Методическая разработка на тему Развитие физических качеств посредством подвижных игр


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
"КИРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
"Развитие физических качеств посредством подвижных игр"
Выполнила преподаватель физической культуры
Хорольская О. А.
Киров, 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ4
Основные понятия в подвижных играх4
Высказывания видных педагогов о подвижных играх7
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста10
Возрастные особенности строения и развития ЦНС10
Возрастные особенности двигательного аппарата11
Возрастные особенности органов дыхания14
Возрастные особенности крови и кровообращения16
1.4Воспитание физических качеств детей младшего школьного возраста 17
Развитие быстроты19
Развитие силы21
Развитие скоростно-силовых качеств23
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ26
Цели, задачи и методы исследования26
Организация исследований27
Методика проведения занятий28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ40
ПРИЛОЖЕНИЕ!42
ПРИЛОЖЕНИЕ 243
ПРИЛОЖЕНИЕ 344
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы вытекает из общероссийских данных, собственных наблюдений, которые говорят о том, что у детей нынешнего поколения очень плохо развиты двигательные качества, да и физическое развитие организма в целом. Это очень серьезная проблема, которой, к общему сожалению, не уделяется должного внимания. Очень мало времени, даже на уроках физкультуры, уделяется подвижным играм, которые могли бы способствовать развитию двигательных качеств у детей младшего школьного возраста. Научная новизна исследования заключается в применении новой методики исследования изменений динамики показателей двигательных качеств. Практическая значимость исследования подразумевает применение подвижных игр в большем объеме на уроках физической культуры, в соревновательной деятельности, во внеклассной работе.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
1.1 Основные понятия в подвижных играх
Игры - это социальное явление в жизни общества и жизни человека. Они представляют собой исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, который удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. В игровой деятельности имеется большой простор для выбора разнообразных способов преодоления трудностей и препятствий, возникающих на пути к игровой цели. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. В истории общества игра постепенно выделилась в относительно самостоятельный вид практики из общественно - трудовой и общественно-познавательной деятельности. Развитие игры, построенной на движениях, обусловливалось потребностью людей прививать подрастающим поколениям жизненно важные умения и навыки. Применение игр в воспитательных целях всегда определялось и определяется образом жизни людей, отражает особенности их психического склада, системы воспитания, уровня культуры и достижения науки. Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяется сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами и без них), выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается ее форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие ее методические особенности: образность; самостоятельность действий, ограничиваемая правилами; выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнований); непринужденность, естественность движений; выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий; внезапная изменчивость ситуации; творческая инициативность действий; присвоение отдельным занимающимся (группе) отдельных ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками; избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.
Исторически сложившиеся составные части подвижной игры (содержание, форма и методические особенности) позволяют рассматривать ее в качестве одного из важных средств физического воспитания. Это средство, при педагогически оправданном практическом использовании, становится эффективным (игровым) методом физического воспитания. Понятие "игровой метод" предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. В каждом физическом упражнении элементы игры могут быть выражены более или менее отчетливо, полно, в зависимости от различных требований и условий, в которых данное упражнение проводится. В педагогической практике игровой метод широко используется при решении задач общей физической подготовки, а также как вспомогательное средство на спортивных тренировках. Одновременно игровой метод может служить действенным фактором воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств. Использование игрового метода может быть эффективным (рациональным) только при наличии учета конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры или физические упражнения с включением игровых элементов. Было бы ошибочным допускать в педагогической практике, в организации досуга шаблонные повторения игр, механическое использование моделей игр, описанных в различных сборниках, без должного учета задач, разрешаемых в данной ситуации, с данным контингентом занимающихся. В зависимости от того, насколько учитываются требования к адаптации игрового метода, он может давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношениях.
В теории игры различают два вида игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные). Собственно подвижные игры условно для сокращения называют подвижными играми. Условия проведения, правила, число участников подвижной игры могут быть различны. От играющих не требуется специальной подготовленности (за исключением случаев участия в плановых календарных соревнованиях по подвижным играм). По своей целенаправленности, а также по особенностям содержания подвижные игры наиболее доступны детям. В отличие от подвижных игр спортивные игры требуют устойчивых условий проведения, твердых правил, точного числа участников с определенным уровнем подготовленности. Чтобы совершенствоваться в избранной спортивной игре, надо соблюдать определенный режим тренировки. Лучшим игрокам присваиваются спортивные разряды и звания. Названия спортивных игр едины и постоянны.
1.2 Высказывания видных педагогов о подвижных играх
Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют не только историко-познавательное значение, но и сохраняют свою актуальность и в настоящее время.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) высоко оценивал роль игр, "состоящих, в движении", для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться "серьезным делом, т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума, или преддверием (подготовкой) для жизненной деятельности, или всем этим одновременно". Согласно его советам, игры должны соответствовать возрасту, содержать разнообразные движения. Способы проведения игр надо изменять, чтобы доставлять больше удовольствия играющим. Украшением игры считал "подвижность тела", жизнерадостность, порядок, соблюдение правил, достижение победы доблестью, а также предоставление играющим возможности распоряжаться и повиноваться [17].
Епифаний Славинецкий (17 век) в своем оригинальном педагогическом сочинении "Гражданство обычаев детских" указывал, что занятия играми должны помогать укреплению здоровья и развитию физических сил детей. В "игрании честном" надо воспитывать рассудительность, сдержанность, бескорыстие. Играющие должны проявлять настойчивость, приучаться к совместным действиям, уважать более слабых игроков. В свободное от учений время игры могут служить разумным развлечением. В играх, указывал автор, лучше всего познаются характер и наклонности ребенка [13].
