Рабочая программа по технологии. 10-11классы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караяшниковская средняя общеобразовательная школа
Ольховатский район, Воронежская область


«Рассмотрено»
на ШМО учителей естественно-математического цикла
Протокол № 1 от “29”августа 2016 г.
«Согласовано»
Зам. директора школы
по УВР_____________Л.Ф.Шестакова
«31» августа 2016 г.
«Утверждено»
Директор школы _____________А.В.Яковенко
Приказ № 49 от «01»сентября 2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Технология»

10 класс
1 ч. в неделю, 35 часов в год

Учитель: Спивакова Е.А.

2016-2017 уч.г.


Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса.
Календарно – тематическое планирование.
7. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

















1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г. в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
При составлении программы учитывались нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 309-ФЗ;
Обязательный минимум содержания среднего (полного)общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999г. №56);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования Утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089;
Федеральный базисный учебный план. Утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
2. Общая характеристика учебного предмета
Технология-предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно в процессе освоения технологических навыков, учащиеся получают возможность применить на практике теоретические знания, полученные в разных областях науки. Образовательное значение технологии состоит в широких возможностях использования ее потенциала для реализации одной из основных целей образования-создания условий для социализации личности.
При изучении курса технологии на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Производство, труд и технология», «Технологии проектирования», «Проектная деятельность», «Экономические расчеты». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.
2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи.
3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг.
4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения.
6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности.
Изучение технологии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методо -творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией - при характеристике свойств материалов, с физикой - при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.
Используемые технологи : интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.
Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.
1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).
2. Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы учебных занятий: ролевые игры, урок-лекция, семинары, лабораторные работы, практическое занятие, проектные работы., презентации.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.
При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение, запросы на образовательные услуги учащихся и их родителей, возможности вариативности общего расписания, подготовка учителя, климатические условия.
В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.
Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.
3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35(34) часов для обязательного изучения учебного предмета «Технология» на этапе среднего общего образования в 10-11 классах, из расчета 1 учебный час в неделю в каждом классе.
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Караяшниковская СОШ рассчитана на 35 часов в 10 классе, 1 час в неделю.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса технологии 10-11классов учащиеся должны
знать:
- отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона;
- творческие методы решения технологических задач; назначение и структура маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии;
-основные формы оплаты труда;
-порядок найма и увольнения с работы;
-содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
-устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда;
-источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
-пути получения профессионального образования и трудоустройства, знать особенности научно-технической революции второй половины ХХ века;
-глобальные проблемы человечества в конце ХХ века;
-рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды;
-о вредных воздействиях на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;
- виды загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные дожди, уменьшение озонового слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы; о загрязнении гидросферы и методах борьбы с этими загрязнениями;
-причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;
-принципы и виды мониторинга; пути экономии энергии и материалов;
-особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни;
-о практическом использовании ЭВМ в различных сферах деятельности современного человека;
-принципы освещения объектов на предметной плоскости, виды освещения; принципы работы прикладной компьютерной системы 3DS Max;
особенности системного трехмерного моделирования;
- базовые системные средства управления анимацией объектов и визуализацией сцен.
Уметь:
- находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
-распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
- решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
-планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
-находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг;
-уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве, учитывать экологические соображения при решении технологических задач; учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач; оценивать качество питьевой воды; использовать ЭВМ для обработки текстовой, числовой, графической и звуковой информации; использовать законы освещения, цвета и формы при создании графических образов; использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования 3DS Max при создании трехмерной модели изделия; выполнить анимацию трехмерного объекта и визуализацию трехмерной сцены.
5. Содержание курса
Содержание рабочей программы полностью соответствует примерной программе, представленой в календарно-тематическом планировании.
Система контроля учебных достижений учащихся осуществляется в виде текущего контроля (устный опрос, практические работы, тесты) и итогового контроля - в конце изучения раздела, курса (контрольные работы, тесты, творческие проекты).
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г.) на основе программы для общеобразовательных учреждений: «Технология 10» и «Технология 11», М.: «Просвещение», 2012г. и школьного учебного плана и утверждена приказом № 760 Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г. «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Охрана труда- 1ч.
Производство, труд и технологии-10ч.
Технологическая культура. Структура технологической культуры. Современные технологии материального производства. Архаичные и универсальные перспективные технологии. Современные технологии социальной сферы. Способы преобразовательной деятельности. Культура труда. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Объекты технологических процессов.
Технологии проектирования и создание материальных объектов или услуг-14ч
Проектирование в профессиональной деятельности. Учебный дизайн-проект. Выполнение дизайн-проекта. Научный подход в проектировании изделий. Выбор материалов. Спецификация. Составление чертежей и технологической карты. Бизнес-план. Нормативные документы. Проектная документация. Эскизные проекты. Творческая деятельность. Психолого-познавательный барьер. Поисковая деятельность. Анализ проектной деятельности. Экспертная оценка. Презентация результатов проектной деятельности.
Проектная деятельность -10ч.
Вводный инструктаж. Знакомство с курсом. Технология изготовления. Экономические расчеты. Выполнение изделия.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Дата план
Дата факт
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности).
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий).
Элементы содержания
Требования к уровню обученности учащихся
ИКТ и оборудование
Примечание

