Развитие скоростных и координационных способностей у студентов, на уроках физической культуры основных и групп спортсовершенствования, с помощью специального инвентаря.


Лосев А.С.
Развитие скоростных и координационных способностей у студентов, на уроках физической культуры основных и групп спортсовершенствования, с помощью специального инвентаря.
Основными средствами воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и упражнения, содержащие элементы новизны, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т.п.), упражнения в равновесии.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически, так как любое двигательное действие, освоенное до навыка, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Выполнение упражнений, направленных на развитие координационных способностей следует планировать на первую половину основной части занятия.
Скоростные способности по сравнению с другими физическими качествами являются самыми трудно тренируемыми. Это обусловлено прежде всего тем, что физиологической основой быстроты движений является мало поддающееся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы - подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения). Чем быстрее происходит замена процесса возбуждения торможением и наоборот, тем выше скорость двигательных действий. В значительной мере эта способность генетически обусловлена, однако путем специальной тренировки можно добиться определенного прироста скорости.
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной, либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения), а именно:
1.Упражнения, направленно воздействующие на:
быстроту двигательной реакции;
Скорость выполнения отдельных движений;
улучшение частоты движений;
улучшение стартовой скорости;
быстроту выполнения последовательных двигательныхдействий в целом (например, бега, ведения мяча);
скоростную выносливость.
2.Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, подвижные игры и эстафеты, полосы препятствий и т.д.).
3.Скоростно-силовые упражнения, т.е. упражнения, выполняемые в высоком темпе с небольшим внешним отягощением (например, движения руками гантелями, как во время бега).
По мнению специалистов, скоростные способности в большей степени являются врожденными и меньше всего подвергаются изменениям в процессе тренировки. Установлено, что добиться повышения скорости можно не только использованием специальных методов и средств, направленных на развитие собственно-скоростных способностей, но и косвенным путем, развивая силовые качества, скоростно-силовые способности, улучшая технику движений и т. д.
Методика воспитания скоростных способностей - это прежде всего выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет спортсмену сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений. Упражнения на скорость надо прекращать при первых признаках утомления.
В связи со всем выше перечисленным, мне кажется, что использование специального инвентаря как нельзя лучше подходит для развития скоростных и координационных способностей у студентов. Далее, для лучшей визуализации, представлены видео файлы с упражнениями.