Внеурочное занятие Поговорим о вежливости


Тема: «Поговорим о вежливости»
Цель: Формирование навыков вежливого общения
Задачи:
образовательная: сформировать умение употреблять различные словесные формы вежливости
воспитательная: воспитывать чувства товарищества и дружбы
развивающая: развивать умение вежливо общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня: формирование умения употреблять различные словесные формы вежливости
Результаты второго уровня: развитие умения вежливо общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
Форма организации внеклассного занятия: беседа с элементами игры
Методы: наглядные, практические
Оборудование: интерактивная доска
Структура
(в зависимости от вида и формы занятия) Ход классного часа Примечание
Деятельностьклассного руководителя Деятельностьобучающихся Организационный моментВремя: 1 мин Приветствие учащихся Приветствие учителя Подготовка к основному этапу
Время: 5 мин Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте,
Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. Эта страна состоит из областей, в которых мы побываем.
Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…
Зазеленеет старый пень, когда услышит…
Мальчик вежливый и радостный, говорит при встрече…
Когда нас бранят за шалости, мы говорим, извините…
И во Франции, и в Дании на прощание говорят…
Итак, ребята, в какую страну мы с вами отправляемся?
Внимательно слушают учителя
Спасибо
Добрый день
Здравствуйте
Пожалуйста
До свидания
В страну вежливости Слайд 1
Основной этап
Время: 20-25 мин Ребята, а как вы думаете, вежливыми рождаются, или ими становятся?
Правильно, становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
А что же такое вежливость?
Вежливость – соблюдение правил приличия.
Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
Послушайте, откуда пришло это слово:
- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
- Ах, ты невежа – говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ
- Нет, я вежа, вежа, вежа!
Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.
Итак, первая область этой страны называется «Область пословиц».
Как вы понимаете смысл пословицы «Слово не воробей- вылетит не поймаешь»?
Она напоминает нам, что не к месту сказанное слово может ранить человека и иметь такие же последствия, как грубый поступок.
Игра «Составь пословицу»:
Соедините части пословиц:
Учись доброму -
Ласковое слово
Жизнь дана
Как проживёшь,

Про доброе дело
Вторая область этой страны состоит из двух районов: «Залив вежливости», «Мыс культуры».
Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливом поступке – сидите тихо, не хлопаете.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть. кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Не вставать на обращение учителя.
Помочь подняться по лестнице.
Попрощаться уходя.
Ребята, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит: - Извините,
Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал, Следом Витя: - Извините, я немного опоздал.

- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя,–Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
Чтобы вы ответили на вопрос?
Игра «Весёлые загадки»
Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.
Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твёрдо?
У кого у вас в порядке сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто быть вежливым
желает, малышей не обижает?
«Мыс культуры»
Давайте вместе решим задачу: По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала. - У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего. - Разве,- удивился тот. - Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4. - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил. 
Ребята, какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными. 
Следующее задание будет таким, на слайде представлены ситуации, вам нужно будет найти ответы к этим ситуациям во втором столбике:
Как вежливые слова помогают найти друзей
Как вежливые слова помогают мирить. Если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать
Как вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда
Если вы не знаете имени человека, к которому обращаетесь, лучше всего начните фразу со слов
И вот, мы подошли к последней области в нашей стране, которая состоит из трёх районов первый район «Слова приветствия», второй «Слова извинения», третий «Слова благодарности».
Я читаю вам строчки, а вы должны их дополнить:
В нашем классе чудеса, бывает, происходят,
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, в жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово…
С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово …
Подарили вам портфель и ещё что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется …
Это важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас всё, что захотите.
Становятся
Ответы детей
Внимательно слушают учителя
Ответы учащихся
Дурное на ум не пойдет.
Лучше мягкого пирога.
На добрые дела.
Как и прослывёшь.
Говори смело.
Выполняют задание
Ответы учащихся
Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Ответы учащихся
Здравствуй, давай с тобой дружить
Прости пожалуйста
Здороваюсь с ними, говорю им «проходите пожалуйста»
Простите пожалуйста или Будьте добры скажите пожалуйста
Здрасти
Извините
Спасибо Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Обобщение и систематизация информации
Время: 2-3 мин Итак, для чего нужно людям знать вежливые слова?
Как они помогают людям в различных ситуациях? Чтобы обратиться к кому-либо,
поблагодарить,
извиниться.
Ответы учащихся Рефлексия Время: 1 мин Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками?