Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: из опыта работы с родителями детей младшего дошкольного возраста.


Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: из опыта работы с родителями детей младшего дошкольного возраста. (Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ)

Для высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОО большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, я стараюсь создать условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Считаю, что если семья будет тесно взаимодействовать с воспитателем и специалистами ДОО в процессе воспитания и развития своего ребенка, то он будет развит социально и как личность.
Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей я поставила: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, побуждение потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Стараюсь установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако из проведенного анкетирования, индивидуальных бесед, я сделала вывод, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка.
Для определения перспектив развития взаимодействия работы с семьей, содержания работы и форм организации необходимо провести анкетирование родителей. Анкета «Изучение потребностей родителей» (приложение1) была предложена им в начале учебного года. Проанализировав анкету, мы увидели следующие результаты:
82% воспитанников посещают ДОУ с удовольствием и 18% - по настроению, 78% родителей обсуждают данную проблему с воспитателем, а 22% - нет.
Ответы родителей на вопросы анкеты распределились следующим образом:
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка? Ответили:
100% - здоровье и физическое развитие;
98% - развитие нравственных качеств;
98% - развитие умственных способностей;
50% - развитие художественно- эстетических способностей;
34% - раннее обучение ребенка чтению, письму;
5% - другое.
2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
80% - информационную помощь;
50% - консультативную;
10% - другую помощь.
3. Какую информацию Вы хотели бы получить от воспитателей, специалистов ДОО?
70% - о целях и задачах дошкольного образования;
50% - о воспитательно-образовательных Программах;
72% - о мероприятиях, проводимых ДОО;
52% - о дополнительных услугах;
94% - о питании детей;
98% - о культурно-гигиенических навыках, соответствующих возрастным особенностям ребенка;
90% - о психофизиологических особенностях ребенка;
92% - об организации жизни ребенка в семье, его досуга;
5% - другое.
По результатам анкеты можно сделать вывод, что родителям совсем небезразлично, каким вырастет их ребенок. Каждый родитель желает видеть своего сына или дочь разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной личностью.

