Урок изучения нового материала в 5 классе. Тема «Басня как литературный жанр. Басня и ее родословная»

КОНСПЕКТ



Урок изучения нового материала
5 класс
Тема «Басня как литературный жанр.
Басня и ее родословная»





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








Учитель:
Э.Н. Ишмуратова

Класс 5 – В Дата проведения: 10.10.2016г. По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала. Планируемые результаты: Предметные: Уметь сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра. Метапредметные: Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность. Личностные: Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. Оборудование: 
Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Тексты басни «Лисица и виноград» Эзопа, Лафонтена и Крылова (напечатанные для каждого ученика).
Иллюстрации по теме с изображением баснописцев.
План сравнительного анализа басен.
Ход урока
Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой. -- Здравствуйте, ребята. Мы можем приступить к творческой и плодотворной работе. Сегодня вы будете не только учениками, но и сможете испытать себя в роли учителя, консультанта.
Актуализация знаний и умений.
Учитель просит учащихся обратить внимание на листы, лежащие на партах. - Я хочу слышать от вас грамотно построенные ответы. Видеть вас дружными и активными. (Обращает внимание детей на таблицу «Клише» грамотных ответов.)
Я думаю
Я считаю
С моей точки зрения
По моему мнению
Давайте вспомним роды и жанры литературы. Посмотрите на схему в рабочей тетради. Итак, все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы. Какие? Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические. О чем повествуют эпические произведения? Лирические? Драматические? Что такое жанры литературы? (Это мелкие группы произведений, формы, в которых проявляются основные роды литературы).
3.Формулирование учебной цели урока. Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом. - К какому роду относится басня? ( Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий). - Как вы думаете, какая тема нашего урока? ( Басня как литературный жанр. Басня и ее родословная). - Что мы должны сегодня узнать нового и чему можем научиться? (расширим представление о басне как об одном из древнейших литературных жанров; узнаем об истории развития басенного жанра; познакомимся с именами известных баснописцев)
4.Поиск решения (открытие нового знания).
1. Учитель просит найти в учебнике значение слова «басня», организует беседу:
- Что такое басня? Басня (с. 57) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы. Запись в тетрадь.
- Что такое мораль? Аллегория? Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд) В басне обязательно есть мораль.
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Запись в тетрадь.
-А сейчас мы все вместе проследим родословную нашей басни. Точнее, выясним, когда басня зародилась, кто является ее основателем. Подготовленные учащиеся знакомят класс с историей зарождения и развития басни, используя материал на столе. - Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов). Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний литературный жанр. История уходит в античный мир. Ее создателем считается раб Эзоп. Он жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Был рабом философа Ксанфа и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами. Он писал свои басни прозой. Так как был бесправным рабом, он не мог изображать глупцов, невежд. Тогда он решил показывать людей в зверином обличье. Можно представить, какой тяжелой была жизнь Эзопа, но зато, благодаря своим произведениям, которые до сих пор актуальны, он приобрел всеобщую известность и призвание на века. За услуги государству Эзоп был освобожден. Его остроумие и находчивость прославили его имя. В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди. Таким образом, баснописец высмеивал человеческие пороки. Данный литературный прием стал использоваться в других баснях  и получил название "эзопов язык". В литературе этот прием называют также аллегорией – иносказанием. Многие из басен Эзопа вам покажутся знакомыми. Вот, например, одна из них. Подумайте, как она могла называться. Подготовленный ученик читает басню Эзопа «Лисица и виноград» (текст басни на столах). В 17 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Подготовленный ученик читает басню Лафонтена «Лисица и виноград». В XVIII веке басня начала быстро развиваться в России, в творчестве В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, а также Майкова В.И., Дмитриева И.И., Хемницера И.И. Они стремились писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт. Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же, был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке. Чтение учителем басни Крылова «Лисица и виноград». 2. Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Учитель организует работу учащихся над баснями. - Сейчас, ребята, пользуясь планом сравнительного анализа на доске, попробуем найти общее и различное в этих трех баснях (на столах учащихся находится раздаточный материал – все три басни, прочитанные учителем). Учитель должен коснуться каждого пункта плана сравнительного анализа. Учащиеся, отвечая, попутно заполняют таблицу «Общее и различное» в тетрадях).
ПЛАН СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Тема басни.
Герои басни.
События, действия героев.
Цель басни.
Мораль.
Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства).
Общее:
1 Общая тема, герой
2. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.
3. В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие).
4. Басня имеет поучение – мораль.
Различное:
Басня Эзопа по объему короче остальных, она написана в прозаической форме, содержит мораль.
Басня Жана де Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, лис-нормандец); зачатки стихотворной формы; мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
3. Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены русские просторечные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око (глаз), неймет, попусту. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет» (кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно).
5. Проведение физкультминутки. Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

- Ребята, а вы хотели бы попробовать себя в роли баснописцев? Если бы вам сейчас предложили написать басню, какие человеческие пороки вы бы в ней отразили? Каких героев выбрали? Ответы детей.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка. - Что такое басня? - Что такое мораль? - С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке? 7. Комментирование оценок. 8. Домашнее задание.  Чтение и пересказ статьи учебника об И.А. Крылове (с.58 – 59). Выучить термины. Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки). Оформить красиво на альбомных листах. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об иллюстраторах басен Крылова.
Приложение 1
Басня «Лисица и виноград» для сравнительного анализа
Эзоп:
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен:
Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый, в румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен –
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
И.А. Крылов:
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем кисти винограду рделись.
У кумушки глаза и зубы загорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним не зайдет,
Хоть видит око, да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь!»
Приложение 2
Примерное сообщение об Эзопе
Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440-430 годах до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Мы даже не знаем, был ли он историческим лицом. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник. Он – раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей, увечный, гугнивый»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека.
Басня в его устах – орудие защиты угнетенного народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр, форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями.
Отсюда название – эзопов язык - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов.
Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введенные в литературу именно Эзопом.
Словарная работа
Отколь – откуда
Неймется – нет возможности удержаться от чего-либо, успокоиться, угомонится, не терпится.


















15