Образовательный проект Волонтёрство от чистого сердца


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Новосибирска
Новосибирский городской педагогический лицей им. А.С.Пушкина
Образовательный проект
Тема: «Волонтёрство от чистого сердца»

Автор работы:Мустафенова Анара Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ НГПЛ им. А.С.Пушкина

г. Новосибирск
2016 г.
Оглавление
Цели, задачи, ожидаемые результаты проекта…………..……..3
Введение ………………………………………………………….5
I этап. Анкетирование……………………………………………4
Результаты опроса……………………………………………...6-7
II этап. Работа в информационном направлении………........8-9
III этап. Организация волонтерской деятельности………........9
IV этап. Результаты проекта. …………………………………..10
Цель проекта: формирование осознанной активной жизненной позиции у молодёжи и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой.
Задачи проекта:
Формировать понимание идеи волонтерской деятельности.
Помогать в выборе направления волонтерской деятельности.
Развивать социально-коммуникативные способности учащихся.
Возрождать идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
Направления деятельности:
Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность.
Патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство.
Здоровье сберегающее – пропаганда здорового образа жизни.
Межпредметные связи:
Образовательная область программы Содержание Задачи
Обществознание Социальная роль, я и общество(положительное и отрицательное влияние) Воспитательная;
Осознание гражданской позиции
Русский язык Лексическое значение: синонимические понятия От определения слова к проблеме
Риторика Коммуникация; публицистический стиль речи Жанры публицистики (продукт в виде буклетов, рекламных листовок, газеты)
Экология Социальная экология, экология человека Связь общественных структур с социальной средой их окружения; взаимодействие человека с природной и социальной средой
Реализация выполнения проекта по этапам:
1)аналитический;
2)поисковый;
3)практический;
4)презентационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный
Ожидаемые результаты:
Расширить информационное поле для молодёжи о формах работы волонтерской деятельности.
Формировать ответственную, социально-активную личность.
Осознанное отношение к добровольческой деятельности
Продукт проекта: рекламный ролик, содержащий в себе интервью волонтеров и рекламную информацию. Данный видеосюжет будет направлен на эмоциональную сторону выражения участников.


