Проектирование на уроках для развития коммуникативных компетенций учащихся


Кожаниязова А.Е.,
старший преподаватель
кафедры психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса
ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области,
г.Костанай, Республика Казахстан
Проектирование на уроках для развития коммуникативных компетенций учащихся
Главной задачей современной школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями.
Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности.
На сегодняшний день выделяется ряд направлений в исследовании понятий «компетенция», «компетентность». Многие ученые, такие как В.А.Болотов, В.В.Сериков, Б.И.Хасан, А.Н.Хомский, Р.П.Мильруд и другие, считают, что компетенция определяется знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, а компетентность – это состоявшееся личностное качество, которое определяется степенью владения компетенциями [1].
Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни.
Коммуникативная компетентность, включает предметные компетенции: речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно – познавательную. Коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении школьного предмета, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Успех любой деятельности зависит то того, отмечает К.М. Левитан, обладает ли ее субъект коммуникативной компетентностью, которая включает, по его мнению, способность слушать и услышать, смотреть и увидеть, читать и вычитывать и во всех случаях адекватно понять воспринимаемый текст [2].
Прежде всего, необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.
По мнению Кабардова М.К., коммуникативная компетенция - это усвоение этно - и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение "техникой" общения [3]. Схожую с М.К. Кабардовым позицию к оределению коммуникативной компетенции высказывает И.А. Зимняя, которая определяет ее как "овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии" [4].
Одним из приоритетов современного образования  является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.  Сложилось новое понимание цели образования: формирование у  современного школьника  готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Ученики с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно-исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.
Учащиеся,  занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.
В ходе проектно-исследовательской деятельности реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могуть выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учаться самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
Ценность проектной технологии состоит, прежде всего, в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. За подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение, исследовать, творчески работать.
Цель проектного обучения —создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Таким образом, в ходе реализации педагогического проекта наблюдается положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на развитие коммуникативной компетенции обучающихся, повышается качество знаний по предмету. Удовлетворяется потребность школьников в самореализации; задание становится для школьников лично значимым; обучение проходит через деятельность; возрастает ценность полученных результатов для обучающихся; у школьников происходит осознание процесса обучения.
Список литературы
Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.
Левитан, К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.
Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
©Кожаниязова А.Е., 2017