Коррекционно-развивающее занятие Выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях


Коррекционно-развивающее занятие
(коррекция агрессивного поведения)
Тема: Выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Цель: создание условий для улучшения понимания подростками причин проявления агрессии и рассмотрение различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях; формирование умения использовать различные способы поведения в проблемной ситуации, умение выражать агрессию приемлемым способом; объединение участников в группу; развитие интереса к совместной деятельности; формирование мотивации к социальному взаимодействию и сотрудничеству. Обучать подростков навыкам самоконтроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции), развивать эмпатию.
Задачи:
- рассмотреть природу и причины возникновения агрессивного поведения, негативных чувств (гнева, обиды, раздражения и т. д.);
- обсудить различные стратегии поведения в конфликте на примере ситуаций, связанных с проявлением агрессии;
- обучить навыкам управления собственным гневом, навыкам конструктивного взаимодействия.
Время проведения:25-35 минут
Участники: группа подростков 4-6 человек (7 класс)
Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, листы для рисования, фломастеры, цветные карандаши, эмблемы «Хорошее настроение», иголочки.
Ход занятия
Упражнение 1
Мозговой штурм
- «Что делать, если тебя втягивают в драку?»
- «Если ты наблюдаешь драку со стороны?»
Обсуждение с подростками возможных действий.
Пример. Если тебя втягивают в драку: попробуй перевести конфликт в шутку; отойди в сторону, зайди в класс; не начинай драку первым; передай обидчику свои чувства: «Я возмущен твоим поведение», «Я зол, но не хочу с тобой драться», «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку? Я прав?» и др.
Вопросы для обсуждения:
Цель: обучить навыкам управления собственным гневом, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Когда вы ведете себя агрессивно по отношению к окружающим?
- Есть ли какие-то обстоятельства, в которых вы почти всегда себя так ведете?
- Есть ли люди, постоянно вызывающие агрессивные желания у вас?
- Как справляетесь со своим гневом?
Упражнение 2
Мозговой штурм
Обсуждение стратегий поведения в конфликтных ситуациях по схеме: ситуация – возможные стратегии поведения – последствия применения каждой из стратегий – выбор наиболее безопасных стратегий.
Примеры ситуаций:
1. Сергей без спроса взял у Леры пенал.
2. Катя обозвала Машу глупой.
3. Олег толкнул Игоря в спину на перемене и убежал.
Вопросы для обсуждения:
Цель: обучить навыкам управления собственным гневом, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Улучшились ли твои отношения с окружающими?
- Достиг ли ты своей цели?
- Поняли ли окружающие, что ты чувствовал и чего хотел?
- Было ли твое поведение эффективным?
Обучение навыкам саморегуляции
(навыкам самоконтроля и управления собственным гневом)
Упражнения 3 «Драка» (на релаксацию и дыхание)
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.- Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь! Все, ура! Неприятности позади!
Упражнение повторяется несколько раз.
Упражнение 4 «Посчитал до десяти я и решил...»
По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
- Как изменились ваши мысли и желания после «успокоительного» счета?
- Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? 
Упражнение 5 «Распознай эмоцию»
Цель: развить навыки анализировать и изменять свое эмоциональное состояние; навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
- Ребята, как вы считаете можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают?
- Нужно ли человеку владеть своими эмоциями и зачем?
- Какие эмоции вы знаете?
- Владеть собой и своими эмоциями непросто. Есть две особенно «коварные» эмоции, которые постоянно «вырываются» из под контроля человека. - У вас есть предположения, о каких эмоциях пойдет речь?
Работа с карточками:
- Перед вами лежат карточки, посмотрите, внимательно, на изображения. Какие эмоции вы можете определить? Приложение 1. (Радость, злость, обида, тревога)
- А с этими эмоциями вы часто встречаетесь? Приложение 2.(Агрессия, злость, раздражение)
-Какие чувства и эмоции у вас вызывают эти картинки? Приложение 3.(Радость, восторг, хорошее настроение)
- А вы умеете контролировать свои эмоции? Как вы справляетесь с гневом и тревогой, раздражением, злостью? Поделитесь своим способом.
Важно, чтобы эти способы были простыми и доступными, – например, выпить чай, съесть что-нибудь вкусное, выйти в другую комнату, посмотреть в окно и сосчитать до 10, рассказать близким, поплакать и другое.
Упражнение 6 «Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, преодоление неуверенности.
- Вы когда-нибудь задумывались, как вы выглядите со стороны, когда злитесь, ругаетесь? Давайте посмотрим на себя в момент злости в зеркало. А зеркалом будет ваш напарник.
- Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой - «зеркало». Водящий смотрит в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем - напарниками.
Изобразить: беспокойство, испуг, злость, ненависть, ужас, сочувствие, радость, счастье, восторг.
Обращается внимание, что люди имеют много общего. Это является одним из объяснений того, почему они способны понимать, чувствовать друг друга и сопереживать друг другу.
Упражнение 7 «Нарисуй хорошее настроение»
Цель: содействие формированию адаптивного поведения.
- Ведущий предлагает нарисовать свое хорошее настроение. Это может быть конкретное событие или же абстрактная картинка. Обменяться рисунками. Каждый добавляет в рисунке что-то такое, от чего он станет еще позитивней и добавит владельцу хорошего настроения.
Обсуждение:
- Что изображено на рисунке?
- Что чувствовал, когда рисовал?
- Изменилось ли состояние?
- Хочется ли вам запомнить это позитивное состояние?
Ритуал завершения занятия.
Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».
- Давайте сделаем подарок на память друг другу в виде маленьких эмблем, которые будут нам напоминать о хорошем настроении!
- Прикрепите эту эмблему своему товарищу и подарите ему улыбку.
Приложение 4. (Эмблема хорошего настроения)
Литература:
Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.
Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.
Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб.: Речь, 2007.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/Т. П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
Приложение 1
(радость, злость, обида, тревога)

Приложение 1
(радость, злость, обида, тревога)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4