Передовыми для своего времени и не утратившими во многом значения сегодня явились высказывания о подвижных играх русского ученого К. И. Грума (начало 19 века). Он пропагандировал идею использования подвижных игр для достижения гигиенических, воспитательных и образовательных задач в их взаимосочетании и намечал пути методического анализа игры как средства физического воспитания. Считая необходимым для здоровья и физического развития детей телодвижения в форме игр, К. И. Грум требовал, чтобы занятия играми были посильными и "благопристойными". Он рекомендовал вырабатывать у детей разнообразные умения в подвижных играх, помогающие обучению сложным движениям. Методическое значение приобретают советы К. И. Грума различать игры с учетом степени их общего воздействия на организм и преимущественного соответствия различным органам движения [9].
Дальнейшего изучения и развития заслуживают многие прогрессивные теоретические положения и методические указания ПФ.Лесгафта в области подвижных игр, которые он рассматривал в качестве одного из главных "факторов физического воспитания". Плодотворны положения П.Ф.Лесгафта о подборе подвижных игр соответственно образовательным задачам, о ведущей роли в играх педагога, об изучении поведения и взаимоотношений играющих. Не утратили своего значения главнейшие требования Лесгафта, касающиеся проведения подвижных игр. К их числу можно отнести:
установление перед проведением каждой игры конкретной задачи;
соответствие игры возрасту, силам и способностям участников;
обеспечение проявления играющими положительных эмоций, а такжетворческой инициативы и самостоятельности действий;
систематичность и последовательность в организации игр [1,7].
Крупская Н.К. отмечала, что при правильном руководстве занятия подвижными играми способствуют укреплению здоровья, формируют жизненно необходимые двигательные навыки. "В игре, - говорила Крупская, - развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива..." Крупская писала, что подвижные игры детей должны постепенно переходить в здоровый спорт [12].
Короткое И. М. Пишет, что подвижные игры способствуют воспитанию силы, ловкости и воли..., развитию музыкального слуха..., воспитанию творческого воображения. Специально подобранные игры помогают воспитанию общей и скоростной выносливости, необходимые в кроссовом и спринтерском беге..., быстрота и координация движений, воспитываемые в играх, важны и для успеха в соревновании... Коротков пишет, что с началом учебной деятельности двигательный режим ребенка заметно сокращается. Единственным средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работы по физической культуре в школе. Немалая роль принадлежит здесь и подвижной игре - естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства... Дефицит движений детей младшего школьного возраста становиться причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости... [7].
Яковлев В.Г. по поводу использования подвижных игр говорит: "...в руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей подготовленности занимающегося..." Определенно такой же точки зрения придерживаются еще многие авторы, такие как: Шитик С.М., Осипов Р.Л., Былеева Л.В., Литвинов Е.Н., Богданов Г.П., Фомин и многие другие [2, 3, 4, 6].
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
В процессе роста и развития ребенка повышаются функциональные возможности организма, совершенствуются физиологические механизмы, обеспечивающие приспособление к меняющимся условиям среды. Этот процесс протекает гетерохронно, то есть разновременно. В младшем школьном возрасте происходит отчетливо выраженное развитие организма: ЦНС, двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Семилетний возраст является переломным не только по физиологическим, но и по морфологическим показателям. Учет анатомо-физиологических особенностей - главное условие успешного проведения занятий по физкультуре и спорту и оказания эффективного влияния на развитие физических качеств детей и подростков, а также укрепление их здоровья [8].
1.3.1 Возрастные особенности строения и развития ЦНС
Строение центральной и периферической нервных систем школьников изменяется с возрастом, что связано:
с развитием двигательной функции;
восприятием изменений внешней и внутренней среды.
Вес головного мозга возрастает незначительно, на несколько десятков граммов. Количество воды в головном мозге уменьшается. К 8 годам нервные клетки коры больших полушарий мало отличаются от клеток взрослого. Приблизительно к 9 годам борозды и извилины занимают такое же положение, как у взрослого. В 12 лет заканчивается рост пирамидальных клеток в нижних слоях коры. В 7 лет объем корковых полей двигательного анализатора составляет около 80% от объема у взрослого, а подкорковых образований - около 95%. Ускорение роста двигательного анализатора в коре происходит в 7 и 12 лет. К 7 годам строение мозгового конца кожного анализатора приближается к взрослому типу. Дифференцировка зрительного анализатора коры особенно ускоряется к 7-12 годам. Миэлинизация всех спинномозговых нервов заканчивается иногда к 10 годам. Нижний край мозжечка только к 10 годам достигает уровня большого затылочного отверстия. В 7 лет дети должны спать 11 часов, а в 10 лет - 10 часов в сутки. В связи с совершенствованием деятельности головного мозга продолжительность активного внимания с 7 до 11 лет возрастает до 20 минут. У ребенка 8 лет в бодрствующем покое ритм биотоков головного мозга 8-9 в секунду перемежается с ритмом в 4-5 в секунду. Для детей 8-9 лет характерен альфа-ритм 6-10 в секунду. При пробуждении у них происходит переход от 2-4 колебаний в секунду к этому ритм.
1.3.2 Возрастные особенности двигательного аппарата.
