Создание виртуальной образовательной экскурсии о жизни и творчеству А.Е.Кулаковского


МБОУ «Кюпская средняя общеобразовательная школа им.Е.И.Апросимова»
Усть-Майский улус
Создание виртуальной экскурсии о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского для учащихся средних и старших классов.
Работу выполнила: Иванова Ольга 8 класс
Руководитель: Павлова Л.Н.
Кюпцы 2015
Введение
«Алексей Елисеевич Кулаковский – великий якутский народный поэт. Он народен не только потому, что …вся его поэзия пронизана, освещена и согрета глубокой сыновней любовью к родным якутам: он народен ( и глубоко народен) потому, что после прочтения его поэм у читателя, мало, допустим, знакомого или вовсе незнакомого с характером якутского народа, возникает и складывается яркое и цельное представление… о деше якутского народа, о самом народе как части человечества…» В. Солоухин.
Алексей Елисеевич Кулаковскай (Псевдоним ОксокулээхОлоксой, что означает мифический двуглавый Орел Алексей) – якутский поэт, ученый – просветитель, один из основоположников письменной якутской литературы.
Целью своей работы я наметила:
Создание виртуальной экскурсии о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского для учащихся средних и старших классов.
Задачи:
отбор литературы и составление библиографии;
определение источников экскурсионного материала;
сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления экскурсии,
составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
подготовка текста экскурсии;
Актуальность:
Сегодня с определенной временной дистанции Алексей Елисеевич Кулаковский воспринимается как эпохальная фигура, как поэт и мыслитель, наследие которого представляет собой грандиозный синтез якутской культуры конца 19 – начало 20в.
Глава 1. Что такое виртуальная экскурсия?
Подготовка к виртуальной экскурсии начинается с определения цели, места и времени ее проведения. Также тщательно продумывается содержание, составляется план, в котором определяются задачи, этапы экскурсии.
При создании виртуальной экскурсии маршрут представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. Одно из обязательных условий - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности. Составляя текст необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрывать все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части.
Виртуальная экскурсия, как и любое другое занятие, начинается с организационного момента. Педагог организует детей на работу, приветствует их, сообщает им тему экскурсии, ее цель, задачи, структуру.
После организационного момента следует вводная беседа. Ее задача – актуализация имеющихся у детей знаний по изучаемой теме. Это позволяет сделать процесс усвоения материала более глубоким и эффективным.
Проведение следующего этапа виртуальной экскурсии может быть различным.
Вариант первый: учитель организует самостоятельную работу обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, проводит инструктаж, руководит их деятельностью, консультирует, помогает.
Вариант второй: учитель организует самостоятельную работу обучающихся по заданиям, составленным на основе собственного рассказа или рассказа экскурсовода.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.
Глава 2. Виртуальная экскурсия о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского.
Цель экскурсии: В доступной форме донести до учащихся историческое значение основоположника якутской литературы, просветителя, философа – гуманиста А.Е.Кулаковского.
Место проведения: школа.
Время проведения: по программе, неделя якутского языка и литературы.
План экскурсии:
Организационный момент.
Вводная беседа.
Жизнь А.Е.Кулаковского.
Творчество основоположника якутской литературы.
Итоговая беседа.
Содержание экскурсии:
Текст в слайду 1.
Алексей Елисеевич Кулаковский родился 4 (16) марта 1877 г. в местечке Учай 4 Жехсогонского наслега Батурусского (ныне Таттинского) улуса в традиционной патриархальной семье крестьянина среднего достатка Елисея Васильевича и Анастасии Николаевны Кулаковских, в которой он был третьим ребенком. В становлении личности А. Е. Кулаковского помимо родителей большую роль сыграли его дед по материнской линии Николай Алексеевич Собакин и старший брат Иван Алексеевич Кулаковский. Дед воспитывал Алексея до девяти лет, он же, будучи грамотным, обучил внука чтению и письму, а также элементарной арифметике.
Текст к слайду 2.
Алексей с детства слушал якутский эпос, и мелодика олонхо легла в основу его поэтической системы. В одном из писем Кулаковский вспоминал: «Будучи малолетком, я целые ночи просиживал «под челюстями» (якутское выражение) сказочника, слушая его сказки, легенды…» ⦋Дементьев⦌.
Старшего брата А.Е.Кулаковского считали прекрасным сказителем и певцом. Егор Дмитриевич Кулаковский – Хойостоон, родственник Алексея, был знаменитым олонхосутом.
Текст в слайду 3.
