Работа Якуб Камалиевич Занкиев

Якуб Камалиевич Занкиев


В ярком созвездии именитых деятелей образования и культуры сибирских татар звездой первой величины является Якуб Камалиевич Занкиев, Заслуженный учитель школы Российской Федерации, член Союза писателей Республики Татарстан, Заслуженный гражданин Тобольска. Плоть от плоти родного народа, он впитывал в себя его лучшие духовные и нравственные качества: житейскую мудрость, исключительное трудолюбие, порядочность и честность, почитание старших и заботу о детях, терпимость и сострадание. Талантливый мыслитель и художник, одаренный педагог и психолог, превосходный знаток и ревнитель народной жизни, автор увлекательных произведений возбуждает глубокий интерес современников, неравнодушных к его уникальному наследию.
Судьба Занкиева неотделима от драматической участи того поколения соотечественников, которому досталось изведать и пережить великие победы и бедствия XX века. Он ровесник Октября. Родился Якуб Камалиевич в Иркутске в 1917 году. Отец Камали был родом из Епанчинских юрт Тобольского уезда. Лишившись земельного надела, его дед Занки, был вынужден покинуть родину и перебраться в Иркутск. Здесь В Иркутске и был рожден Якуб Камалиевич.
Все начинается со школы. Детские годы Якуба Занкиева прошли в родной деревне Епанчино Тобольского района Тюменской области. Хотя он родился в Иркутске, первые шаги сделал на палубе парохода, который доставил молодую семью Занкиевых на родину. Якуб рано испытал на себе горькие уроки жизни. В восемь лет перенес большую личную трагедию, познал горечь утраты самого близкого в жизни человека мамы. Возможно, эта душевная, постоянно кровоточащая рана дала будущему писателю тонкое ощущение чужой боли как своей, научила состраданию к окружающим людям и сопереживанию. Первого учителя Якуба звали Абдулахат-абый. По окончании третьего класса ученики, как и положено, перешли учиться в соседнюю Загваздинскую школу, где в течение года вновь занимались в третьем классе. В 1930-1931 учебном году в Епанчино прибыл новый учитель, который преобразовал трехлетнюю начальную школу в четырехлетнюю, а Якуб и его друзья перешли в четвертый класс. Новый учитель Мухамедулла Урамаев с первых дней произвел большое впечатление на маленького Якуба. “Это был авторитетный учитель, обладавший глубокими знаниями. Опрятно и со вкусом одетый, вежливый и культурный. У него было приятное выражение лица. На все наши вопросы он отвечал с неизменной улыбкой, никогда не повышал голоса, обладал прекрасным чувством юмора. Умел к месту похвалить ученика, погладить по головке. Из каждой поездки в город привозил много новых книг”. Образ любимого учителя стал прототипом главных героев романов Занкиева “Зори Иртыша” и “Любовь, объятая пламенем”. Литературный критик, доцент кафедры русской литературы ТюмГУ В.Рогачев, высоко ценивший произведения Я.Занкиева, подчеркивал, что Занкиев первый и единственный российский писатель, показавший трагедию Великой Отечественной войны через образ советского учителя. Он по-своему высветил старую истину: все начинается в семье, продолжается в школе. Человек не состоится, если не знает своего рода, не помнит родных корней, истории малой родины и своего народа. Стартовая площадка. Педагогическое мастерство любимого педагога Якуб Занкиев описал в своих публицистических произведениях. После первого урока, посвященного истории Западной Сибири, молодой преподаватель приступил к проверке знаний учащихся и выяснил: читают дети по слогам, по-русски знают несколько слов, по математике четыре арифметических действия. Он срочно составил авторскую программу, включив в нее общий курс математики, родной язык, русский язык, литературу. При изучении темы “Проценты” учитель принес сто зерен, поместил их между двумя влажными промокашками, накрыл стеклянной пластиной. Когда из ста зерен проросло 90, дети узнали, что всхожесть семян составила 90%. Ребята задавали педагогу самые разные, непростые вопросы: отчего человек видит сны, почему звезды не падают с неба, кто придумал пароход. Учитель находил ответы на каждый из них. Кроме того, не жалея сил и времени, вел внеклассную работу, организовывал соревнования, проводил репетиции. Например, в межшкольной ученической конференции в юртах Кулларовских, в которой участвовали школьники из старицких, абалакских, шамшинских, байгаринских, усть-тамацких и кулларовских школ, первое место заняли ученики епанчинской школы, подготовленные М.