К моменту поступления в школу двигательный анализатор и двигательный аппарат в целом развит еще недостаточно и не могут обеспечить совершенную функцию. Младший школьный возраст является сенситивным к развитию двигательной функции и совершенствованию морфологических структур двигательного аппарата. Темп роста опорно-двигательного аппарата в целом равномерны, прирост длины тела составляет 4 - 5 см в год. С 11 лет, с началом полового созревания, длина тела у девочек увеличивается быстрее, чем у мальчиков, девочки заметно опережают мальчиков в прибавлении массы тела. В этом возрасте происходят существенные изменения скелета. Позвоночник становится более устойчивым, физиологические изгибы не сглаживаются в горизонтальном положении, как у дошкольников. К 7 годам происходит фиксация мышцами, связками и постоянное установление шейной и грудной кривизны, а к 12 годам - поясничной. К 6-7 годам формируется осанка, однако у детей 7-8 лет навыки правильной осанки вырабатываются с трудом и требуют систематических упражнений. К 12 годам завершается, в основном, окостенение костей запястья, пясти и фаланг пальцев, что придает кисти прочность и устойчивость, необходимых для ручных работ, формируются своды стопы. В младшем школьном возрасте продолжается развитие и дифференцирование мышечной ткани, ее проприоцептивного аппарата, особенно мышц кисти, однако увеличение мышечной массы происходит медленно. В возрасте 7-8 лет она составляет 27.2% от массы тела. Сила мышц обеих рук возрастает в 2-2.5 раза (с 14.0 до 33.5 кг). Постепенно сила правой руки приближается к силе левой руки. Если в 7 лет правая рука сильнее левой приблизительно на 80%, то к 12 годам эта разница составляет только 20%. В 8 лет сила мышц девочек меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг. Значительно возрастает становая сила: у мальчиков с 7 до 12 лет на 11%, а у девочек - на 36%. В возрасте 7 лет четвертое и шестое поля коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, представляются уже достаточно зрелыми. Исследования цитоархитектоники коры головного мозга показывают, что к 12 годам жизни она, включая все ядро двигательного анализатора, приобретает клеточное строение, присущее взрослому человеку. В то же время у младших школьников еще отсутствуют тесные функциональные взаимоотношения между двигательными, зрительными и другими анализаторами. У них отмечается недостаточная зрелость высших программирующих и контролирующих произвольные движения областей коры. Двигательные действия, требующие согласованной работы обоих полушарий головного мозга (установка орудия труда в требуемое положение) для младшего школьника затруднены. Точность многих движений из-за несовершенной координации в деятельности нервных центров еще явно недостаточна. Растет период активного сосредоточения (в возрасте 7-9 лет -20 минут). Увеличение длительности установки на продуктивную работу связано с развитием механизмов функционирования любых долей головного мозга. Развитие моторики на протяжении младшего школьного возраста определяется активным индивидуальным опытом по формированию новых двигательных навыков, умений, качеств на основе морфологических субстратов, еще не закончивших своего развития. В период второго детства совершенствуется ходьба, механизмы, обеспечивающие стояние; улучшается координация движений в прыжках, совершенствуется бег. Важной особенностью младшего школьного возраста являются более высокие темпы повышения физической работоспособности, показателей выносливости, быстроты, ловкости.
Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физкультурой и спортом технику движений, дети 7 лет выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется возможность переходить от медленных к более быстрым движениям. У детей этого возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что ускоряет формирование и качественно улучшает двигательные навыки. Дети 8 лет, в отличие от 6-7 летних, не только способны выполнять каждое движение в отдельности, но и в состоянии осуществлять и правильную последовательность движений. В управлении движениями важную роль играет зрительный анализатор. Совершенствование функциональной зрительно - двигательной системы происходит в направлении обеспечения всевозрастающей точности произвольных движений.
1.3.3 Возрастные особенности органов дыхания.
Для периода второго детства характерно равномерное развитие органов дыхания, выражающееся в увеличению массы, размеров и емкости, что повышает функциональные возможности организма. Дыхательная система человека в различные возрастные периоды имеет не только количественные, но и качественные различия. Например, в 7 - 8 лет начинает преобладать процесс расширения воздухоносных путей, который преобладает над их удлинением, что способствует снижению бронхиального сопротивления (в 7 лет с 9,4 - 9,8 до 6,2-6,5 см воды/л/с). Вес легких у ребенка с 8 до 12 лет увеличивается с 300 до 500 гр. Рост легких происходит за счет увеличения количества и объема альвеол. Количество альвеол в легких детей 8 лет приближается к их числу у взрослых и составляет около 300 млн. Начиная с 7 лет, регистрируется интенсивный рост самих альвеол. В возрасте 8 лет общая площадь альвеол составляет 32 куб. м. Легкие детей отличаются относительно небольшим содержанием эластической ткани. Вследствие этого растяжимость легочной ткани у детей ниже, а эластичность выше, чем у взрослых. Данная особенность приводит к тому, что, например, у детей 8 лет работа, затрачиваемая на дыхание, в 2.4 раза больше, чем у взрослого.
В возрасте 7-11 лет межреберные мышцы еще слабо развиты. Амплитуда движений межреберных мышц ограничивается сохранением приподнятого положения ребер, поэтому глубина дыхания не так велика. Она ограничивается и невысокой растяжимостью легочной ткани. Большая роль в акте дыхания принадлежит диафрагме, поперечник которой увеличивается на 1.5 - 2.0 см. С 8 - 10 лет начинают проявляться половые различия типа дыхания: у девочек смешанный тип дыхания с преобладанием грудного, а у мальчиков - с преобладанием брюшного. Дыхание в детском возрасте имеет характерные особенности: частый и не очень стабильный ритм, небольшой дыхательный объем, короткие дыхательные паузы.