А. Е. Кулаковскому удалось получить качественное образование. В 1886 – 1890гг. он учился в Чурапчинской начальной школе. С этого времени начинаются его подвижнический труд по сбору материалов устного народного творчества и собственные первые попытки стихотворчества. С отличием закончив школу, заверив родителей, что после учебы вернется к ним, он попытался поступить в Якутское реальное училище. Но по причине «иного родства» у него документы не приняли, и Алексей проучился один год в Якутском духовном училище. Трудно переоценить заслугу Ивана Елисеевича, который в течение года обивал пороги разных учреждений, писал письма вплоть до Петербурга о разрешении небогатому «инородцу» получить светское образование и добился этого, тем самым сыграв решающую роль в становлении А. Е. Кулаковского. Окончив с отличием курс духовного училища в 1891 г., он блестяще выдержал вступительные экзамены и сразу, без подготовительного, поступил в первый класс Якутского реального училища. Училище имело семь классов и один подготовительный. Его выпускники получали полное среднее образование и имели право поступать в высшие учебные заведения. Это было одно из лучших учебных заведений в области, дававшее как основательные гуманитарные знания – учащиеся изучали три иностранных языка, литературу, историю, так и серьезную подготовку по естественным и точным наукам.
Текст к слайду4.
В реальном училище А.Е.Кулаковский обучался рисованию и черчению у Иоакима Дмитриевича Аркуши ⦋Коняев⦌. Известно, что художник был родом из села Андрушевка Липовецкого уезда Киевской губернии. Проучившись некоторое время вольнослушателем Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, он уехал в далёкий Якутск.
Городскую жизнь времён А.Е.Кулаковского запечатлело небольшое полотно «Собор и башня» И.Д.Аркуши.
Текст к слайду 5.
Литературный псевдоним поэта θксɵкʏлээх θлɵксɵй приблизительно можно перевести как Орёл Алексей. θксɵкʏ - «сказочно-шаманская птицаис двумя или тремя головами; орёл, хотой; двуглавый орёл ⦋Пекарский⦌» Эта птица в традиционном мировоззрении народа саха имела сакральное значение и была тотемом многих родов. В мифологической модели мира якутов, как и в культурах многих других народов, орёл служит маркером верхнего мира; согласно описанию якутских олонхо, птица восседает на вершине мирового древа, которая служит коновязью для верховного небесного божества.
Текст к слайду 6.
В 1921 г. Кулаковский работает учителем Таттинской школы в Черкёхе. Черкёх- родина выдающегося общественного и государственного деятеля Якутии, ученого, основоположника якутской советской литературы Платона Алексеевича Ойунского. С 1913 по 1930 гг. это село было центром Таттинского улуса.
Текст к слайду 7.
Кулаковский был не только свидетелем, но и участником многих важнейших событий в Якутии первых десятилетий ХХ века. В годы революции и Гражданской войны А.Е.Кулаковский находился на севере Якутии. В августе 1917 года он был назначен исполняющим обязанности комиссара Временного правительства по Верхоянскому округу, став высшим представителем власти на гигантской территории, которую занимают Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Момский, Жиганский, Абыйский, Верхоянский улусы ⦋Коняев⦌.
Текст к слайду 8.
К Октябрьской революции 1917 года сорокалетний Кулаковский отнёсся весьма сдержанно. И хотя в составе нового правительства Якутии были бывшие ученики А.Е.Кулаковского – Аммосов, Барахов, Аржаков и др., он оказался единственным из известных якутских общественных деятелей, кто не вступил в ряды ни социал-демократов, социал-революционеров, ни федералистов, ни тем более большевиков ⦋Кулаковская⦌.
Текст к слайду 9.
Алексей Елисеевич был женат два раза. Первая жена – Анастасия Егоровна Оросина, вторая – Евдокия Ивановна Лыскова.
Текст к слайду 10.
Поэт провел всю жизнь в странствиях, в поисках народного слова, в гуще исторических событий и катаклизмов. Известно, что А.Е.Кулаковский был неутомимым исследователем и путешественником. В своих экспедициях за 1900-1924 гг. он пешком прошел 500 верст, проехал на оленях 17640, на лошадях - 48220, на плотах, плотках и на пароходе – 288700, по железной дороге – 13 100, всего 108160 верст. Это равноценно двум кругосветным путешествиям. ⦋Степанов⦌. Опора на уникальные традиции, богатейший фольклор этноса помогли Кулаковскому создать золотой фонд якутского литературного языка. Творчество А.Е.Кулаковского вобрало гибкость и красочность фольклорного языка и заложило фундамент письменной литературы народа саха.
Текст к слайду 11
В конце 1925 г. Алексей Елисеевич был избран делегатом Первого съезда тюркологов в Баку. Выехав последним пароходом в начале октября, он только 27 декабря 1925 г. прибыл в Москву. Дальняя дорога в течение почти трёх месяцев без средств к существованию вызвала обострение язвы желудка. Рядом с ним находился А.И.Софронов. По настоянию работников постпредства Якутии в Москве А.Е.Кулаковский поступил во 2-ю Московскую университетскую больницу и после трех сложных операций умер 6 июня 1926 года. Поэт был похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
В июне 1992 года на Даниловском кладбище в Москве по решению Правительства Республики Саха(Якутия) был установлен надгробный памятник работы скульптора Петра Захарова и архитектора И.Андросова.
