В музее русского языка((«6 июня — Пушкинский день России. День русского языка)

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум общественного питания»










Разработка внеклассного мероприятия
«В музее русского языка»
(«6 июня - Пушкинский день России. День русского языка)













Мусатова Галина Васильевна,
преподаватель русского языка и литературы





«В музее русского языка»
(«6 июня - Пушкинский день России. День русского языка)


Цели: 1.Создать условия для знакомство обучающихся с историей развития русского языка.
2. Содействовать формированию у обучающихся уважительного и бережного отношения к русскому языку.
3. Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся через приобщение его к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.


Оснащение: Мультимедийная установка, презентация «В музее русского языка»; видео «А.С.Пушкин», видеоклипы: «А.С.Пушкин», «Русский язык»,


Ход мероприятия

Клип «А.С.Пушкин»

Чтец: С рожденьем Гения Россия изменилась:
Её язык стал громче и мощнее
Природы русской красота открылась,
Свободы голос зазвучал сильнее.
А солнце светит так же нам упорно,
Как в миг рожденья нашего Поэта
И памятник его нерукотворный –
Стихи - источник радости и света!
Да будет Гений с нами и без нас!
В стихах его божественная сила
Светильник разума когда-то не угас
И будет Пушкин на века в России!
Ведущий1: Пушкинский день в России отмечается ежегодно. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Пушкин  гордость России. Мы гордимся великим поэтом, подарившим нам такое наследие! Пушкин, действительно, «наше всё».
Чтец: День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее, чем Пушкин,
Никого на свете нет!
Ведущий2: А в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании, в день рождения А.С. Пушкина, 6 июня, Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
Клип «Русский язык»

Ведущий1: День рождения Поэта стал Днём русского языка в России, так как в произведениях Пушкина слились воедино те разные "социально-языковые стихии", из которых, исторически сложилась и складывается литературная речь русского человека:
церковно-славянизмы, в изобилии встречавшиеся во времена Пушкина в разных стилях литературной речи; европеизмы - заимствования (большей частью, из французского языка); элементы живой бытовой речи, характерные для стиля Пушкина, начиная с середины 20-х гг. позапрошлого века.
Чтец: Друзья! Мы снова открываем
Врата святые в Просвещенья храм.
И, словно руки, души простираем
К познанию божественным дарам.
Мы, как молитву, обращаем слово
К России и великим именам.
Чтец: Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.
Ведущий2: Язык великого народа! Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков. Ведь язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений.
Чтец: Язык пришел к нам по наследью,
Для нас дороже он всего.
Мы заменять чужою медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
Чтец: Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Чтец: Родные, знакомые предкам слова
уходят из обихода.
А с ними история предков и жизнь.
Все дальше от нас год от года.
К словечкам от бабки привадила мать,
Милы они с самого детства.
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства
Но как отстоять его,
не растерять,
И есть ли такие средства?

Выходят ведущие ( экскурсоводы)