По данным ряда авторов увеличивается объем мертвого пространства в 14 раз от рождения до подросткового периода, В 8 лет он составляет 60 мл. Объем альвеолярной вентиляции увеличивается в 3 раза в 8 лет (1,41 - 1,58 л/мин.). Максимальная вентиляция легких возрастает с 6 до 11 лет медленно и плавно (примерно 3 л/мин за год). Частота дыхания в 1 минуту уменьшается с 23 до 21. Глубина дыхания возрастает с 163 куб. см в 8 лет до 260 куб. см в 12 лет. Минутный объем дыхания с 7 до 12 лет увеличивается с 3650 куб. см до 4700 куб. см. Относительный минутный объем дыхания на 1 кг веса в 8 лет в 1.5 раза больше, чем у взрослых, и составляет 150 куб. см. Поэтому снабжение крови кислородом и выведение углекислого газа относительно лучше, чем у взрослых. Жизненная емкость легких и остаточный объем с 6 до 12 лет увеличиваются равномерно, и возрастает с 1400 до 2200 куб. см у мальчиков и с 1200 до 2000 куб. см у девочек. Предел дыхания увеличивается с 40 до 60 куб. дм, а резерв дыхания также значительно увеличивается. С возрастом увеличивается поглощение кислорода (из 1 куб. дм воздуха до 35-36 куб. см). Потребность в кислороде возрастает с 140 куб. см до 195 куб. см в 1 минуту в покое. Период от 7-8 лет является периодом интенсивного прироста величины легочных объемов. Таким образом, в период второго детства в связи с возрастанием размеров и объема легких, совершенствование кислородно-транспортной системы крови происходит постепенное повышение эффективности кислородного обеспечения организма. Однако в этом возрасте еще достаточно велико бронхиальное сопротивление воздушному потоку, относительно поверхностное дыхание, большие затраты энергии на работу дыхательных мышц, при интенсивной легочной вентиляции мал коэффициент использования кислорода в легких.
1.3.4 Возрастные особенности крови и кровообращения.
Любой организм нуждается в определенных условиях существования. Эти условия обеспечивает организмам та среда, к которой они приспособились в ходе эволюционного развития. Истинной внутренней средой для клеток является тканевая жидкость; она омывает клетки. Кровь, находясь в постоянном движении, обеспечивает постоянство состава тканевой жидкости. Значение крови велико:
кровь доставляет кислород и выносит углекислый газ;
вещества, образуемые в результате расщепления пищевых продуктов,разносятся кровью по всему организму;
кровь выносит продукты распада;
кровь выполняет защитную функцию;
участвует в регуляции деятельности организма.
У 8 - летних детей абсолютное количество крови увеличивается, а относительное - уменьшается. И составляет 7% к массе тела, то есть на 1 кг массы тела приходится 70 мл. Это связано с более интенсивным протеканием обмена веществ в детском организме. Количество эритроцитов примерно такое же, как у взрослых (4700000 - 5300000 в 1 куб. мм крови). Количество лейкоцитов несколько больше, чем у взрослых: у детей 8-9 лет - 9900 в 1 куб. мм, в 10 - 11 лет - 8200. Количество нейтрофилов увеличивается, а лимфоцитов уменьшается. С 8 до 9 лет нейтрофилов 49.5%, а лимфоцитов 39.5%. Возрастные особенности функционирования сердца и сосудов в значительной мере обусловлено степенью морфологической зрелости. Одним из основных показателей развития сердца является его объем и линейные размеры.
Вес сердца с 7 до 12 лет возрастает с 92 до 134 гр. у мальчиков и с 87.5 до 143 гр. у девочек. Относительный вес сердца на 1 кг веса тела достигает наименьшей величины в 10 - 11 лет, что указывает на отставание веса сердца от общего веса тела. Относительный вес сердца начинает увеличиваться с 11 -12 лет. В раннем возрасте происходит интенсивное нарастание объема сердца. В 8 лет оно уже достигает величины 99 куб. см. (Н.П. Гундобина, 1906) [12]. В этом возрасте происходит дальнейшее уменьшение частоты пульса в покое: с 92 ударов в минуту в 7 лет, до 82 ударов в 1 минуту в 12 лет.
К 7 годам возникает магистральный тип сосудистого питания, изменяется и структура эндокарда, в субэкдотальной части которого появляется самостоятельный мышечный слой. Так же происходит резкое уменьшение мышечного кровотока, когда величина объема скорости кровотока уменьшается вдвое в мышцах предплечья.
Особенности электрокардиограммы у младших школьников выражены меньше, чем у дошкольников. Систолическое давление крови в 7 - 8 лет - 99 мм. рт. ст., в 12 лет - 105 мм. рт. ст., диастолическое, соответственно - 64 и 70 мм. рт. ст., пульсовое давление 43 мм. рт. ст.
Происходит дальнейшее относительное сужение пространства сосудов по отношению к объему сердца, что и вызывает повышение артериального кровяного давления. Большая частота сердцебиений и большая скорость кругооборота крови обеспечивают большее кровоснабжение тканей, чем у взрослых. Развитие иннервации сердца и большая эластичность сосудов обуславливают лучше приспособление работы сердца при предъявлении повышенных требований. К 7 - 8 годам лимфатические узлы хорошо развиты, их рост и развитие заканчивается к 12 годам [10, 11, 14, 18].