Текст к слайду 12.
Условная периодизация в оценке литературного наследия якутского основоположника по Н.Н.Тобурокову и Л.Р.Кулаковской:
Первый период(до 1926): характеризуется тем, что творчеству Кулаковского давали высокую оценку как в кругах якутской интеллигенции, так и в областных административных органах.
Второй период(1926-1937): в силу исторических обстоятельств связан с пролетарской классовой ориентацией литературной критики.
Третий период(1938-1943) начинается с политических репрессий и заканчивается 1943 годом, когда во время диктата партийной идеологии молодой учёный Г.П.Башарин совершает беспрецедентный по мужеству поступок- реабилитирует дореволюционных писателей.
Четвертый период(1944-1950) связан с положительным отношением к наследию поэта, определено место А.Е.Кулаковского как основоположника якутской культуры; в 1946 году общественность республики широко отметила 20-летие со дня смерти поэта.
Пятый период (1951-1956) отмечен противостоянием литературоведов и историков, положительно или отрицательно оценивающих наследие Кулаковского. В 1951 году Кулаковский был объявлен «буржуазным националистом», объявлен врагом советской власти. В 1952 году выходит в свет книга Г.П.Башарина «Три якутских реалиста-просветителя». Происходит политический и моральный террор против автора книги и других деятелей науки и культуры, поддерживающих учёного.
Шестой период (1956-1989) связан с разоблачением на XX съезде КПСС культа личности И.В.Сталина в СССР. Постановление бюро обкома КПСС от 16 февраля 1962 года определило ориентиры и границы для дальнейших исследований творчества дореволюционных писателей Кулаковского, Софронова, Неустроева. В ноябре 1962 года в республике отмечали 85-летие со дня рождения основоположника якутской литературы.
Седьмой период( 1989 по настоящее время) официальное признание действительной роли и места А.Е.Кулаковского в культурной и духовной жизни народа.
Текст к слайду 13.
Шаман – один из концептуальных образов в творчестве основоположника якутской литературы. Известно, что в роду Кулаковских был якутский жрец небывалого пророческого духа по имени Кээрэкээн.
Алексей Елисеевич Кулаковский занимался исследованием белого и черного шаманизма у якутов. Произведение «Сон шамана», по утверждению специалистов, является программным для творчества поэта. Философская поэма-пророчество изложена в форме монолога. Обращённого к зрителям- слушателям. В силу того, что автор говорит от имени шамана, в стихах используется много имён якутскихбожеств, мифологические образы, связанные с традиционной картиной мира. Автор создал национальное эпическое произведение на основе самобытных принципов мировоззрения и философии народа саха как носителя части мировой цивилизации. Драматизм повествования заключается в размышлении о судьбе якутов, перед которыми жизнь ставит нелегкую проблему выживания в условиях современной цивилизации ⦋Бурцев и др.⦌.
Текст к слайду 14.
Произведения А.Е.Кулаковского стали первыми образцами и в то же время вершиной самобытной национальной литературы, выросшей из из самой сердцевины устного народного творчества. Их отличает традиционно-фольклорная форма ⦋Максимова⦌. «Среди произведений, созданных А.Е.Кулаковским, «Вилюйский танец» занимает особое место как проявление в его поэзии форм хорического синкретизма. Умелое сочетание ритмика танца и мелодии слова в его творчестве представлено только данным произведением» ⦋Кулаковская⦌.
Текст к слайду 15.
Стихотворение «Певец» посвящено классической теме в мировой поэзии- вопросу о назначении поэта, творца. Кулаковский понимает особую миссию певца-поэта как некоего «пророка», предназначение которого заключалось в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Он считает, что творческий дар имеет божественную природу, не случайно в стихотворении упоминаются якутские божества: Иэйэхсит, Айыысыт, Чыныс-хаан и Одун-хаан. Назначение певца он видит в том, чтобы «очищать души» людей, освобождать их от «черных дум», творить мир и добро.
Текст к слайду 16.
Письмо «Якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского – важный этап в развитии мировоззрения национальной интеллигенции Якутии. Смелая постановка глобальных проблем, масштабность мышления характеризует послание. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что якуты будут обречены на вымирание, если не достигнут современного уровня культуры, не приобщатся к достижениям цивилизации.
Текст к слайду 17.