Экскурсовод1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем необычном музее - Музее русского языка. В музее находятся удивительный экспонат, доставшийся нам в наследство - русский язык.
Экскурсовод 2: Язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времени, связь поколений. И сегодня мы приглашаем в первый зал нашего музея: «Рождение Языка»
Выходят Кирилл и Мефодий.
Мефодий: Мы, брат, Кирилл и Мефодий, те самые братья из греческого города Салоники, которые придумали русский алфавит.
Кирилл: Мы с превеликим удовольствием проведем для вас увлекательный экскурс в историю возникновения славянской письменности.
Кирилл: То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю.
Мефодий: Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать. Однажды могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – от сопротивления.
Кирилл: А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание твердит: “Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел”.
Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.
Мефодий : Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными
тогда, когда другие народы уже читали и писали книги. Они писали тоже, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной веревке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые Волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти библиотеки в легких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «веревочные» книжки оказывались недолговечными клубки могли разматываться, веревки рваться, слова - узелки легко забываться, однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли».
Кирилл: И вот в 863 году произошло важное событие. Мы с братом по заданию моравского князя Ростислава составляли славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Этот алфавит назывался «глаголица», от слова глагол, что обозначает “речь”, “слово”. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали мы ее основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.
Мефодий: Позднее, в Болгарии, наши ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. 
Кирилл: Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы (на экране проецируется кириллица).
Мефодий: Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста.
Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.
Кирилл: Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать.
Мефодий: Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.
Раздаётся колокольный звон
Чтец: По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Чтец: Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Чтец Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий2: До середины XVII века литературным языком в России был старославянский.
Ведущий1:Со второй половины XVII века формируется русский литературный язык. Реформы Петра I ускорили этот процесс. В результате петровских реформ в русском языке появилось много слов, заимствованных из французского и немецкого языков. Такой языковой беспорядок стремился преодолеть Михаил Васильевич Ломоносов.
Выходят экскурсоводы
Экскурсовод 1: А мы с вами переходим в другой зал: « Русский язык в 18 веке».
Экскурсовод 2 :
может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Экскурсовод 1: Конечно же, речь пойдет о «первом русском университете»- Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Выходят докладчики
Докладчик1: Михаил Васильевич Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, -казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивноеТакой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.
Докладчик 2: Крестьянский сын Михайло Ломоносов научившийся читать и писать у местного дьячка и прочитавший лишь две светские книги –Арифметику Магницкого и Грамматику Смотрицкого решил стать ученым.
Михаил Васильевич Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке, художественной литературе, языкознании, искусстве и просвещении.
Докладчик 1: Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвел существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.
Выходит «Ломоносов», садится за стол, берет в руки перо и, задумываясь, произносит слова
Ломоносов: Ой, и богат русский язык! В нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языка.» Однако русский язык сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Первоочередная задача – очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе.
Как же это сделать? ( задумывается) В российском языке есть три рода речений, то есть, три рода слов. К первому относятся слова, общие для славянского и русского языка, например, слава, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например, отверзаю, взываю. К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, это чисто русские слова.
От различного сочетания слов этих групп и рождаются ТРИ ШТИЛЯ- высокий, средний и низкий.
Высокий штиль торжественный, важный, складывается из слов 1 и 2 групп. Им должно писать поэмы, оды.
Средний штиль состоит из слов первого и третьего рода. Этим стилем нужно писать трагедии, элегии, сатиры.
Низкий штиль состоит исключительно из русских слов. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни.
Докладчик 2: Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами.
Докладчик 1: Гениальный ученый и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота и другие. Многие научные слова он упростил: вместо квадратуум- квадрат, оризонт- горизонт, вместо препорция- пропорция.
Докладчик 2: Русский язык совершенствовался в произведениях А.Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина
Экскурсовод 1: А мы с вами переходим в другой зал: «Русский язык в 19 веке».
Экскурсовод 2: « Языку нашему надобно воли дать, своеобразно с его духом»,- писал А. С. Пушкин. Пушкин относился внимательно к простому слову. Уже ранние заметки Пушкина свидетельствуют о поисках источников развития и усовершенствования русского литературного языка, среди которых на первое место выдвигаются источники народные, фольклорные. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно.
Видео «А.С.Пушкин»

Чтец: Все было мудро предназначено
Судьбой - и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала.
Чтец: А кто он ей?
Не сын. Не внук- дитя господское. И все же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
И не к нему ли
Всяку ночь
Арина шла со сказкой сладкой?-
Весьма до сказок был охоч
Ее питомец ненаглядный.
Что сказки?-
Вымысел один.
Скорее, детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более, чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой –
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И свободой.
Хоть до свободы путь далек,
Но сказки правду говорили.
И добру молодцу намек
Уже звучал в устах Арины.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала.
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.
Найдет ли счастие- как знать?-
Кудрявый мальчик со свирелью?
А ей теперь в веках стоять
Над этой светлой колыбелью.
(Н. Доризо «Арина Родионовна»)