1.4 Воспитание физических качеств детей младшего школьного возраста
Всестороннее развитие ребенка, его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа для спортивной специализации в дальнейшем [16]. В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных. Принцип всесторонности приобретает в занятиях с детьми особое значение. В связи с тем, что в младшем школьном возрасте организм еще только формируется, воздействие физических упражнений может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности. Важнейшую роль в процессе подготовки ребенка играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств. Не смотря на конкретные различные формы проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития. Как указывает В. М. Дьячков, для достижения высокого спортивного результата первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности человека, развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и сочетание их [15]. А. Н. Крестовников, Н.В. Зимкин, Н.Н. Яковлев, считают, что при формировании физических качеств происходит биохимическая и структурная перестройка периферических органов и мышечной системы. А.А. Маркосян отмечает, что развитие качественных сторон двигательной деятельности обусловлено совокупностью возникающих в организме при занятиях морфологических, биохимических и физиологических изменений, что только изменение во всех этих системах дают возможность успешно развивать физические качества человека [17]. Н.Н. Яковлев подчеркивает, что проявление физических качеств взаимосвязано и взаимообусловлено. Основа этой взаимосвязи в том, что каждое из качеств, хотя и имеет специфические особенности, является функцией нервно-мышечного аппарата человека. Физиологический механизм образования двигательного навыка - механизм временных связей. Поскольку совершенствование физических качеств происходит в процессе формирования двигательных навыков, то и в их основе лежит механизм временных связей [16]. Так, Н.В. Зимкин пишет, что качественные особенности двигательной деятельности обусловлены координационными отношениями в центральной нервной системе, создающимися в ней при ведущем участии коры больших полушарий, путем образования сложнейших условно-рефлекторных связей. Таким образом, физические качества человека развиваются в течение индивидуальной его жизни по типу временных связей. Они зависят друг от друга в своем развитии и отражают возрастно-половые особенности развития организма [19].
1.4.1 Развитие быстроты.
Одним из важнейших физических качеств является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. С.А. Косилов, А.Н. Кретовников, Н.В. Зимкин, V. Zelenka считают, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Zelenka высказывает мысль о том, что физиологическую основу быстроты составляют лабильность ткани, скорость возвращения к первоначальному ее состоянию после предшествующего раздражения, нарушающего состояние нормального равновесия. С повышением лабильности можно увеличивать скорость на всех уровнях регуляции. Развитие скорости имеет место в период самой высокой лабильности нервно-мышечной ткани - между 6 и 15 годами жизни человека. Н.В. Зимкин, B.C. Фарфель полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. B.C. Фарфель считает, что уровень развития быстроты, выражением которой является максимальная частота движений, зависит не столько от физиологической лабильности двигательного аппарата, сколько от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот [19]. М.А. Годик, В.М. Зациорский установили, что быстрота не является целостным физическим качеством. Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой [20]. Анализ литературных источников показывает, что в детском возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей младшего школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям 8-9 лет, обуславливает быстроту смены сокращения и расслабления мышц, максимальный темп движений. По данным А.А. Маркосяна, темп развития быстроты движений особенно велик у детей 7-9 лет; по С.И. Гальперину, частота циклических движений с возрастом постепенно увеличивается. Способность к максимально частым движениям кистью достигает к 8 годам большего развития, чем способность к частому бегу на месте, т. е. движения кисти руки развивается у детей раньше движений ног. Нарастание темпа движений происходит неравномерно. У мальчиков 7-9 лет максимальный темп движений больше, чем у девочек. Круто возрастает у детей от 7 - 8 лет скорость однократного движения, высота подпрыгивания, частота постукиваний. Дальнейшее изменение всех показателей резко замедляются. Все эти показатели характеризуют возрастное развитие быстроты движений у детей школьного возраста. Это качество, совершенствуясь возрастом, достигает наибольшего уровня к 13 - 14 годам. В дальнейшем рост показателей резко замедляется или даже совсем прекращается [17].
1.4.2 Развитие силы
Значительное место в системе физического воспитания детей должно быть отведено воспитанию мышечной силы - способности человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения. Проявления мышечной силы обусловлены развитием мышечной силы и концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. Важную роль играют регуляция вегетативных функций, физиологический поперечник мышц и их сократительные способности. Мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины (статический или изометрический режим), при уменьшении длины (преодолевающий, или, миометрический режим), при удлинении (уступающий, или плиометрический, режим). ПО классификации В.М. Зациорского выделяются следующие виды силовых способностей: собственно-силовые (статический режим, медленные движения), скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях). Скоростно-силовые способности человека подразделяются на преодолевающие и уступающие (амортизационная сила) и способность проявлять большую величину силы в наименьший отрезок времени ("взрывная сила"). Силовая подготовка стимулирует дееспособность тканей, систем и организма в целом, способствует проявлению других физических качеств, совершенствованию координации движений и формированию правильной осанки. При недостаточном уровне развития силы не обеспечивается должное развитие опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста. Это препятствует успешному решению задач физического воспитания. Важно сочетать гармоническое развитие всех мышц с развитием способности проявлять мышечную силу в определенных двигательных актах, учитывая при этом возрастные особенности мышечной силы детей младшего школьного возраста [20].
