литературным материалом я стараюсь создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает в слове различные эмоциональные состояния, вызываемые у него данным материалом. При этом эмоции должны не анализироваться, а именно проживаться.
Все дети с удовольствием работают на занятиях по развитию речи. Они чувствуют себя комфортно и непринужденно. Это свидетельствует о том, что развитие речи формирует у детей коммуникативную компетенцию, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению. Одним из показателей результативности такой работы является активное участие ребят нашего класса в школьных конкурсах. Во-первых, это традиционное участие в конкурсах художественного слова. Так в 2011-2012 учебном году Сергеева Юля со стихотворением С.Ильина «Две книжки» и Гусев Никита со стихотворением С.Маршака «Книжка про книжки» разделили I место в конкурсе художественного слова о книге «Каждая книга словно ларец, будто загадочный тайный дворец». А в 2012-2013 учебном году самые высокие места также были по праву завоеваны учениками нашего класса. 10 октября 2012 года в конкурсе художественного слова, посвященный Всемирному дню животных, Сергеева Юлия со стихотворением «Кошка Вьюшка» Бориса Заходера и Гусев Никита со стихотворением Бориса Заходера «Вредный кот» заняли I место. 20 декабря 2012 года в конкурс художественного слова, посвященного юбилею Э.Успенского, Сергеева Юлия со стихотворением «Охотник» заняла I место, а Гусев Никита со стихотворением «Неудачник» занял III место. 20 февраля 2013 года в конкурсе художественного слова, посвященного Дню родного языка «Родной язык, он так красив. Журчит он, словно речка», Сергеева Юлия со стихотворением «Слова» Вадима Шефнера заняла I место, а Самусенко Юлия со стихотворением «Читая стихи» Николая Заболоцкого заняла II место.
В результате организованной таким образом работы происходит развитие устной и письменной речи младших школьников, формируется вкус, расширяется читательский кругозор, развивается творческий потенциал ребенка. Безусловно, это процесс кропотливый, но увлекательный не только для ребенка, но и для педагога. Результатом такого процесса является 100 % активность детей в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, а в учебной деятельности высокий показатель качества знаний. Кроме конкурсов художественного слова мы с удовольствием принимаем участие и в фестивалях песни, которые тоже стали в нашей школе традиционными. Так в фестивале песни, посвященном Дню матери «Мама-первое слово в нашей судьбе», проходившем в 2011-2012 учебном году, учащиеся нашего класса заняли I место, исполнив песню «Мамины глаза».
18757902921000
И в этом же году, приняв участие в фестивале гражданской патриотической песни «О Росси петь, что весну встречать», мы заняли почетное II место, представив песню «Мы дети твои, Россия».
Не изменяя своим музыкальным традициям, 19 ноября 2012 года наш класс принял участие в фестивале песни, посвященному Всемирному Дню ребенка «Есть маленькие граждане своей большой страны, мир разноцветных шариков, мир детства и любви» с песней «Алешка, Наташка» Александра Ермолова, где заняли I место. И 12 марта 2013 года учащиеся нашего класса стали участниками фестиваля песни «Весенняя капель» с песней «Апрель» Александра Ермолова и заняли I место.
Учить творчеству также помогает теория решения изобретательских задач. Например, на занятиях кружка «Умка» я использую методы «мозгового штурма», «проб и ошибок», «разрешения противоречий», которые помогают детям выделить проблему, найти противоречие, поставить цель исследования, спланировать свою творческую деятельность, достичь результата. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для появления потребности в общественном признании, приходит осознание собственной индивидуальности и начинается поиск путей самовыражения. Творчество уже воспринимается как социально значимое явление. Поэтому большое внимание я уделяю участию детей в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, фестивалях.
Так, например, в апреле 2013 года учащиеся нашего класса приняли участие в районных конкурсах изобразительного искусства «Птицы Подмосковья» и «Мир глазами ребенка», где ученица нашего класса Сергеева Юлия заняла III место в конкурсе «Мир глазами детей» в номинации «Композиция».
А в 2012-2013 учебном году мы впервые приняли участие в международном конкурсе-игре «Медвежонок» по русскому языку, который проходил в школе 15 ноября 2012 года. Участвовали следующие учащиеся: 1) Богачева Е., 2) Кухтина К., 3) Лосев Н., 4) Пирожкова В., 5) Самусенко Ю., 6) Сергеева Ю., 7) Сидоров С., 8) Соловьев Д., 9) Сорокин В., 10) СуполкинаЕ. К сожалению в этом году у моих ребят пока нет призовых мест.
Так же учащиеся нашего класса смогли поучаствовать в математическом конкурсе «Кенгуру», который проходил 21марта 2013 года. Это были: 1) Кривова Л., 2) Кухтина К., 3) Лосев Н., 4) Лукашенков А., 5) Пирожкова В., 6) Самусенко Ю., 7) Сергеева Ю., 8) Соловьев Д., 9) Сорокин В., 10) Суполкина Е. Сергеева Юлия заняла III место по школе.Общественное признание достижений ребенка осуществляется и в процессе защиты портфолио, составлять которое начинаем с 1 класса. Защита портфолио развивает у учащихся творческую инициативу, коммуникативные умения, уверенность в себе. По итогам защиты выбираются ученики для представления на конкурсе «Самый-самый», где они показывают интеллектуальные, спортивные и творческие достижения на уровне школы. А сколько интересных коллективных творческих дел было проведено за это время, где наш класс принимал самое активное участие. Так, 28 октября 2011 года мы прошли торжественное посвящение в первоклассники на празднике «Мы теперь первоклассники», где ребята исполнили песню «Первый раз в первый класс».
16706853873500
128524045656500Праздновать это событие мы продолжили в классе, где показали для родителей праздничный концерт.
1259840146685000Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважения к людям всех национальностей - одна из задач воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, это воспитание у детей дружелюбного отношения к людям других национальностей. В связи с этим наш класс 18 ноября 2011 года принял участие в театрализованной программе, посвященной Дню толерантности, показав сценку «Дюймовочка».
А 6 марта 2012 года наш класс приготовил большой праздник для параллели 1 классов «Игралочка, игралочка – чудесная страна».
Целью данного праздника было:
показать значение игрушки в жизни человека.
3473450-16637000Задачи:
воспитание уважения к чужому труду;
знакомство с различными видами игрушек;
воспитание уважения к культуре русского народа;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в сотрудничестве, формирование коллектива;
привитие любви и бережного отношения к игрушке;
знакомство с историей игрушки.
12858756686550023 марта 2012 года наш класс совершил путешествие на сказочный остров Чукоити, где ребята вспоминали произведения К.И.Чуковского и показали сценку «Муха-Цокотуха».
Ну а закончили мы наши коллективно-творческие дела в 2011-2012 учебном году экологическим праздником «День птиц», на котором ребята нашего класса показали сценку «Жизнь птиц зимой».
В 2012-2013 учебном году мы продолжили совместно проводить и участвовать в коллективно-творческих делах во внеклассной работе. 2 ноября наш класс совместно со 2 в классом пригласили параллель 2 классов на праздник «В гости к самовару». Целью данного мероприятия было:
познакомить детей с историей и традициями русского чаепития;
познакомить учащихся с историей русского самовара;
учить их чтить традиции русского народа;
развивать артистические способности, выразительность речи;
воспитывать любовь к родине, народной культуре;
развивать у учащихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам).
619760-17208500
108902582994500А 15 марта 2013 года ребята весело отпраздновали Широкую масленицу, где ученики нашего класса совместно со своим классным руководителем исполнили веселый хоровод на песню «Масленица» (гимн Всероссийской Масленицы) фольк-шоу группы «Колесо».
24 мая на празднике «Как прекрасен этот мир», посвященный окончанию 2 класса, мы показали сценку «Как спорили оценки», в которой приняли участие Гусев Н., Сергеева Ю., Самусенко Ю., Теребина Е., Федюкина В., Кухтина К.
Помимо внеклассных мероприятий, проводимых на параллель, в нашем классе мы проводили множество различных классных праздников, огоньков, театрализованных постановок, мюзиклов, концертов, экскурсий, поездок.
Так, например, 6 сентября 2012 в рамках предметной недели, посвященной 200-летию со дня Бородинской битвы «Событиям Отечественной войны 1812 года посвящается», мы посетили мобильный планетарий, где ребята смогли посмотреть фильм «Столицы древней подвиг славный».
Традиционным для ребят, стало празднование Дня именинника с проведением игровой программы и чаепитием, которое мы устроили в конце сентября 2012 года.
7683509779000
В рамках кружка «Умка» в октябре 2012 года был проведен Турнир по шашкам, который выявил сильнейших игроков в данном виде спорта в нашем классе.
39497048006000В декабре мы провели в классе Новогодний огонек, где показали родителям и гостям новогоднее представление «Новогодние приключения Маши и Вити».
72453571818500Праздники 23 февраля и 8 марта праздновали совместно. На классном огоньке, посвященном Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, ребята показали родителям и гостям праздничный концерт.
686435552005500 Реализовать творческие способности помогает и включение младших школьников в дополнительное образование. В течение 2 лет мы активно сотрудничаем с МОУДОД Михневский районный Детско-юношеский центр. Так, например, 1 февраля 2012 года наш класс принял участие в историко-познавательной программе «Бабушкин сундук в русской избе. Горшочек каши», организованной Детско-юношеским центром, которую провела Павлюк Ольга Михайловна.
Дети познакомились с бытом и традициями русского народа, с предметами старины, с особенностями русской кухни, узнали, как люди вели хозяйство более 100 лет назад. А 2 мая 2012 года совершили экскурсию «Места, хранящие память» в Михневский парк. Ольга Михайловна поведала ребятам об истории возникновения памятников в п.Михнево и провела беседу о ВОВ.