Урамаевым. Весной учителя перевели в городскую школу рабоче-крестьянской молодежи. Педагог сделал все, чтобы его лучший ученик Занкиев продолжил образование. Через знакомых он отправил записку, в которой приглашал Якуба в пятый класс школы. Кое-как выправив одежонку, собрав припасы, старый дед Занки отправил внука в город. Школа располагалась в Тобольске на улице Семакова. Директор Мухаметзянов с порога отказал Якубу: “Ты еще не окончил четвертый класс, как я могу принять тебя в пятый? На дворе месяц май. Иди, приедешь осенью”. Заявление Якуба о приеме в школу передали на рассмотрение в очередной педсовет, что также не дало ожидаемого результата. Тогда Урамаев, не желая сдаваться, написал записку и отправил Якуба Занкиева к заведующему Тобольским окроно Захарову. Тот пригласил Якуба в свой кабинет. Прочитав заявление, строго спросил: “Что, мальчик, очень хочешь учиться?” “Ага”. “Экзамены за пятый класс тоже сдашь?” “Ага”. “Вот, молодец, тогда будешь учиться!” Через два месяца занятия в школе окончились. По итогам учебного года отличник Занкиев получил в награду белую рубашку и черные брюки. Учеба в школе рабоче-крестьянской молодежи стала для Якуба стартовой площадкой в большую жизнь. И педагог, и отец. Культурно-нравственный облик педагога Мухамедуллы Урамаева, который воссоздан Якубом Занкиевым в воспоминаниях, газетных публикациях, книгах, вызывает большое чувство уважения. Настоящий профессионал, мастер, деятельность которого была пронизана нравственным смыслом, пониманием долга, чувством ответственности. ...Отец Якуба Камали после смерти супруги уехал на заработки в Иркутск, оставив сына на попечение деда Занки, дяди Саляхетдина и его жены Зиннатбану. “Воспитывавшего меня дядю Саляхетдина по ложному клеветническому доносу осудили и сослали на десять лет лагерей, отправили строить Беломорканал. Я, окончивший семь классов, остался в доме за хозяина. Возможности учиться не было заготовка дров, сена, уход за домашними животными легли на меня. Дед старый, жене дяди тяжело вести хозяйство. Однажды Урамаев сказал, что меня назначили учителем вместо Малихи Алеевой, вышедшей замуж и уехавшей из деревни. Я не поверил, какой из меня, оборвыша, учитель? Но Камиль протянул мне бумагу. Это был приказ районо. Так по рекомендации Урамаева М. в январе 1934 г. я стал учителем. Спасибо моему дорогому наставнику, который продолжал заботиться обо мне. С его легкой руки 45 лет жизни посвятил профессии учителя", пишет Я.К.Занкиев в статье “Уразаев Урамаевмы?” Надо сказать, Якуб Камалиевич оставался примерным учеником до самой кончины своего учителя, да и Мухамедулла Урамаев очень любил и гордился своим питомцем, работавшим директором школы в Епанчино. Когда учителя не стало, Якуб Камалиевич приехал на похороны. На мусульманском кладбище Тобольска, стоя у изголовья покойного, плечом к плечу с его сыном Альбертом Урамаевым и внуком Робертом Урамаевым, произнес речь: “Великий отец! Память о тебе навечно сохранится в наших сердцах. Твое красивое имя золотыми буквами будет вписано в наши книги. Искренне благодарю тебя, мой учитель, за то, что ты мне, осиротевшему мальчугану, заменил отца, вывел на дорогу жизни. Прощай, дорогой учитель!” Идеальных героев нет? После выхода в свет романа “Зори Иртыша” Я.Занкиев получил большое количество писем-откликов. Читателей волновал вопрос: “Кто такой Уразаев? Реальный или вымышленный герой?” Подробный ответ на все вопросы был опубликован в газете: “Роман ”Иртеш таннары" (“Зори Иртыша”) не документальное, а художественное произведение. Мухамед Уразаев собирательный литературный образ. Все положительные черты моего любимого школьного учителя Мухамедуллы Урамаева нашли отражение в образе главного героя книги “Зори Иртыша”, а отрицательные черты были вымышлены, так как по законам жанра идеальных героев не бывает". Таким образом, конкретная личность учителя Урамаева с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом стала образцом для подражания в дальнейшей профессиональной судьбе Якуба Камалиевича Занкиева. Преподаватель физики и математики Мухамедулла Урамаев, владеющий педагогической культурой, способный создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях с учениками, осознавая высокое социальное назначение педагогической деятельности, сумел увидеть и развить в юном Якубе Занкиеве зачатки таланта, сумел вырастить из своего ученика Учителя с большой буквы, воспитать продолжателя традиций и принципов гуманизма. Главная черта, которая роднит Урамаева и Занкиева, любовь к своим ученикам. Очаг просвещения. В предвоенные годы Якуб Занкиев совмещал обучение в институте с работой в татарской средней школе №3 Тюмени. Его ученица Сафия Салихова, проживающая в с.