Исследования И.М. Яблоновского показали, что рост силы мышц незначителен до 11 лет, а по Н.В. Зимкину, с 8 до 18 лет сила мышц увеличивается весьма значительно: сила мышц кисти рук - в 2.5 раза, становая сила - в 3.6 раза, в дальнейшем прирост незначителен. По мнению этих специалистов, рост силовых показателей обусловлен увеличением мышечной массы. Повышающаяся способность к максимальному напряжению зависит от степени развития костно-мышечного аппарата, от функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объем мышечных сокращений [19]. По данным В. С. Фарфеля с 8 лет наблюдается увеличение мышечной силы в условиях малого сопротивления. С целью определения уровня развития мышечных групп и возрастных изменений ее показателей у детей с младшего школьного возраста [11] Ф.Г. Козаряном было проведено исследование. Он получил данные, характеризующие топографию мышечной силы у детей различного школьного возраста в процессе естественного развития. Согласно данным, увеличение мышечной силы с возрастом происходит неравномерно. Для детей в возрасте от 8 до 10 лет характерно неравномерное параллельное увеличение абсолютной силы всех исследованных мышечных групп с несколько превалирующим ростом силы разгибателей. В.Т. Чичикин определил динамику возрастных изменений абсолютной и относительной силы у девочек с 8 лет. Как показали его исследования, развитие силы различных групп мышц у девочек происходит неравномерно (гетерохронно и гетеродинамично). Возрастные изменения показателей абсолютной и относительной силы не совпадают. Из этого следует вывод о необходимости дифференцированного подхода в процессе подбора и применения средств и методов развития силы у школьников различного возраста. По мнению А. Акрабова и Р. Косева, к силовой подготовке надо приступать уже в занятиях с младшими школьниками, но лишь в плане общей физической подготовки. Не исключаются подвижные игры с непосредственным использованием различных заданий (можно эстафеты) направленных на развитие данного двигательного качества, обязательно учитывая возрастные и половые особенности занимающихся [15].
1.4.3 Развитие скоростно-силовых качеств
Значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, т. к. высокий уровень развития этих качеств способствует достижению высоких спортивных результатов, не говоря о выполнении школьных нормативов. Под термином "скоростно-силовые качества" понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности занимающегося к высокой концентрации мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения (В. С. Фарфель) [11]. Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто силовые или скоростные нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Р.Е. Мотылянская отмечает, что на базе морфологического и функционального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может явиться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного школьника, улучшения его функциональных возможностей. Согласно современной теории физического воспитания, принято считать: воспитание скоростно-силовых качеств можно эффективно осуществлять с помощью скоростно-силовых и собственно-силовых упражнений. Типичными скоростно-силовыми упражнениями являются легкоатлетические прыжки и метания, удары по мячу в различных играх... и т. п. Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, т. к. уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор. Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения. В процессе физического воспитания детей прыжкам отводится значительное место. Характеризуя основное качество, большинство специалистов применяет термин "прыгучесть". Рядом исследований установлено, что прыгучесть - это комплексное физическое качество [15]. И.Г. Баранов и В.Ф. Ломейко рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей и специальной физической подготовленности человека. Основными факторами, определяющими уровень развития прыгучести, является пол, возраст, двигательная активность. Прыгучесть в значительной степени зависит от силы разгибателей ног. Однако совершенствование прыгучести происходит только в том случае, если силу и быстроту развивать параллельно. Подбирая средства для развития прыгучести у младших школьников (особенно в разнообразных подвижных играх) нужно обращать большое внимание на учет особенностей физического развития в зависимости от возраста занимающихся. Для улучшения результатов младших школьников (7-10 лет) рекомендуются прыжковые упражнения малой продолжительности и интенсивности, способствующие преимущественно развитию быстроты движений. Решение проблемы развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста в значительной мере способствовало бы разработке эффективной методики совершенствования их двигательной функции [9].
При исследовании физических усилия специалистов в подавляющем большинстве случаев были направлены на изучение каждого физического качества в так называемом "чистом" виде. Это диктовалось необходимостью познания особенностей развития каждого физического качества в отдельности. В настоящее время внимание должно быть уделено изучению физических качеств в их взаимосвязи на всех возрастных этапах развития, с учетом влияния факторов окружающей среды. Успешное решение этой проблемы во многом будет способствовать укреплению здоровья детей. Применение комплекса упражнений, а в подвижных играх разнообразных заданий, требующих проявления быстроты, силы и выносливости, развивает каждое из этих физических качеств более эффективно, нежели использование упражнений, направленных на развитие одного из них. При этом развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели, задачи и методы исследования
Исходя из анализа литературных источников, была сформирована рабочая гипотеза: увеличение объема подвижных игр в учебном процессе младших школьников, направленных на развитие двигательных качеств, приводит к улучшению как физиологических показателей, так и к повышению спортивных результатов по школьной программе. Данная гипотеза соответствует основной цели исследования - повысить уровень физической подготовленности детей 2 класса, а также улучшить здоровье и защитные функции детского организма. Физическая подготовленность имеет ввиду развитие не отдельных двигательных качеств, а их совокупность. Но не следует забывать, что развитие одного двигательного качества невозможно без помощи любого другого качества.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: одна из основных задач - это теоретический анализ литературных источников. Было проанализировано множество педагогических и физиологических трудов ведущих специалистов по данному вопросу. Каждый из авторов поддерживает представленную выше гипотезу, высказывания которых были предложены вниманию в первой главе. Следующая задача основывается на разработке методики проведения педагогического эксперимента. Данный эксперимент способствует увеличению количества подвижных игр во время уроков физкультуры, что благоприятно сказывается на достижении определенной цели, в данном случае - развитие двигательных качеств у детей 8-9 лет. По окончании исследования, на основании полученных результатов, необходимо сделать анализ и дать рекомендации для дальнейшего использования данной методики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Тестирование физических качеств в начале эксперимента, чтобы знать исходный результат и по окончании его. В данное тестирование входят следующие тесты: прыжок в длину с места; поднимание туловища за 30 секунд; сгибание и разгибание рук в положении лежа.
Для обработки полученных результатов и для их сравнения использовались методы математической статистики.
Одним из основополагающих методов является теоретический анализ литературных источников, который в свою очередь или подтвердить или опровергнуть практика.