Анкетирование, индивидуальные беседы и консультации позволили определить содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит нам, педагогам.
Передо мной встала задача: заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. В своей работе с родителями использую разнообразные современные формы:
1. Информационно – аналитическую:
-на образовательном портале ДОО размещаю творческие отчеты о проделанной работе, новости из жизни детей нашей группы, консультации;
-«Почта доверия». На электронном ресурсе создана форма обращения (почтовый ящик) для взаимодействия с родителями нашей группы, где родители могут разместить свои идеи и предложения, обратиться с вопросами к специалистам, заведующему, старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Здесь мы делимся информацией, касающийся воспитания наших детей, также это могут быть фото-видео-аудио материалы, что заметно облегчает общение, т.к. тратится гораздо меньше времени на обмен информацией, что немаловажно в наше время. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна (не каждый родитель может при личном контакте раскрыться).
2. Наглядно-информационные (наглядно-ознакомительные и наглядно-просветительные):
- В нашей группе создан и действует родительский клуб «Хочу все знать». В течение учебного года прошло 3 заседания. Педагоги проводят встречи с родителями в увлекательной, интересной форме. Темы подбираются с учетом пожеланий родителей. Это такие, как: «Как сохранить здоровье», «Здоровый ребенок - талантливый ребенок» (приглашенный специалист: старшая медсестра ДОО), «Возрастные особенности детей» (психолог ДОО). Организация родительского клуба связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога, и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Попробовали вовлечь детей в заседания клуба, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключение каждый родитель получает памятку по теме. В конце 2014-2015 учебного года на заседании Клуба мы с детьми показали НОД «На День рождения к Колобку», где родители увидели своих детей совсем с другой стороны, в команде единомышленников, желающих помочь героям сказки, преодолевая все преграды на пути, прийти на День рождения к Колобку. Нужно отметить, что родители были приятно удивлены приобретенными навыками и умениями детей. Поделились своим мнением за Круглым столом. Это форма взаимодействия способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.
-В фойе ДОО расположены информационные стенды, из которых родители могут узнать: информацию о вышестоящих образовательных организациях, контролирующих деятельность ДОО; информацию о педагогическом составе; как можно зайти на образовательный портал ДОО, адрес электронной почты ДОО; информацию об основных направлениях воспитательно-образовательной деятельности детского сада, о мероприятиях, проводимых ДОО.
-В приемной группы создана мини-библиотека в помощь родителям по разным аспектам и направлениям воспитания ребенка, присутствуют картотеки: самомассажа, артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз, и т.д.-Информационные стенды имеются в приемной группы. Родители получают информацию следующего характера: режим дня данной возрастной группы, сетка НОД детей, программное обеспечение. В них отражаются важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные мероприятия, продукты детского творчества, стенды оформляются по тематике: «Что такое безопасность?», «Волшебные слова», «Воспитание сказкой» и т.д.
-Ежеквартально осуществляется выпуск газеты для родителей «Дошкольный экспресс», где информируем родителей о разных видах деятельности воспитательно- образовательного процесса в ДОО.
3. Познавательные:
-Проводятся родительские гостиные, на которых педагоги знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, способами формирования у них практических навыков воспитания.
-Родительские собрания. Собрания стали проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок. Педагоги используют видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями. Совместно с родителями приняли участие в муниципальном Смотре-конкурсе «Зеленый огонек», номинация «Проведение открытого мероприятия по профилактике ДДТТ» в форме игры: «Что? Где? Когда?» по теме: «Движение с уважением», заняли III место.
- В работе с родителями востребованы такие формы, как диспут, дискуссия, аукцион родительских идей, мозговой штурм. Обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
-Активно используются семинары - практикумы, мастер-классы. Такие, как: «Пластилинотерапия», «Бисероплетение», «Песочная терапия», …
- Использую в работе с родителями тематические встречи по обмену опытом воспитания детей «Отцы и дети», «Как воспитать настоящего гражданина», «Школа и семья в XXI веке».
-В детском саду ежегодно проходят Дни открытых дверей. Эта форма работы помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами; преодолеть поверхностные мнения о деятельности ДОО. Родители вместе с детьми принимали участие в КВН: «Не шути с огнем», наблюдали за экспериментальной деятельностью детей во время совместной самостоятельной деятельности. Также в нашем саду уже стало традицией проведение Дней самоуправления. Родители с интересом берут на себя ответственность выступать в роли воспитателя. Провели НОД по подготовке к обучению грамоте по теме: «Насекомые», по окружающему миру: «Варим борщ», физической культуре: «Зайки скачут на лужайке».
- Интересно проходят выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков «Дорога - это опасно! », «Огонь-друг, огонь-враг! », «Волшебница осень», выставки фотографий «Моя семья на отдыхе», «Папа, мама, я - спортивная семья», выставки поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей «Лукошкина», «Животный мир», «В гостях у бабушки в деревне»…4. Досуговые:
-Проводим совместные праздники, развлечения, досуги. Такие как: «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник, посвященный Дню матери», военно-спортивная игра «Зарница». В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. В мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, организовывают чаепитие. Доброй традицией в нашей группе стало ежегодное участие в оздоровительном мероприятии «В ХХХI, ХХХII, ХХХIII традиционной Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России» 2013г., 2104 г., 2015 г.. Семья нашей группы участвовала в муниципальном конкурсе «Самый лучший папа», победила в номинации: «Самая активная команда». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников мы выпускаем газеты, родители делают альбомы с фотографиями.
-Родители нашей группы – активные участники популярных в ДОО фестивалях семейного творчества: «Солнечный зайчик», 2014г., 2015 г., «Битва хоров», 2015 г., «Экодефиле», 2014 г., Благотворительные акции: «Россия. Возрождение. Будущее.», 2014 г.; «Осенняя ярмарка», 2014 г., «Счастливое детство», 2015 г.
В нашем Образовательном учреждении проводятся акции разного характера: экологические, оздоровительные, познавательные. Семьи воспитанников постоянно участвуют в акции «Сохраним деревья» по сбору макулатуры. Родители с детьми принимают участие в акции «Скворечник», дети с удовольствием помогают мастерить домик для птиц. Акция «Чистый город, чистый детский сад» - ее название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать ребенку личный пример положительного отношения к природе.
Семьи моих воспитанников принимают участие в благоустройстве прогулочных участков как в летний период, так и в зимний. В нашей группе, благодаря стараниям и творчеству родителей, развивающая предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям, предъявляемым к дошкольному образованию, а главное, детям комфортно и уютно. А что может быть для нас, взрослых, дороже улыбки наших детей?
Перечисленные формы работы способствовали тому, что родители охотно стали откликаться на различные предложения по организации совместной деятельности не только воспитателей группы, но и ДОО.
МБДОУ №43 «Малыш», воспитатель: Шмонина С.В., ГО Сухой Лог
Приложение1Анкета
«Изучение потребностей родителей»
Уважаемые родители, для оптимальной результативности воспитательно- педагогического процесса заполните, пожалуйста, анкету.
1.Что является для Вас главным в воспитании ребенка? (нужное подчеркнуть)
- Здоровье и физическое развитие; развитие нравственных качеств; развитие умственных способностей; развитие художественных способностей; раннее обучение ребенка чтению, письму; другое (что именно) ____________________________________________________________________
2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада? (нужное подчеркнуть)
- Информационную помощь; диагностическую; консультативную; другую помощь (какую именно) ____________________________________________________________________
3. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей? (нужное подчеркнуть)
____________________________________________________________________
- О целях и задачах дошкольного образования; воспитательно-образовательных программах; проводимых мероприятиях; дополнительных услугах; культурно-гигиенических навыках соответствующих возрастным особенностям ребенка; психофизиологических особенностях ребенка;
об организации жизни ребенка в семье, его досуга;
другое.
Благодарим Вас за сотрудничество!