Ембаево Тюменского района, вспоминает: “Якуб Камалиевич вел у нас в тюменской школе уроки физики и математики. Мягкий характер, спокойный нрав, обаятельная улыбка таким он остался в моей памяти навсегда. Мы любили его предмет, нам было стыдно чего-то не знать, мы всегда старались приходить с выполненными заданиями. Много лет спустя я увидела учителя по телевизору. Узнав адрес, написала. Несмотря на большую занятость, Якуб Камалиевич находил время для ответа...” Через год после Победы, в сентябре 1946 г., и в жизни педагога Я.К.Занкиева наступил мирный период он возвращается из армии и приступает к любимому труду. Заведующий Тюменским облоно Горкунов принял его с распростертыми объятиями: “Вот и замечательно! Пожалуйста, поезжай в Аслану. Там некому вести уроки в выпускном классе, учащихся оставили на второй год”. В Аслане Я.К.Занкиев стал завучем, а в августе 1947 г., после отъезда директора З.Р.Бекшенева в д.Яр, назначен директором. Хозяйство руководителю-фронтовику досталось незавидное: деревянное здание школы обветшало, в классах холодно, неуютно. Учителя работали без настроения, учебно-воспитательный процесс был пущен на самотек. Асланинский период работы Я.К.Занкиева достаточно полно описан в романе “Любовь, объятая пламенем”: “Заведующая районо выделила немного материалов для благоустройства школьного здания, общежития. В выходные дни Зиннур и его команда занялись работой. Замазали щели, из которых дул ветер, прибили фанеру. Упросили лучшего в деревне печника осмотреть дымоходы. Побелили стены, печи. Кирпича не хватило только для дальней угловой комнаты, которую девятиклассники называли тюрьмой. Постепенно школа преобразилась, просветлели лица учеников и учителей. Но в школьном здании по-прежнему холодно, ученики не снимают верхнюю одежду, сидят в рукавичках. Ученики вынуждены держать чернильницы под мышкой, так как чернила замерзают, а руки от стужи не чувствуют ручек. Эх, вот бы достать железную печь, мечтательно сказал Зиннур Ахмадушу. Решили, что Ахмадуш отправится в город на поиски кузнеца, закажет ему драгоценную печку. Ее в те годы днем с огнем невозможно было найти. Через неделю проворный Ахмадуш привез-таки дефицитную железную печку с трубой. К безмерной радости учащихся даже в самом дальнем углу стало тепло. Заготовка дров для школы пошла веселее. Никто в коллективе не остался в стороне. Молодой директор начал чувствовать себя увереннее. Осязаемые результаты совместного труда прибавили сил. Теперь он мог прямо смотреть в глаза своим ученикам, требовать от учителей добросовестной работы, доведенной до конца. Сельская школа в темной, занесенной снегами деревушке постепенно превратилась в настоящий очаг просвещения, стала центром притяжения". Якуб Камалиевич Занкиев руководил школой умело, гордился тем, что в послевоенное лихолетье школа не прекращала работу ни на день. Большое внимание уделял педагогическим кадрам. В романе “Любовь, объятая пламенем” есть узнаваемые эпизоды из жизни в Аслане: “Молодые педагоги, вдохновленные примером директора, отдававшего всего себя работе, стали работать с огоньком. Молодой директор достал приборы для уроков химии и физики. Появилась возможность бывать в городской шефствующей школе для проведения лабораторных работ. Учительница ботаники принялась заготавливать семена для школьного огорода впрок. В теплых классных помещениях появились комнатные цветы. Раньше дети, услышав последний звонок, вприпрыжку бежали домой. Сейчас по собственному желанию ходят на кружки, домой не торопятся. В спортивных играх и состязаниях с удовольствием участвуют не только школьники, но и сам директор. Жизнь в школе кипит ключом. Учителя стали с радостью ходить на работу, у них возникло чувство уважения, доверия к руководителю”. В 1950 году Я.К.Занкиев уезжает в родную деревню Епанчино и вплоть до выхода на пенсию в 1977-м трудится на руководящих должностях в епанчинской школе и Тобольском роно. Волшебник детских сердец. Епанчинский период в жизни педагога Я.Занкиева надо признать самым счастливым и плодотворным. Здесь он достиг вершин педагогического мастерства. В 1957 году за добросовестный труд и высокие показатели Якуб Камалиевич одним из первых в Тюменской области получил правительственную награду высшее профессиональное звание “Заслуженный учитель школы РСФСР”. Видный педагог Зиннур Бекшенев отозвался на это событие газетной статьей “Якын, туган кеше”: “Кто в Тобольском районе не знает Якуба Камалиевича Занкиева интеллигентного, скромного, жизнерадостного и великодушного учителя? Разве можно забыть этого волшебника детских сердец? Односельчане смотрят на него с большим уважением, видя в нем опору и надежду...” Авторская методика обучения, воспитания и развития способностей сельских ребятишек, разработанная и претворенная в жизнь заслуженным учителем РСФСР Я.