2.2 Организация исследований
Практическое исследование с определения двух групп для эксперимента. В начале необходимо было определить, какая группа из них будет контрольной, а какая экспериментальной. У каждой из групп проводится тестирование физических качеств перед экспериментом и по окончании его. Во время исследования учебный процесс контрольной группы не изменяется, в уроки же экспериментальной группы вносятся изменения и дополнения в виде разнообразных подвижных игр, направленных на развитие двигательных качеств.
Обе группы (экспериментальная и контрольная) однородные. Все дети являются учениками вторых классов общеобразовательной средней школы, (в данном случае контрольный - 2 "а" класс; экспериментальный - 2 "б" класс), т.е. дети младшего школьного возраста 7-9 лет. В каждом из классов одинаковое количество учеников - 23, из которых 13 мальчиков и 10 девочек. У всех детей, судя по первому тестированию, слабая физическая подготовка, очень мало детей, относящихся к основной группе здоровья.
Педагогический эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 52 города Кирова. Данная школа в среднем объеме обеспечена спортивным инвентарем, для эксперимента было все необходимое. В школе два спортзала, для работы в которых были соблюдены все необходимые гигиенические требования. Практический эксперимент проводился в период октябрь 2000 года- апрель 2001 года, при непосредственной помощи учителя физической культуры этой параллели. Занятия проводились в соответствии со школьной программой и планированием учителя, не усложняя и не упрощая их.
2.3 Методика проведения занятий
Ребенок, приступивший к учебе, вынужден ежедневно проводить за столом около четырех часов в школе и до полугора часов - дома. Однако в свободное от учения время дети этого возраста еще много играют. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника еще продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений. Сердечно-сосудистая система ребенка 7-9 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость сердца). Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. Функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6-9 лет. Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах. Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем. Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки. Дети I - III классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть "Совушка", "Два Мороза", "Караси и щука". Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности. В первом классе в начале учебного года нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа "догоняй-убегай" и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный "ров") и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях. Например, игра "Попрыгунчики-воробушки" построена на подпрыгиваниях, игра "Волки во рву" - на перебежках, в которые включены прыжки в длину.
Для проведения большинства игр в младших классах руководителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать волейбольные мячи. Рекомендуемый инвентарь для проведения игр в начальных классах следующий: 20 небольших флажков разного цвета, 40 малых мячей, 4 больших мяча (типа волейбольных), 4-8 обручей, 40 коротких скакалок, 2 длинные скакалки, 6-10 мешочков с песком, 6-8 бумажных колпаков (цилиндрической формы) и 6 - 8 повязок на глаза. Распределять во время урока подвижные игры рекомендуется следующим образом. В основной части урока для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил"). Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока. Иногда уроки могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают 2- 3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
В настоящей работе речь идет о подвижных играх, где в отличие от других игр ярко выражена роль движений. Именно поэтому они широко используются как средство физического воспитания. Именно поэтому я предположила и доказала на основании полученных результатов то, что для более благотворного развития детского организма, наилучшего развития и совершенствования двигательных качеств у детей 7 - 9 лет (взяв во внимание возрастные особенности), необходимо в структуру учебного процесса младших школьников внести некоторые дополнения, в данном случае увеличение объема подвижных игр, направленных на решение определенных педагогических задач.
Все результаты были получены в ходе педагогического эксперимента, в нем участвовало две группы детей однородных по возрасту, составу и уровню физической подготовленности. Списки участников с результатами тестирования в начале и в конце эксперимента представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Контрольный класс
№ Ф.И.О. НОРМАТИВЫ
Сгибание разгибание рук Поднимание туловища Прыжок в длину с места
нач. кон. нач. кон. нач. кон.
1 Белорыбкина А. 9 10 9 10 90 94
2 Буркова И. 9 10 IS 17 127 130
3 Вачевских Макс. 14 20 15 14 143 147
4 Варушин ан. 12 15 17 18 100 108
5 Вагина А. 7 9 16 17 160 161
6 Вылегжанина Ин. 11 11 16 19 125 126
7 Горин О. 14 15 18 18 129 132
8 Девятериков Д. 13 13 19 17 130 133
9 Дорин С. 23 24 22 23 161 164
10 Зорина Ек. 3 5 21 22 138 140
11 Кочурова Ел. 5 5 13 11 118 117
12 Колупаева 0. 2 2 9 7 100 101
13 Кушков Анд. 18 20 23 25 127 129
14 Малков Apr. 17 19 17 17 115 120
15 Матанцев Вас. 20 23 21 23 150 155
16 Малыгина Ю. 11 12 15 13 120 132
17 Метелев А-р 30 33 21 24 126 128
18 Новиков А-й 20 24 20 20 140 140
19 Пономаренко Т. 14 20 16 18 125 131
20 Покрышкин Д. 14 15 18 18 ПО 117
21 Шестаков С. 17 20 15 17 130 130
22 Юдина Инга 9 11 18 16 143 145
23 Якушева Ж. 6 7 20 21 130 132
Таблица 2 - Экспериментальный класс
№ Ф.И.О. НОРМАТИВЫ
Сгибание разгибание рук Поднимание туловища Прыжок в длину с места
нач. кон. нач. кон. нач. кон.
