ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ и ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ТРУДНЫХ УЧАЩИХСЯ»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский лицей железнодорожного транспорта»









ПРОГРАММА
РЕАБИЛИТАЦИИ и ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ »ТРУДНЫХ УЧАЩИХСЯ»















ПАСПОРТ
ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ и ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ТРУДНЫХ УЧАЩИХСЯ»

Наименование программы
«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»

Нормативно-правовая база разработки программы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».


Разработчики
Мастер п/о Долганова Е.Ю., педагог-психолог Искиндирова В.И.

Объект психолого-педагогического сопровождения
Обучающиеся; педагоги; родители детей, обучающихся по новым стандартам


Цель программы
обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося

Задачи
систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося и динамику его психологического развития в процессе обучения;

·построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания
создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы
реализация программы ,; «Реабилитации и психолого-педагогического сопровождения »трудных учащихся» с учётом профессиональных возможностей и потребностей лицея
психологизация учебно-воспитательного процесса
улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей























Пояснительная записка

Актуальность. Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.
Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом лицея, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в лицее по ряду обязательных критериев. .
Цель - обеспечение психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося на средней ступени образования
Задачи: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

·построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС;
создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у обучающегося стремления к личностному развитию и социализации.
Второй этап подросткового развития (1517 лет, ) характеризуется:
 бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
 стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
 особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
 процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
 обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
 сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
 изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен-ность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Теоретико-методологической основой разработки программы
реабилитации и психолого-педагогического сопровождения »трудных учащихся» общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с обучающимися. Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).
Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека, а важнейшим его положением выступил приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта. Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».
М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога.
В данной программе используется концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, автор считает, что психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Данную модель сопровождения можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба.
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.  2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей развития , поведения и психического состоянияучащихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. . 3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. 4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 
6. Психологическое просвещении подростков и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 
7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Работа с обучающимися
- Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- - Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.).
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.
Работа с педагогами.
На данном этапе основная задача – подбор диагностического инструментария и подготовка педагогов для введения ФГОС.
Основные задачи работы с педагогами:
активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности педагога;
преодоление психологических барьеров деятельности педагога
активация инновационной деятельности педагога, освоение новых технологий и методов работы .
Прежде всего, речь идет о внутриличностных барьерах, обусловленных индивидуальными особенностями педагога (личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное восприятие нового). Психологическая помощь призвана изменить отношение педагога и показать, что инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности.
Важной целью является разработка системы психологической поддержки эмоционального здоровья педагогов и развитие творческого потенциала, направленного на адаптацию педагогов к ФГОС второго поколения. Разработан блок работы с педагогами «Эмоциональное здоровье педагога». Даная работа представлена в виде занятий с методами активного социально-психологического обучения.
Программа рассчитана на четыре встречи по 3–4 часа, которые логически связаны между собой. Первая встреча имеет ознакомительный характер, форма занятия семинар-практикум «Что такое эмоционально здоровье и как его сохранить». Вторая встреча – тренинг «Развитие эмпатических и толерантных качеств в педагогическом коллективе». Третья встреча «Сохранение эмоционального здоровья педагогов методами арт-терапии» Четвертая встреча проходит в форме «Психологической гостиной» и направлена на формирование осмысления профессиональной деятельности и развитие творческого профессионального потенциала.
Данная работа позволяет педагогам не только сохранить свое эмоциональное здоровье, но и повысить уровень психологических знаний и компетентность, а также овладеть навыками саморегуляци и релаксации, выстроить приоритетные ценности, создать здоровую атмосферу в педагогическом коллективе, плавно пройти адаптацию в период реализации стандартов нового поколения. Консультирование педагогов и администрации по вопросам формирования и развития, совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
Работа с родителями.
- Просвещение и обучение родителей поддержке развития обучающихся.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и подростки;
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения подростка.
Приоритетные направления работы
обеспечение прав ребенка на качественное, доступное образование, способствующее личностному развитию обучающихся с учетом их склонностей, особенностей, интересов;
развитие системы обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий преподавания в образовательном процессе, позволяющей достигать оптимальных результатов образовательного процесса;
дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию ребенка, социализации его в обществе;
формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение большего числа обучающихся в спортивно-массовые мероприятия;
обеспечение условий безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в лицее;.
Цель общеобразовательного учреждения – продолжать в лучших традициях и, опираясь на богатейший опыт педагогики, развивать систему образования и воспитания в соответствии с требованиями времени, помочь осуществить каждому выпускнику своё жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные функции, быть конкурентоспособным.