1
07.09

Вводный инструктаж по охране труда.
Систематизация и обобщение материала, фронтальная форма, конспектирование.
Закрепление правил поведения в школьных мастерских. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, требованиями безопасности труда.

Правила пожарной и электро-безопасности. Поведение в мастерских и кабинетах обслуживающего труда.



2
14.09

Технологическая культура.
Объяснение нового материала, индивидуальная форма, конспектирование.
Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура производства. Формы технологической культуры
Уметь оценить уровень технологической культуры на предприятии.



3
21.09

Структура технологической культуры.
Объяснение нового материала, индивидуальная форма, конспектирование, работа с таблицами.
Компоненты культуры, ее роль в общей культуре, цели и задачи образовательной области «Технология».
Уметь разбираться в технологических терминах.



4
28.09

Современные технологии материального производства.
Объяснение нового материала, индивидуальная форма, конспектирование.
Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Электротехнического и радиоэлектронного производства, сельскохозяйственной продукции, легкой промышленности и пищевых производств.
Знать современные технологии в промышленности, уметь описывать новые технологии, оборудования, материалы.



5
05.10

Архаичные и универсальные перспективные технологии.
Объяснение нового материала, индивидуальная форма, конспектирование.
Современная обработка металла, стекла, фарфора, древесины. Технологии появившиеся в последнее время – универсальные.
Знать современные универсальныетехнологии и их применение.



6

12.10

Современные технологии социальной сферы.
Объяснение нового материала, индивидуальная форма, конспектирование.
Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.
Знать и уметь описать технологии социальной сферы.



7
19.10

Способы преобразовательной деятельности.
Объяснение нового материала, индивидуальная форма, конспектирование.
Уровни преобразовательной деятельности, способы. Технологический процесс, операция, переходы, документация.
Знать способы преобразовательной деятельности, структурные компоненты технологического процесса.



8
26.10

Культура труда.
Объяснение нового материала, индивидуальная форма, конспектирование.
Основные составляющие культуры труда. Научная организация и основные направления научной организации труда
Уметь характеризовать основные составляющие научной организации труда учащихся.



9
09.11

Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений
Объяснение нового материала, фронтальная форма, конспектирование.
Мораль, нравственность, культура общения, этикет, профессиональная этика.
Различать мораль и нравственность, знать основные положения профессиональной этики работников разных профессий.



10
16.11

Технологический процесс
Объяснение нового материала, фронтальная форма, конспектирование.
Преобразовательная деятельность, уровни, способы технологической деятельности, технологический процесс, переход, документация.
Знать уровни преобразовательной, структурные компоненты технологического процесса.