Введение
На уроке русского языка, изучая синонимические отношения, дети составляли кластер (раскрывали понятие «добрый человек»). Два ученика записали в качестве элементов слово «волонтер». Многие из одноклассников не согласились, объясняя это тем, что «волонтерство» сейчас не только душевный порыв доброты, стремление улучшить мир, но и модная тенденция. Учащиеся приводили следующие доказательства: «Практически каждый месяц в Заельцовском парке проходит акция «Благородное сердце». Каждый вносит 100 рублей на приобретение корма для животных и получает возможность фотографироваться с собаками. Когда я была на этом мероприятии, то заметила, что многие пришли только из-за красивых фотографий, которые они позже выставили в «Инстаграм»(Марина 7 класс). Многие из детей были согласны с этим мнением и приводили аргументы, как поступок, который должен исходить от чистого сердца превратился в лжемилосердие. Однако некоторые ребята были не согласны с таким выводом. Чтобы разрешить спор, мы провели опрос в разных классах нашей школы. Таким образом, анализировали мнения не только одного класса.
I этап
Анкетирование
Анкета состояла из следующих вопросов:
Продолжите предложение: «Волонтерская деятельность – это…»
Актуальна ли сейчас эта деятельность?
Сколько раз Вы участвовали в благотворительных акциях, являлись волонтером?
А) Никогда
Б) Один раз
В) Несколько раз (указать количество)
Г) Являюсь активным участником волонтерского движения
4.Что подвигло Вас на участие в благотворительной акции? (Почему вы участвовали в волонтерском движении?)
5.Хотел бы Вы заниматься волонтерской деятельностью? В каком направлении?
6.Имеете ли Вы представление о волонтерских организациях, находящихся в нашем городе? Если да, то назовите их.
7. На Ваш взгляд, какие качества важны для волонтера?
Данный опрос был проведён в 6, 7,8 классах. Количество респондентов – 70 человек. Решено было провести анонимный опрос, чтобы результаты анкеты были достоверны.
Результаты анкетирования
Волонтерская деятельность – это …
А) помощь бездомным животным – 40 человек/ %
Б) помощь нуждающимся – 31%
В)помощь ветеранам - 24
Г)доброе отношение – 5%
Исходя из ответов, можно сделать вывод, что дети знают только поверхностно об этом движении.
Результаты второго вопроса были следующие:
50 человек (71%) отвечающих указали, что волонтерство актуально.
Сколько раз вы участвовали в благотворительных акциях, являлись волонтером?
24 учащихся (34%) сообщили, что не знакомы с подобной деятельностью.
25 подростков (36%) единожды являлись волонтерами.
7 респондентов (10%) - активисты волонтерского движения,
14 человек (20%) несколько раз (2-3 раза) принимали участие.
Ответы респондентов показывают, что группа подростков, не участвующих в волонтерской деятельности ни разу, равна количеству детей, которые принимали участие только единожды (34% и 36%).
Следующий вопрос был нацелен на мотив участия в волонтерском движении.
54%- «просто так», «для того чтобы помочь нуждающимся»;
20% - «была возможность помочь», «было свободное время»;
18% - «меня попросили»;
6% - «мой друг волонтер», «мама и папа участвуют вместе со мной»
2% - затрудняюсь ответить
Анализ ответов указывает, что только половина детей осознают свою помощь.
Следует отметить, что в этом пункте дети указывали причину своего желания, хотя опрос этого не предусматривал. Ответы респондентов на пятый вопрос были распределены на три группы:
Первая из них – дети, которые хотят и готовы участвовать. Причина пассивности – отсутствие информации о подобных организациях, нехватка времени. Во вторую группу входили дети, которые имеют мотивацию, но боятся того, что их помощь слишком незначительна («Я слишком мал, чтобы помочь»; «не думаю, что я могу кому-то помочь»). Можно предположить, что данная группа подростков недооценивает свои возможности. Третья группа учащихся – это 16% респондентов, не готовых принять участие.
Отвечающие выделили следующие направления волонтерской деятельности, в которой бы они хотели участвовать:
А) помощь бездомным животным – 61%
Б) уборка парков и лесов – 12%
В) помощь детям-сиротам – 23%
Г) помощь пожилым людям - 4%
Респонденты выделили всего несколько волонтерских ассоциаций: «Благородное сердце», «Доброе сердце», благотворительные акции в аптеках, магазинах «Помощь малюткам».
Количество приведенных ответов показывает, что многие учащиеся просто не знают о подобных организациях. Используя интернет-ресурсы, мы установили возрастание таких учреждений на период 2014-2016 гг. На сегодняшний день зарегистрировано около 500 организаций и фондов в г. Новосибирске, по сравнению с 2003 годом произошло увеличение почти в 1,5 раза. Кроме этого, мы узнали, что практически в каждой третьей школе образована группа волонтеров.
Учащиеся указывали следующие качества волонтера:
Доброта – 52
Бескорыстность – 48
Заботливость - 43
Общительность - 34
Инициативность – 27
Ответственность – 16
Активность – 15
В анкете не было установлено количество ответов, поэтому респонденты указывали несколько характеристик.
Рассматривая ответы, мы приходим к выводу, что волонтерство для учеников – это, прежде всего, душевный поступок.
ВЫВОД
Анализирую полученные результаты, мы выявляем следующие трудности:
- неразличие понятий: волонтерство и благотворительность;
- отсутствие информации о волонтерских организациях;
- неоцененность возможностей и помощи;
- скрытность результата;
- неосознанное отношение к деятельности.
Последний пункт является проблемой нашего проекта, которую мы будем решать. Вовлекая детей в волонтерскую деятельность, показать, что помощь – это не модная тенденция, а по-настоящему благородное дело. Зов сердца. Мы считаем, что возникновение данной проблемы связано с широким использованием социальных сетей. На сегодняшний день большинство использует их в качестве трансляции личной жизни.
II этап
Работа в информационном направлении
Планируемое время на реализацию данного этапа – ноябрь 2016 года
Участники проекта составляют конспекты внеклассных мероприятий, уроков риторики, обществознания. Для этого они работают с разными источниками информации (интернет-ресурсы, литература по обществознанию, статистические данные). Данный материал помогает решить одну из поставленных задач – расширить информационное поле учащихся, развитие социально-коммуникативных способностей учащихся.
На сегодняшний день участники анализируют следующую информацию:
1. История возникновения волонтерского движения
2.Благотворительные акции в рамках МБОУ НГПЛ им. А.С.Пушкина
3.Волонтерские организации в г.Новосибирске
Анализируя информацию, дети сделали следующие выводы:
Волонтерство приобрело широкую популярность. Обращаясь к статистическим данным, видно, что количество волонтерских движений увеличилось. Согласно исследованию проведенному проектом Добро Mail.ru и ВЦИОМ благотворительная деятельность достаточно популярна среди российских интернет-пользователей. 76% из них когда-либо занимались волонтерством. Доля женщин, когда-либо занимавшихся данной деятельностью, больше доли мужчин — 79% и 72% соответственно. Интерес пользователей к различным видам благотворительности меняется в зависимости от возраста. Помощь только деньгами характерна для наиболее экономически активных пользователей в возрасте 25–34 лет (35%) и в возрасте 35–44 лет (36%). Только делом чаще помогают молодые люди в возрасте 18–24 (33%), чем люди старшего возраста. Среди людей в возрасте старше 45 лет самая большая доля тех, кто помогал обоими способами (28%), что можно объяснить более богатым жизненным опытом этой группы. Пользователи интернета охотнее всего приняли бы участие в благотворительных проектах, посвященных помощи детям (83%), старикам (53%), животным (43%). Исследование позволило выявить взаимосвязь между полом и возрастом пользователей и тем, кому они хотят помогать. Так, подростки и молодые люди в возрасте 18–24 лет охотнее помогали бы животным и участвовали в экологических проектах. Можно заметить, что данные этого исследования совпадают с ответами учащихся на пятый вопрос анкеты. Этот вывод поможет организаторам в выборе направления волонтерской деятельности.
Учащиеся провели лексический анализ слов «волонтерство», «благотворительность», «благотворительная акция».
В словарях С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова «волонтер»- поступивший на военную службу, доброволец. В словаре Т.Е. Ефремовой у слова зафиксировано второе значение - тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле.
«Благотворительность» - оказание материальной помощи бедным (словарь Д.Н. Ушакова). Таким образом, подростки выясняют, что слово «волонтёрство» включает более широкий круг понятий, в которое уже будет входить «благотворительность». Как синонимы можно использовать слова «волонтерство» и «добровольчество». Понятием «волонтёрская деятельность» в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим.

