Аналитический отчет учителя-логопеда ДОУ


В сентябре 2015 года в старшую группу поступили дети со следующими речевыми заключениями:
ОНР 3 уровня – 2 ребенка,
ОНР 3-4 уровня – 2 ребенка,
ОНР 4 уровня – 11 детей,
ФФН – 7 детей.
У 21 ребенка ОНР и ФФН осложнено стертой формой дизартрии.
В работе с данной категорией детей использовались программы:
«Примерная адаптированная программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор: Н.В. Нищева;
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В.;
«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». Авторы: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;
Цель работы: воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:
реализация ФГОС ДО в образовательно-коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста;
создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
развитие речеслухового внимания;
развитие фонематического восприятия;
подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
развитие слоговой структуры слова;
расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
развитие грамматического строя речи;
развитие фразовой и связной речи;
развитие коммуникативных умений и навыков;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций;
воспитание у детей правильной, четкой речи;
совершенствование взаимодействия между педагогами и родителями.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы учителя-логопеда:
Диагностическая деятельность.
В начале учебного года проведено логопедическое обследование детей старшей логопедической группы.
Заполнение речевых карт.
Организационно – методическая работа.
Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для детей:
для фронтальных занятий по всем лексическим темам;
для индивидуальных занятий по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слов, мелкой моторикой, речевым дыханием, звуковым анализом;
по развитию связной речи (серии картин различной тематики, сюжетные картины, картины с проблемным сюжетом).
В начале учебного года составлен годовой, календарный план работы, график и циклограмма рабочего времени и другая необходимая документация
Научно – методическая работа.
Тема по самообразованию: «Использование здоровье сберегающих   технологий в коррекционной работе учителя-логопеда посредством применения Су - Джок терапии в коррекционно – образовательном процессе».
Участие в педсоветах, методсоветах, семинарах:
Сообщение на родительском собрании: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
«Аукцион педагогических идей»: «Значение Су-Джок терапии для развития мелкой моторики у детей».
Сообщение на педсовете: «Оснащение речевых центров в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде».
Консультация для родителей «Чистоговорка – это не шутка, это серьезно!»
Практикум для воспитателей: «Развитие речевого дыхания».
Участие в ПМПк ДОУ.
Участие в работе РМО учителей-логопедов Мытищинского муниципального района.
Профилактическая работа
Распространение педагогического опыта через работу личного сайта - http://nsportal.ru/tikhonenkova-elena-pavlovna
Периодическое ознакомление с методической литературой: «Логопед», «Дефектология», «Дошкольное образование».
Работа с детьми проводилась на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Подгрупповые занятия охватили все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание, коррекцию слоговой структуры, звуковой и звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов; большое внимание уделялось коррекции памяти, внимания, мышления, развитию графомоторных навыков.
Высокую эффективность коррекционно-педагогического процесса обеспечило внедрение новых технологий:
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (3 периода),
Васильевой С.А. «Тематический словарь в картинках», «Демонстрационный материал для фронтальных занятий» Издательство «Книголюб»,
Яцель О.С. «Учимся ясно употреблять предлоги в речи»,
Гомзяк О.С. «Говорим правильно» (Развитие связной речи),
Лапп Е.А. «Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением речи»,
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Многозначность слов».
С каждым ребенком в течение года проводились индивидуальные занятия по коррекционному плану, составленному на основе анализа речевой карты ребенка.
Основной задачей индивидуальных логопедических занятий являлось формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляторной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция звукопроизношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
А также велась работа по формированию грамматического строя речи, связного высказывания, звуковому анализу и синтезу слогов и слов, по развитию психологической базы речи и графомоторных навыков.
На каждого ребенка логопедической группы оформлялась индивидуальная тетрадь. В нее записывались задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, а также методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
Для индивидуальной работы по коррекции лексико-грамматических категорий, развитию навыков связной речи, психических процессов использовались следующие пособия:
Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи».
Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь».
Граб «Развитие графомоторных навыков у дошкольников».
Н.В. Коноваленко «Логопедический букварь».
При коррекции звукопроизношения, формированию фонематического восприятия, слоговой структуры использовались технологии З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей», Н.С. Четвертушкиной «Слоговая структура слова», Н.П. Кочуговой «Коррекция слоговой структуры», Лазаренко О.И. «Альбом для автоматизации произношения звуков», Бардышевой Т.Ю. «Связанные одной цепью», Смирновой Л.М. «Мы учим звуки», Большаковой Е.С. «Преодоление слоговой структуры слова у детей» (методическое пособие).
Для автоматизации и дифференциации подобран и систематизирован материал (в слогах, словах, предложениях, скороговорках, чистоговорках, стихах и рассказах).
Знания, умения и навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях, закреплялись воспитателями во второй половине дня и родителями.
Воспитатели присутствовали на групповых занятиях.В течение года велась тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя. Еженедельно проводились обсуждение рабочих моментов за прошедшую неделю и планирование дальнейшей работы с детьми.
Также в течение года оформлялся логопедический уголок, обновлялся личный сайт.
Целенаправленная и систематическая работа проводилась с родителями: еженедельные консультации, беседы, собрания (начало и конец года), открытые индивидуальные и групповые занятия.
Индивидуальные консультации для родителей:
для сбора данных о раннем речевом развитии детей;
по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей;
о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики, формирования навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков, развития лексико-грамматического строя речи, профилактики дисграфии;
по запросу родителей.
Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа и синтеза слов, знакомство с графическими обозначениями.
Организовывалось присутствие родителей на занятиях.
Консультации для родителей на темы:
«Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях».
Семинар-практикум для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания».
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
«Советы логопеда».
Постановка и автоматизация звуков
Играем пальчиками – развиваем речь.
«Копилка советов для родителей»
Рекомендации логопеда родителям на летний период « Изготовление буклетов для родителей «Логопед советует»:
«Артикуляционная гимнастика».
«Самомассаж лица и шеи».
«Развитие речевого дыхания».
«Полезные «ёжики» Су – Джок».
Использовались наглядные средства:
логопедический уголок: материал меняется еженедельно, в соответствии с изучаемой лексической темой;
информационные стенды с консультациями;
папки-передвижки.
Для педагогов ДОУ также систематически проводились различные мероприятия:
Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей старшей логопедической группы на педагогическом совете ДОУ.
Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда
Практикум для педагогов ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Памятка для воспитателей по организации речевого уголка в группе
Речевое развитие ребенка 5-6 лет.
«Формирование глагольной лексики через дидактическую игру».
«Средства развития мелкой моторики руки у детей с нарушениями речи».
«Учимся, играя».
Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.
Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателя в летний период.
Взаимодействия со специалистами ДОУ:
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ:
«Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ».
Консультация для физинструкторов ДОУ:
«Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития».
Обсуждение рабочих моментов.
Рекомендации по организации совместной деятельности.
Совместная коррекционно-педагогическая работа помогла достичь хороших результатов.
Весной 2015 года было выпущено 6 детей с чистой речью, сформированным звукобуквенным анализом и синтезом слогов и слов, хорошей связной речью.
16 детей переведены для продолжения обучения в подготовительную логопедическую группу.
В Приложении 1 представлены результаты диагностики на начало, середину и конец учебного года, а также выведена диаграмма развития речи в процентах, по которой можно проследить положительную динамику у детей.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2015-2016 учебный год, а также результаты диагностики детей, мы можем сделать вывод о том, что поставленные в начале учебного года задачи решены, намеченные цели достигнуты.