11
23.11

Объекты технологических процессов.
Объяснение нового материала, фронтальная форма, конспектирование.
Энергия, вещества, материалы, информация.
Знать виды и характеристику веществ. Разбираться в процессе преобразования.



12
30.11

Проектирование в профессиональной деятельности. Учебный дизайн-проект.
Объяснение нового материала, фронтальная форма, конспектирование.
Значение инновационной деятельности. Основные стадии проектирования.
Знать основные направления инновационной деятельности для удовлетворения собственных потребностей.



13
07.12

Выполнение дизайн-проекта.
Практическая работа, индивидуальная форма.
Расчёт себестоимости изделия.
Защита и оценка проекта.



14
14.12

Выполнение дизайн-проекта.






15
21.12

Информационное обеспечение процесса проектирования.
Объяснение нового материала, фронтальная форма, конспектирование.
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки.
Уметь составлять опросник для анкетирования.



16


Научный подход в проектировании изделий.
Комбинированный, групповая форма, конспектирование.
Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации.
Знать с какими трудностями можно столкнуться при работе над проектом.



17


Выбор материалов. Спецификация.
Практическая работа, индивидуальная форма.
Работа над факторами при подборе материалов. Составление описания с которым придется работать.
Знать какие факторы влияют на выбор материалов, для чего пишется резюме.



18


Составление чертежей и технологической карты.
Практическая работа, индивидуальная форма.
Подсчет себестоимости, оформление карты.
Уметь чертить в отдельности составные части изделия и подсчитать первоначальный расход материалов.



19


Бизнес-план.
Систематизация знаний, фронтальная форма, конспектирование.
Бизнес-план как способ экономического обоснование проекта. Технические требования и экономические показатели.
Знать стадии и этапы разработки.



20


Нормативные документы. Проектная документация.
Объяснение нового материала, фронтальная форма, конспектирование.
Виды нормативной документации. Унификация и стандартизация в проектировании.
Уметь определять ограничения, накладываемые на предлагаемое решение норм. документами.



21


Эскизные проекты.
Практическая работа, индивидуальная форма.
Учёт требований безопасности при проектировании.
Учебные задачи.



22


Творческая деятельность.
Комбинированный, групповая форма, конспектирование.
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности.
Упражнения на развитие мышления.



23


Психолого-познавательный барьер. Поисковая деятельность.
Комбинированный, фронтальная форма, конспектирование.
Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления.
Проигрывание психологических ситуаций.



24


Анализ проектной деятельности.
Систематизация полученных знаний, фронтальная форма, конспектирование.
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности.
Анализ учебных заданий.



25


Экспертная оценка. Презентация результатов проектной деятельности.
Систематизация полученных знаний, фронтальная форма, конспектирование.
Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.
План анализ собственной проектной деятельности.



26


Вводный инструктаж. Знакомство с курсом.
Комбинированный.
Конспектирование в тетради.
Выбор и обоснование проблемы. Определение дизайнерской задачи.
Работа в тетради, эскизы изделий.



27


Технология изготовления. Экономические расчеты.
Индивидуальная работа в тетрадях.
Описание работы.
Работа над технологической картой.



28-31


Выполнение изделия.
Практическая работа.





32-33


Защита проектов






34-35


Итоговое занятие. Подведение итогов.







7. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники:
1. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.10 кл.- Вентана –Граф,2012г.
2. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.11 кл.- Вентана –Граф,2012г.
Дополнительная литература:
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995г.
2. Верхан П.Х. Предприниматель: Перв. с нем. – Минск: ЭРИДАН, 1992г.
3. Евменова Г.М., Кнышова Л.М., Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Предпринимательство для всех. – М.: просвещение, 1994г.
4. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. – М.: Общество «Знание», 1993г.
5. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства.- Брянск; Издательство БГПИ, 1994г.
6. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства, - Брянск, 1994г.
7. Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, - М.: Начало-Пресс, 1993г.

Заголовок 315