III этап
Организация волонтерской деятельности

Планируемое время на реализацию данного этапа – декабрь – апрель 2016 г.
В нашем учебном учреждении действует Совет добрых дел. Участники данной группы: лицеисты с 5-11 классов. Организатором её является социальный педагог С.С. Ильичева. Совет добрых дел несколько раз в год проводит благотворительные акции. Задачей нашей проекта является создание системной работы волонтерского движения, плана мероприятий, расширение количества участников, выбора направлений, взаимодействия с другими организациями.
Название мероприятия Сроки выполнения
Проведение внеклассных мероприятий Ноябрь
КТД Новый год Декабрь
Совет «Добрые дела» 1.11; 15.11; 29.11
Благотворительная акция «Доброе сердце» (Сбор подарков для детей-сирот) Декабрь
Постановка сказки (сотрудничество с театральной студией НГПЛ) Декабрь
Акция «Благородное сердце» (помощь городскому приюту бездомных животных) Февраль/март
Участие в городской акции «Белый лес – чистый лес» ( уборка территории Инюшенского бора) Апрель
Акция «День Победы»(поздравление ветеранов» май

IV этап
Результаты проекта
Планируемое время на реализацию данного этапа – май 2016 г.
Ожидаемые результаты:
1.Расширить информационное поле для молодёжи о формах работы волонтерской деятельности.
2.Формировать ответственную, социально-активную личность.
3.Осознанное отношение к добровольческой деятельности
Продукт проекта: рекламный ролик, содержащий в себе интервью волонтеров и рекламную информацию. Данный видеосюжет будет направлен на эмоциональную сторону выражения участников.
Результаты и материалы данного проекта могут использоваться на уроках русского языка, риторики, обществознания, географии; внеклассных мероприятиях и классных часах.