13 ноября 2012 года О.М.Павлюк пришла к нам в гости с фольклорной программой «Музей в чемодане». А в январе 2013 года в рамках кружка по внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» наш класс совершил экскурсию в пожарную часть п.Михнево, организованную Ольгой Михайловной. Она рассказала ребятам о пожарной охране России, истории её возникновения и развития, а пожарные познакомили ребят с пожарной техникой, средствами тушения пожаров, провели беседу на тему «Правила поведения во время пожара». В знак благодарности ребята нашего класса нарисовали рисунки на тему «Огонь - не игра» и вручили сотрудникам пожарной части. 26 апреля 2013 года ребята совершили экскурсию в Михневский парк, которую также нам организовала педагог-организатор ДЮЦ п.Михнево О.М.Павлюк на тему «Я помню, я горжусь!».
В 2012-2013 учебном году мы начали тесно сотрудничать с детской библиотекой п.Михнево.11 марта 2013 года к нам в гости приходила заведующая детской библиотекой п.Михнево Горина Нина Константиновна, которая провела с ребятами экологическую игру «Не только в гости ждет тебя природа». Во время весенних каникул 26 марта 2013 года библиотекарь детской библиотеки п.Михнево134112051498500 Юлия Евгеньевна Легких пригласила ребят нашего класса на фольклорный праздник «Жили у бабуси».
27 марта 2013 года в нашей школе сотрудники детской библиотеки п.Михнево провели литературный праздник Книги и Чтения «Праздник, который всегда с тобой!», посвященный Неделе детской книге, где были награждены победители конкурсов, проводимых в дни весенних каникул на Неделе детской книге, а также награждены грамотами лучшие читатели параллели вторых классов. В нашем классе самыми лучшими читателями стали Комиссаров Александр, Лукашенков Артём и Самусенко Юлия, которые получили в подарок книги и были награждены грамотой за верность Её Величеству Книге. Подарком для всех книголюбов стало выступление известной детской писательницы Инны Гамазковой.
Большую роль в развитии творческой одаренности учащихся играют родители. Участие во всех мероприятиях класса и школы помогает родителям вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а активное участие родителей в мероприятиях служит для детей хорошим примером. Совместная работа родителей и детей не только сплачивает коллектив, но и развивает творческую инициативу.
27 декабря 2011 года мы отправились в Москву на новогоднее ледовое шоу «Спящая красавица» с участием звезд мирового фигурного катания, которую организовал родительский комитет класса, где получили огромное удовольствие от виртуозно исполняемых трюков великих фигуристов, таких как Ирина Слуцкая.
3467100-16192500-150495-16764000И в 2012-2013 учебном году при поддержке родителей мы с ребятами часто выезжали всем классом на различные экскурсии и представления.
24 декабря мы всем107632551181000 классом отправились в Москву в РКЦ «Кунцево-Аквамарин» в «Детский театр сказки» на мюзикл «Остров сокровищ».
132651512122150022 января учащиеся 2 б класса совершили поездку в музейно-выставочный центр г.Серпухов на программу «Рождественская ярмарка в русской деревне». В этой программе ребята увидели вертепное представление, познакомились с народными святочными играми, поучаствовали в мастер-классе, посмотрели сценки-ярмарки с театром Петрушки и получили сладкие подарки.
26 февраля наш класс ездили в Океанариум в торгово-развлекательном центре «РИО» на Дмитровском шоссе (г.Москва).
10096503365500
23 марта ребята нашего класса выезжали в Москву в Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского, где посмотрели цирковой спектакль «Времена».
Мои ребята очень любят экскурсии и походы. В первом классе 23 мая нам удалось всем вместе отправиться в увлекательное путешествие в лес, которое включало в себя и познавательную экскурсию по весеннему лесу, и занимательную беседу о редких видах растений, викторину о съедобных и несъедобных грибах, веселые спортивные эстафеты, перетягивание каната ну и, конечно, праздничный походный стол.
3418840-22860000-228600-22860000Таким образом, в работе по развитию творческой одаренности учащихся в нашем классе сложились следующие принципы: максимальное разнообразие предоставляемых возможностей, свобода выбора, возрастание роли внеурочной деятельности, индивидуализация и дифференциация, сотрудничество детей и родителей.
Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.
Я считаю, что использование личностного подхода, создание ситуации успеха для каждого в классе, постоянная забота о состоянии межличностных отношений в коллективе, создание благоприятного психологического климата, дают возможность строить отношения детей на взаимном доверии, уважении и открытости и воспитывать творчески одаренные личности. Поэтому учащиеся моего класса активны, имеют хороший творческий потенциал. Все посещают кружки и секции.  Психологический климат класса отличается открытостью. Эмоциональный настрой коллектива положительный, наблюдается чувство доброжелательности, сопереживания. В классе существует общественное мнение. Все имеют постоянные общественные поручения.
Я горжусь своими детьми. В их достижениях моя радость и удовлетворение от работы. Когда видишь счастливые глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и уважением, появляются новые силы и вдохновение, хочется работать ещё лучше.