К.Занкиевым, до конца не изучена, хотя в бытность моей работы в Тюменском институте усовершенствования учителей часто доводилось слышать его славное имя. Литературовед Владимир Рогачев, давая высокую оценку роману “Зори Иртыша”, сказал очень точные слова: “Образ Мухамеда это образ сибирского Макаренко”. Он сравнивал образ учителя Уразаева с Макаренко и находил “черты Сухомлинского”. Да, Якуб Занкиев состоялся как выдающийся педагог и просветитель, воспитатель и наставник. Учитель математики и физики (не гуманитарных наук!) написал такое эпическое произведение, как “Зори Иртыша”, которое по уровню таланта было поставлено в один ряд с “Тихим Доном Михаила Шолохова! За этот роман-дилогию в 2002 году по ходатайству татарского населения Тюменской области М.Шаймиев подписал Указ о награждении писателя, не проживающего в Татарстане, Государственной премией республики в области литературы. Наш великий земляк получил признание и у себя на родине: вначале его выбрали почетным гражданином Загваздинского сельсовета Тобольского района, чуть позже заслуженным гражданином Тобольска! Магия имени. Во все периоды жизнь Якуба Занкиева была успешной и счастливой. Он сам ковал свое счастье неутомимым трудом, помноженным на талант. Объясняя истоки судьбы, говорил, что родители выбрали ему очень удачное имя. О высоком значении имен Якуб, Юсуф (Йосыф) можно прочесть в произведениях писателя, в письмах. И Якуб-абый, и его супруга Рашида-апа рассказывали о многочисленных случаях правдивости поверья, что человека, нареченного именем пророка, нельзя обижать, оскорблять, причинять ему зло. Магическое имя Якуб было талисманом на протяжении всей жизни писателя. Занкиев вышел на пенсию в 1977 году и вплотную засел за роман “Иртеш таннары”. К моменту завершения работы над книгой в нашей области, как и по всей стране, началась перестройка, период ренессанса сибирских татар. Открылись татарские отделения в вузах, татарские СМИ, в том числе газета “Янарыш”. Авторитетное имя Я.К.Занкиева помогло сохранить от различных нападок и от угрозы закрытия молодой, набирающей силы и вес областной татарской газеты “Янарыш”. В 1990-2003 годах, по подсчетам сотрудников редакции, в “Янарыше” было опубликовано около 300 статей Я.К.Занкиева. Наиболее важные работы вошли в сборник Азата Сагитова под названием “Бирешмэ, сакла газетаны”. Цитата из письма Я.К.Занкиева “Не сдавайся, береги газету!” выбрана не только в качестве названия, она стала девизом, призывом, духовным завещанием двух известных деятелей татарской культуры. Слава Занкиева приумножилась благодаря Всероссийской научно-практической конференции “Занкиевские чтения”, которую в год 90-летия Якуба Камалиевича провел Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева. Конференция уделила внимание неисследованным граням таланта, малоизвестным страницам творческой и профессиональной биографии учителя и писателя, журналиста и публициста, общественного деятеля, помогла увековечить имя нашего выдающегося земляка. Мы так мало еще сделали для человека, который всю свою жизнь трудился на благо страны!
Якуб Камалиевич Занкиев, учитель-фронтовик, прошедший с 10-й гвардейской Краснознаменной орденов Ленина, Кутузова и Богдана Хмельницкого истребительно-противотанковой артиллерийской бригадой всю войну. Ратные заслуги его увенчаны орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, боевыми медалями. За огромный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения Я.К. Занкиев удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Он известен землякам не только как талантливый педагог и руководитель, но и как превосходный знаток народной жизни, автор увлекательных статей, очерков, детских рассказов. Он член Союза писателей Республики Татарстан, Заслуженный гражданин Тобольска. Главные его творения – романы «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем».
Список использованной литературы
1. Бонифатьева Г., Прибыльский Ю. Имя твое – Учитель. – Тюмень: «Вектор Бук», 2005. – 224 с.
2. Национальная школа сибирских татар. Хрестоматия. Том 3. – Тюмень: «Вектор Бук», 2005. – 244 с.
3. Ханиса Алишина. Сибирский Макаренко. / Парламентская газета «Тюменские известия». № 136 (4396) от 31.07.2007.
4. Материалы из музея МАОУ «Чебургинская ООШ». Стенд «Они работали в нашей школе».



15