Методический материал Аналитический отчет

Введение.
Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
Поэтому я работаю над развитием познавательного интереса через внедрение Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за 2014-2016 годы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучение и внедрение в практику активных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий;
Проанализировать мониторинг качества обучения школьников;
Наметить цели и задачи на следующий межаттестационный период.



Краткая информация об учителе.
Я, Азанова Екатерина Сергеевна, 1990 года рождения, в 2013 году закончила Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбурга, присуждена квалификация учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования». С 2014 года работаю учителем начальных классов.
В период с 2014 – 2016 гг. работаю учителем начальных классов. Имею педагогическую нагрузку 20 часов. Общий педагогической стаж составляет 1,5 года, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении 1,5 года. Аттестуюсь по должности «учитель» первый раз.

















Анализ и общая часть
Механизмы реализации образовательных технологий.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Каждый ребёнок от рождения наделён свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); - игровую технологию; - проблемно -деятельностную технологию; - здоровьесберегающую технологию;
- технологию организации проектной деятельности.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

1.1.2. Информационно - коммуникационные технологии.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Я также изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, литературу по созданию сайтов.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи.
Выполняя домашнее задание к урокам, обучающиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Именно это и послужило поводом для создания сайта на infourok. ru – сеть учителей.
Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, «Собери рассыпанные буквы в слова». Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”.
Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
1.1.3.Игровая технология.
Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие.
1.1.4.Проблемно-деятельностная технология.
В своей работе также использую деятельностный подход.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифрую так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:
1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока.
2. Организация обратной связи на каждом этапе урока (рефлексивно – оценочный момент).
3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.
4. Применение различных форм устной работы.
5. Постановка учебной проблемы.
6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода.
7.Создание проблемных ситуаций.
8.Создание ситуации успеха.
Сегодня вновь в ФГОС НОО второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций.
Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Чем же отличимы «компетенция», «компетентность»?
Компетенция – это набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Подводя итоги о том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Я стараюсь активно включать в свою работу диалоговые уроки.
Технология проблемно-диалогического обучения также готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
Анализируя свои уроки, я пришла к выводу, что в ходе использования технологии учащиеся становятся самостоятельными исследователями.
Таким образом, метод проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
1.1.5. Здоровьесберегающие технологии.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: физкультминутку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».
1.1.6. Метод проектов.
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
В этом учебном году второклассники работали над проектами: «Профессии», «Моя семья», “Моя малая Родина». Оказываю помощь на этапах создания работы. Вместе с детьми анализируем полученный результат. Данный анализ и является оценкой достижения. Стимулом для дальнейшей деятельности является выставка лучших работ, стенгазета, создание альбомов, зачитывание лучших работ на родительском собрании, соревнования, получение грамоты на школьной линейке.
Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
1.2. Результаты педагогической деятельности.
Отслеживая качество образовательного процесса. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимых общеобразовательной организацией. В 2014-2015 учебном году работала в 1 классе по безотметочной системе. Качество знаний по итогам комплексной работы освоения обучающимися ФГОС НОО (май,2015г) – 67%.
В 2015-2016 учебном году работаю во 2 классе - в классе 100% успеваемость. Средняя обученность учащихся (СОУ) по результатам административного мониторинга за 1 полугодие составила 59,5, качество знаний 53,2. Средний балл освоения образовательной программы составил по русскому языку-3,7 (соответствует результатам СГО 3,7); математике 3,6 (ниже СГО на 0,2), литературе 4,3 (выше результатов СГО на 0,1), окружающий мир 4,1 (ниже СГО на 0,1).

1.3. Внеурочная деятельность
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Одним из показателей познавательной активности обучающихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. С целью выявления и развития у обучающихся способностей и творческой деятельности, формирования личных качеств каждого ребенка, раскрытия их потенциальных возможностей, самореализации, самоутверждения:
2014г. - областной конкурс детского творчества, посвященный 365-летию пожарной охраны России коллектив 1 класса-участники;
- районный конкурс «Юные исследователи природы» 1 обучающийся- участник;
- школьный конкурс рисунков «Скажи фашизму- НЕТ»- 2 место;
- школьный конкурс патриотической песни- 3 место.
2015г. - районный конкурс «Не рубите елочку!»- 2 место;
- районный конкурс «Мастерская Деда Мороза»-1 участник.
Обучающиеся моего класса принимают участие в традиционных школьных мероприятиях: День знаний, День матери, День защитника Отечества, Подарок ветерану и т.д.

1.4. Повышение квалификации
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
Мной были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам.
ГАОУ ДПО СО « ИРО» ДПП « Подготовка организаторов ЕГЭ,ОГЭ»,2015г.,20 часов.
ГАОУ ДПО СО « ИРО» ДПП « Содержание и технологии реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования», 2015г., 72 часа.







Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного мною пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами.
Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую:
Цель: активизация внедрения в учебный процесс информационно-компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся начальных классов.
Задачи:
- продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации обучающихся в процессе развития речи;
- создать условия для исследовательской работы обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей;
- способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, олимпиадах.

Список литературы
ФГОС НОО
Концепция духовно нравственного развития
Программа развития ОУ













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




15