ППС учебной деятельности
Виды деятельности
Категория участников образовательного процесса
Планируемые мероприятия, формы работы
Сроки проведения
Планируемый результат

Диагностическая работа
Педагоги
Диагностика готовности к введению ФГОС, уровня осведомленности о механизмах реализации ФГОС;
Выявление профессиональных затруднений в период перехода на ФГОС ООО;
Диагностика потенциала учителя при внедрении стандартов;
Сентябрь







Ноябрь




2 раза в год
Формирование мотивационного компонента готовности педагогов,
внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС


Обучающиеся
Диагностика сформированности УУД;
Диагностика на предмет выявления проблемных зон при обучении по стандартам.
1 раз в год



В теч. года
Выявление возрастных особенностей форм универсальных учебных действий;
Выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;



Родители
Диагностика потенциала семьи в плане помощи ;
Изучение образовательных потребностей;
Диагностика родительских представлений о социально-психологической адаптации ребенка к переходу в среднее звено;
В теч. года



Педагоги
Мониторинг степени удовлетворенности внедрением стандартов.
1 раз в год



Родители
Мониторинг удовлетворенности родителей образовательной средой
1 раз в год


Психологическое просвещение
Педагоги
Изучение опыта внедрения стандартов других школ.
Проведение семинаров по обучению педагогов методам и приемам формирования УУД у детей на уроках и во внеурочной деятельности, проектной деятельности; развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации; помощь в улучшении процесса адаптации
По плану метод. Работы учреждения
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов


Родители
Лектории, посвященные
Особенностям развития подростков, трудностям в обучении (стендовая информация, изготовление памяток)
В течение каждого учебного года по плану работы с родителями
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

Психологическое консультирование
Обучающиеся
Определение и корректировка индивидуальных образовательных траекторий с учетом диагностики; помощь по формированию учебных навыков
В течение года



Педагоги
Преодоление психологических барьеров деятельности учителя

По запросу
Снижение уровня психологической тревожности


Родители

По запросу


Экспертное
педагоги
Посещение уроков, внеурочной деятельности
По запросу


Коррекция и развитие
обучающиеся
Программа «Психология общения», развитие познавательных процессов, регуляция поведения



Профилактика
педагоги
«Психологическая гостиная» Задача: формирование осмысления профессиональной деятельности. Поиск новых профессиональных ресурсов, активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя, активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы





ППС воспитания и социализации
Виды деятельности
Категория участников образовательного процесса
Планируемые мероприятия, формы работы
Сроки проведения
Планируемый результат

Диагностическая работа






Обучающиеся
Составление социологических карт по группам, составление списков:
Учащихся «группы риска»
Проблемных семей
Многодетных семей
Малообеспеченных семей
Неполных семей

1раз в год



Родители
Индивидуально для родителей детей «группы риска»
По мере необходимости


Психологический мониторинг
Обучающиеся
Ценности ЗОЖ
ежегодно



Все участники
Безопасность образ. среды (система взаимоотношений «учащийся-педагог-родитель»



Психологическое просвещение
Педагоги
«Экология и здоровье»

По плану метод. работы учреждения



Родители
Лекторий «Как сберечь здоровье»
В течение каждого учебного года по плану работы с родителями


Психологическое консультирование
Все участники

По запросу


Экспертное
педагоги
Посещение
Воспитательных мероприятий, конкурсов, внеурочной деятельности
По запросу


Коррекция и развитие
обучающиеся
Программы социализации Умей сказать нет!», «Мой выбор»



Социальное проектирование
обучающиеся
«Моя будущая профессия»,










Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность.


























Список использованной литературы
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
3. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – с.53-66.
6. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996.
7. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
8. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М.2010
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
10. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 2001. - №1. – с.97-107.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008









13PAGE 15


13PAGE 141915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315