Алексей Кулаковский в течение многих лет собирал предания, воссоздающие легендарный образ реальной исторической личности второй четверти 19 века Василия Фёдоровича Слободчикова из Нерюктяйского наслега Восточно-Кангаласского улуса, известного в народе под именем Манчары. Материалы впервые вышли отдельной книгой в 1945 году. До этого издания они распространялись в рукописном виде и послужили основой А.И.Софронову для создания драмы «Манчары». В примечаниях Софронов написал о том, что драма создана по материалам Кулаковского ⦋Кулаковская⦌.
Текст к слайду 18.
Основоположник якутской литературы широко применял фольклорно-этнографический материал в поэтическом творчестве. В его произведении «Заклинание Байаная» фигурирует образ духа-покровителя охоты. Произведение проникнуто пафосом добра, любви к родной природе. Главный герой – охотник-заклинатель почитает духов-покровителей, но в то же время позволяет себе несколько фамильярное отношение к ним, называя духа тайги Байаная «тойон эhэм» и обращаясь к его многочисленным братьям «тойон убайдарым». Сам Байанай тоже отличается весёлым нравом. Охотник напоминает, что наступает долгожданное благодатное время, когда лес полон зверей. Затем заклинает духов-покровителей не обделять его охотничьей удачей и преподносит им скромные дары: масло, сбитое из молока «зрелой коровы», и сливки, приготовленные из молока «молодой коровы». В заключении герой бросает вверх гадальную ложку и произносит ритуальное «Тускуо».
Текст к слайду 19.
« Золотую коновязь поставив,
Дом – полную чашу радушием наполнив,
Неугасимый, священный огонь величаво раздув;
Круторогих направляя,
Длинногривых погоняя,
Густошерстых собирая;
Горластыми сыновьями одарённая,
Голосистыми дочерьми наделённая,
Добрыми соседями окружённая;
Что сказано мною – как
Привет принимаясь,
Что говорилось мною –
В ста превращаясь,
Что я поручала –
За счастье почитаясь…»
А.Е.Кулаковский «Песня столетней старухи»
Перевод П.Слепцова
В приведённом отрывке из стихотворения «Песня столетней старухи» описывается идеал якутской женщины-хозяйки. Поэтические формулы, основанные на лучших традициях старинного фольклора, метко и красочно отражают представления народа о хранительнице очага.
Текст к слайду 20.
Родственниками, потомками А.Е.Кулаковского являются такие крупные фигуры в якутской литературе, как А.И.Софронов, народные писатели Д.К.Сивцев - Суорун Омоллоон, Н.Е.Мординов_Амма Аччыгыйа, поэт Леонид Попов⦋Кулаковская⦌.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии можно разнообразить викторинами, играми, конкурсами, соревнованиями. Это позволяет сделать экскурсию интересной, увлекательной и незабываемой.

Заключение
В ходе создания виртуальной экскурсии я узнала много интересного об Алексее Елисеевиче. Оказывается, я совсем не знала его биографии и творчества. Я думаю, такая экскурсия будет очень интересна ребятам. Алексей Кулаковский в последние годы своей жизни активно разрабатывал вопросы якутской письменности, участвовал в организации научных учреждений республики, учительствовал, заведовал художественно – литературной секцией Наркомпросздрава ЯАССР, был членом литературно – переводческой комиссии, публиковал свои научные труды и литературные произведения.
Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсий для школьников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению кругозора учащихся. Виртуальная экскурсия – воображаемое посещение изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Список использованной литературы:
А. Е. Кулаковский. Якутской интеллигенции. Редактор – составитель Л. Р. Кулаковская. Новосибирск «Наука». 2012 г.
А. Е. Кулаковский. Том первый. Поэтические произведения. Новосибирск «Наука». 2009 г.
М. К. Аммосов аатынан саха государственнай университета. Саха филологиятын уонна культурология факультета. Оксокулээх Олоксой. Суурбэ биирис уйэ са5аланыыта.Хомуйанон,ордулар: Л. Р. Кулаковская, П. В. Максимова, Г. Г. Филиппов. Бичик. Дьокуускай. 2002 г.
Общественно – политическое издание. Россия – Якутия: от века к веку. Авторы – составители: В. И. Пестеров, А. А. Борисов, Н. С. Степанова. Оформление: НКИ «Бичик» РС(Я), 2012.
А. Е. Кулаковский. Наступление лета. Стихи и проза. Избранные сочинения. Перевод с якутского Владимира Солоухина и Сергея Поделкова. «Современник», Москва 1986 г.
Уран тыл уустара. Реас Кулаковский. А5ам оло5о. Бичик. Дьокуускай. 20066 г.
ГБУ ГМХК Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). В. В. Тимофеева. Алексей Кулаковский и его эпоха в изобразительном искусстве Якутии. Оформление ИП Семенова Н. В., 2012.