1 Айбатова Ю. 10 12 5 11 126 128
2 Баева С. 8 10 5 13 93 97
3 Байчин Ал-р. 16 20 12 15 121 127
4 Баминов Макс. 5 12 16 18 109 130
5 Белышева Н. 4 14 19 19 120 145
6 Буркова И. 12 14 19 21 117 142
7 Буханов ан. 13 16 11 17 109 117
8 Вабтещук Иг. 8 24 12 15 113 130
9 Караваев ан. 30 35 24 26 153 161
10 Кривошейка Ек. 3 6 10 14 100 105
11 Меркушев Ник. 37 42 21 24 156 164
12 Носкова Ксен. 2 10 14 16 125 140
13 Пащенко Ден. 5 16 12 13 126 130
14 Петухова ан. 6 11 16 19 112 120
15 Россохин Д. 26 27 20 25 156 166
16 Русинов Ив. 22 34 14 24 130 140
17 Рычков А-й. 23 25 15 15 150 160
18 Селезнева Т. 6 8 3 10 116 128
19 Смокенцева О. 10 14 13 20 126 131
20 Табарану Конст. 22 41 17 28 122 143
21 Топорова Нат. 13 15 15 17 106 116
22 Трапицын Мих. 28 33 18 25 143 143
23 Феткулов С. 19 23 2 7 103 111
Для обработки полученных результатов использовался метод математической статистики, показателями которого являются следующие величины:

5. Р - достоверность полученных результатов (определяется по таблице Стьюдента с помощью значений t и С).
Все полученные величины, по каждой группе в отдельности, представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 - Полученные величины контрольной группы
Величины
M1 М2 GH GK mH mK t Р
Тесты
Сгибание разгибание рук 12,95 14,91 7,25 8,03 1,51 1,67 0,88 0,3681
Поднимание туловища 17,26 17,6 3,62 4,66 0,75 0,97 0,27 >0,7642
Прыжок в длину с места 127,69 130,78 18,39 18,13 3,83 3,78 0,57 >0,5485
Таблица 4 - Полученные величины экспериментальной группы
Величины
M1 М2 GH GK mH mK t Р
Тесты
Сгибание разгибание рук 14,26 20,08 9,06 9,32 1,89 1,94 2,15 0,0278
Поднимание туловища 13,60 17,91 5,69 5,44 1,18 1,13 2,64 0,0093
Прыжок в длину с места 122,26 133,65 16,32 17,87 3,40 3,73 2,25 0,0214
Сравнивая данные, представленные для наглядности в таблицах, по каждому тесту в отдельности, можно сделать вывод, что результаты экспериментальной группы после педагогического эксперимента оказались намного выше, что говорит о целесообразности введения данной методики в учебном процессе младших школьников.
Известно, что, если значение t при исследуемых показателях будет больше 2, то достоверность различий будет находиться на 95%-ом уровне, и только в этом случае методика эффективна.
Р - это тоже показатель достоверности. Чем больше Р, тем менее существенна разница, тем менее достоверность различий. Доказано, что если Р<0,05, то различия достоверны и методика эффективна.
Обратимся к данным, представленным в таблицах 3 и 4: все значения Р>0,05 (0,3684; 0,7642; 0,5435), все значения t<2, отсюда следует, что методика обучения контрольной группы неэффективна, особенно в сравнении с полученными данными экспериментальной группы: Р<0,05 (0,0276; 0,0093; 0,0214); t>2.
ВвыводЗначит, увеличение объема подвижных игр на уроках физкультуры несет положительный эффект и ведет к развитию двигательных качеств у детей 8-9 лет.
Такие же выводы можно сделать при использовании графического изображения (гистограммы), используя результаты тестирования. Графики представлены на отдельных страницах по каждому тестированию. Для удобства анализа специфики роста показателей девочек и мальчиков представлены отдельно.
По графикам видно, что прирост показателей есть в обоих группах, по числовой и процентной показателям очень различны, результаты экспериментальной группы наиболее значительны.
Значит данная методика способствует развитию двигательных качеств, не создавая дополнительных сложностей в учебном процессе учащихся младших классов.
Я считаю, что увеличение объема подвижных игр на уроке физической культуры говорит о жизнеспособности этой методики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богданов Г.П. Внеклассная работа по физической культуре. - М,: "Просвещение", 1987.
Былеева Л.В. Подвижные игры. - М.: "Просвещение", 1986.
Литвинов Е.Н. Веселая физкультура. - М.: "Просвещение", 1990.
Осипов Р.Л. Подвижные игры в развитии двигательных качеств младших школьников. - К., 1991.
Ратников С.П., Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: "Просвещение", 1987.
Шитик С.М. Подвижные игры. - С-П., 1993.
Короткое В.М. Подвижные игры в школе. - М.: "Просвещение", 1979.
Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: "ACADEMA", 2000.
Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. - М.: "Физкультура и спорт", 1966.
Ю.Козлов В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. - М.: "Просвещение", 1979.
Н.Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. - М.: "Просвещение", 1965.
Гундобин Н.П. Особенности детского возраста. - М.: "Профилактическая медицина", 1906.
И.Бажанов Б.Г. О возрастных биологических особенностях и физическом воспитании детей школьного возраста. - М.: "Теория и практика физической культуры", 1955, № 11.
Арямов И.А. Возрастные особенности детей и наука о физическом воспитании. - М.: "Теория и практика физической культуры", 1950, №
Кузнецова З.И. Развитие основных физических качеств у детей школьного возраста. - П.: "Материально-научная конференция", 1966.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: "Физкультура и спорт", 1974.
П.Маркосян А.А. Возрастная физиология и вопросы педагогики. - М.: "Советская педагогика", 1965, № 5.
Советов С.Е. Анатомо-физиологические особенности и индивидуальная гигиена детей и подростков. - М.Л.: "АПН РСФСР", 1948.
3имкин Н.В. Возрастная физиология. - М.: "Просвещение", 1956.
Годик М.А., Зациорский В.М. Развитие двигательных качеств у детей школьного возраста. - М.: "Просвещение", 1968.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИИ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3