Инсценировка отрывка «Сказки о Царе Салтане»
Автор: Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой -
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
Князь: "Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?"
Автор: Корабельщики в ответ:
Коробельщики:"Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чёрно-бурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана..."
Автор: Князь им вымолвил тогда:
Князь: "Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон".
Автор: Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Лебедь: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Автор: Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
Князь: "Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца".
Автор: Лебедь князю:
Лебедь: "Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром".
Автор: И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль - и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Экскурсовод 1: Александр Сергеевич считал народную речь «живым и кипящим источником». Им был выдвинут принцип «нагой простоты языка», и Пушкин в поэзии смело использовал бытовую лексику народной жизни. Освободив литературный язык от искусственных запретов и канонов, Пушкин открыл путь для его естественного и свободного саморазвития.
Чтец: Все в нем Россия обрела-
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила,-
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце
Строчка - ода!
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит!
Все в нем Россия обрела-
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни. И страданье
Гармония - суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Все в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье,-
Есенина через столетье,
Чья грусть по- пушкински светла.
Все в нем Россия обрела,-
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила,-
Все в нем Россия обрела.
И никогда ей так не пелось.
Экскурсовод2: В развитии современного русского языка, формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских художников слова - писателей 19 начала 20 века: М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина,
Л. Н. Толстого, А.П. Чехова
Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Чтец: -Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный.
Экскурсовод1: Одним из крупных событий 19 века является издание четырехтомного словаря В.И. Даля (в нем собрано более 200 тыс. слов)
Чтец: Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах- события печать,
Огни дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать.
Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Не, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Экскурсовод2: А мы с вами переходим в другой зал: «Русский язык в 20 веке». Валерий Брюсов писал:
Чтец: Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
  Чтец: Но побеждён иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – Мститель мой,
Ты – мой Спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо предо мной!
Экскурсовод 1: 20 век - это век научного подхода к изучению языка. Это исследования Л. В. Щербы, И.И. Срезневского Большой вклад в развитие языка внесен составителями словарей: С. И. Ожеговым, Д.Н. Ушаковым, И.С. Ильинской, и др. Именно словари являются отражением и развития и обогащения языка и русской культуры.
Экскурсовод2: Зал «Век 21».
Новый век только начался, а язык уже неоднократно претерпевал различные изменения. Чего стоят иностранный слова, бурным потоком хлынувшие в родной язык; язык «СМС», «Чатов», «Асек» Кажется, мы совсем забыли, что родной язык - «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает Пушкин». Язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя «велик и могуч», певуч и звучен.
Уже сегодня мы должны задуматься над тем, какой язык мы оставим в наследство нашим потомкам? Вряд ли они поблагодарят нас за то, на что мы променяли язык Пушкина
Экскурсовод1: Писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанные с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть.. Язык - это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Как всякое живое на земле не может смириться со своей смертью, так и живая нация тоже не может смириться перед лицом деградации своего языка.
Экскурсовод2: Вы не поверите, но в нашем музее есть еще один зал
« Русский язык. Век 101».
Чтец: Шел на Земле сто первый век,
И путь Земли был мудр и долог,
И жил на свете человек,
Чудак, а проще - археолог.
И как-то под пластами лет,
Под массой всяких наслоений
Он странный отыскал предмет,
Изделье давних поколений.
Предмет был сделан из листков,
Сухих и желтых, словно осень,
Таких прозрачных, что легко
Сквозь них струилась неба просинь.
И археолог в тишине
С листков очистил пыль забвенья
И прочитал на желтизне:
«Я помню чудное мгновенье»
И вдруг постиг он, что окрест
Поет и плещет мирозданье,
Что он всю жизнь несет свой крест
Любви, надежды и страданья.
И археолог счастлив был,
Так счастлив, что и не заметил,
Как те листки рассыпал в пыль
Уж слишком современный ветер.
И запах легкий, как печаль,
Исчез в последнем дуновенье,
Но в сердце колокол звучал:
«Я помню чудное мгновенье».
Экскурсовод1: Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!

Чтец:  О Русский язык великоведов, Он говорит о Родине моей: Он говорит о множестве поэтов- Тех замечательных по знанию людей.
Стихи чьи, фразы превзошли высоты, А люди, написавшие нам их,- Они умели создавать красоты, Всю душу они вкладывали в них.
Судьба свела нас с величайшим в мире С красивым, умным, Русским языком. Пусть разливается по свету он всё шире И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки, И им владеем мы сейчас, Поэтому должны и взрослые и дети Приумножать его богатство много раз
Родной язык мой - Русский... Ему я буду предана всегда. горжусь я тем, что он Великий, Его я не забуду никогда!

Чтец: Язык я русский буду прославлять, Доколе моя Родина – Россия! И всем хочу сегодня пожелать, Чтобы родной язык дарил вам силы! Как он многообразен, чист, велик! И гении свои труды на нем творили! Наш русский удивительный язык – Богатство, достояние России!