Внеурочное занятие Поговорим о доброте


МКОУ « Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Третьяковского района
Алтайского края
Открытое занятие по
внеурочной деятельности
«Поговорим о доброте»
в 1,2 классах
Провела:
Куприянова Т.Н,
учитель начальных классов
2015 год
Тема «Поговорим о доброте»
 Цель: Дать детям понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека.
Задачи:
Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.
Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД – учить различать добрые поступки.
Регулятивные УУД – мотивировать на добрые поступки.Познавательные УУД – учить употреблять слова, выражающие доброе отношение к людям, природе.
Коммуникативные УУД – учить планированию группового сотрудничества. Воспитывать доброе отношение друг к другу, ко всем людям, природе, животным. Развивать речь, творчество, коммуникативные навыки.
Оборудование: таблички со словами, сердечки (по количеству детей), солнышки (по количеству гостей), мягкая игрушка, аудиозапись детских песен.
Ход занятия.
Учитель: Добрый день, ребята и наши гости!
Солнце на небе проснулось, (Слайд 2)
Нам всем улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Ребята, посмотрите, вы улыбнулись, и у нас в классе стало светлее. От ваших улыбок солнце засияло ещё ярче, оно согрело нас своим теплом в этот весенний майский день.
-Сегодня мы с вами проведём очередное внеурочное занятие, чему оно будет посвящено, вы должны догадаться сами, а поможет вам подсказка
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
- Итак, о чём пойдёт речь на нашем занятии? Правильно ребята. Тема нашего занятия называется «Поговорим о доброте». (Слайд 3) Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Думаю, что занятие наше пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех. Мы научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.
-А девиз нашего занятия давайте прочитаем вместе.
Если добрым вырос ты (Слайд 4)
Злыднем быть не пробуй.
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
– Скажите, ребята, что, по-вашему, означают слова: добро, доброта, добрый человек?
– Да, добро – это всё положительное, хорошее, полезное, доброе, красивое. Добро – это когда люди помогают друг другу.  (Слайд 5)
-Многие  верно понимают и чувствуют, что такое доброта. В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение: (читает ученик)
 Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 5)
– Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, добро, благополучие; хороший, нравственный; безукоризненный, честный.)- Подумайте и скажите: по отношению к кому люди должны быть добрыми? (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.) (Слайд 6)
- Что произошло бы в мире, если бы  в нем не стало доброты?
Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».И не зря ведь есть у насПожеланье «В добрый час».Доброта — она от векаУкрашенье человека…
- В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.
- Что же есть зло?
- Это противоположное добру: это беда, несчастье, все плохое. Может ли добро возникнуть из зла?
Добро прозрачней стекла, и капли дождя
Но не рождается никогда из зла.
- Чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая доброта, в путешествие пойдём?
В город Доброты мы попадём. (Слайд 7)
Слушай, думай, наблюдай,
И всё хорошее запоминай.
- Но чтобы попасть туда, на пути у нас встретятся другие города, станции, переправы, сады, поляны и долины, где необходимо будет выполнить разные задания. Вы готовы? Тогда вперед!
– Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первая остановка Станция пословиц. ( Слайд 8)
- Работаем группами. На столе у вас лежат разрезанные на две части пословицы. Одна часть – начало пословиц, а вторая – конец. Вам надо соединить начало пословицы с концом. (Слайд 9)
Не одежда красит человека,                  и кошке приятно. 
Доброе слово                                 а хвались добром.
Не хвались серебром, а его добрые дела.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 10)
- Ребята, как вы понимаете пословицы: «Не хвались серебром, а хвались добром», «Доброе слово и кошке приятно».
- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. (Слайд 11)
2. Город вежливости
- Ребята, а какие «добрые» слова мы используем в своей речи? (вежливые)
-Поэтому мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 12), и я сейчас узнаю, как вы хорошо знаете вежливые слова. Я прочту стихотворение, ваша задача - досказать подходящее по смыслу вежливое слово. (Слайд 13)
Придумано кем-то просто и мудро -При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)Зазеленеет старый пень,Когда услышит: ... (“Добрый день!”)Мальчик вежливый и развитый,Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)Растает ледяная глыбаОт слова доброго ... (“Спасибо!”) Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)Всем вам с большой любовьюЖелаю… (Крепкого здоровья.)
- Почему эти слова называют волшебными?
- Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
- Но только ли добрые слова нужны людям?
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь пословица гласит:
«Не одежда красит человека, а его добрые дела». (Слайд 14)
3. Сад добрых дел.
- И мы очутились с вами в Саду добрых дел. (Слайд 15)
-Встаньте, давайте пройдёмся по этому саду и представим, что мы - деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх и улыбаетесь. Деревья радуются и тянутся к солнышку. Если вам не нравится поведение ребят, то закрываете глаза ладошками. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
- смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- приготовить маме подарок
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
- Молодцы! А в вашей жизни были случаи, когда вас обижали?
- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
- А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Слайд 16 )Я знаю аксиомуГлавнейшую в судьбе -Не делай зла другому,Не будет зла тебе.
- Эти золотые слова запомните на всю жизнь. Каждый хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого, надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
4. Сказочная долина
– Да, непросто, оказывается, быть вежливым и добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. (Слайд 17)
- Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.– Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Сейчас я расскажувам о них, а вы назовёте их имена. (Слайд 18)
1. Этот герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)2.Этот доктор лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)3.Эта девочка спасла своего друга Кая из ледяного плена Снежной королевы (Герда)4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
5.Эта девочка очень любила свою бабушку, которая живет за лесом, заботилась о ней и часто носила ей пирожки. (Красная Шапочка)
6. Несмотря на свой рост в дюйм, эта девочка, спасла ласточку. (Дюймовочка)

- Отлично, мы преодолели следующее препятствие и двигаемся дальше. Посмотрите, что это перед нами? Правильно, это город Доброты, (Слайд 19) к которому мы шли. Но что это произошло, налетели тучи, и мы совсем не видим солнышко.
-Давайте сделаем так, чтобы тучи рассеялись, и солнце снова засияло ярко-ярко. Для этого вам надо выбрать только те слова, которые относятся к доброму человеку. Давайте поиграем. Если это качество относится к доброму человеку – вы хлопайте, а если нет – тихонько топайте. ( Слайд 20)
Доброжелательный, капризный, грубый, умеет прощать обиды, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, добродушный, ласковый, наглый,Внимательный, жадный, крикливый, вежливый.
- Давайте ещё раз посмотрим, какой должен быть добрый человек.
- А добрым человеком рождаются или им становятся? (становятся)
- Надо ли учиться доброте?
- Добру нужно учиться у других людей, чтобы на земле было меньше зла, чтобы тебя уважали.
- Посмотрите, тучи рассеялись, солнышко засияло, и мы добрались до города Доброты. Ребята, у каждого человека, большого или маленького, свой путь к доброте, но надо всегда идти только дорогою Добра. ( Слайд 21)
– Наш класс – это маленькая семья. Хотелось, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе и давайте подарим свою любовь и тепло души друг другу в виде вот таких сердечек с пожеланиями, которые изготовим своими руками.
Хочется пожелать вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
-Ребята, а разве мы можем отпустить наших дорогих гостей без подарков?
-Давайте нашим гостям тоже сделаем приятно! Добрый человек как солнышко излучает добро. Подарите же ваши солнышки с пожеланиями, которые вы сделали своими руками и вложили в них частичку своего доброго сердечка.