Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Басня «Квартет».


Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Басня «Квартет».
Цели:
1.Познакомятся с басней как с жанром русской литературы;
2. Сформируют навыки и умения выразительного чтения басни; научатся анализировать басню, составлять характеристики героев,расширят словарный запас учащихся, развивать мышление, память;
3. Воспитывать нравственно - этические нормы поведения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: словарная работа, беседа, анализ, чтение по ролям, слушание, работа с презентацией, отгадывание кроссворда.
Оборудование к уроку: презентация, учебник, тетради, доска, мел, ноутбук, телевизор, выставка книг, иллюстрации к басне.
Ход урока.
I. Организация урока.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать.
Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие жанры русской литературы мы с вами изучили?
(стихотворения, рассказы, повести).
-Давайте вспомним, что такое стихотворение, рассказы, повести,
III. Новая тема.
- А сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы.
А называется этот жанр литературы – басня.
- А вы знаете что такое басня?
Словарная работа.
Давайте найдём в словаре определение БАСНИ.
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.
Басня.
1.Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2.Вымысел, выдумка.
Басня - это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить (могут быть и люди)
-Как называют человека, который пишет стихотворения?
-Поэт.
-А как называют человека, который пишет рассказы и повести?
-Писатель.
-А вы знаете, как называют человека, который пишет басни?
-Баснописец.
Анализ таблицы.
жанр Автор произведения
Стихотворение поэт
Рассказы, повести писатель
Басня баснописец
-У каждого народа есть свои баснописцы, в том числе и у русского.
Об одном из них П.А.Вяземский написал следующие строки:
Чтение стихотворения учителем:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой боли,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- А сейчас вы должны отгадать фамилию этого самого знаменитого русского баснописца.
Возьмите карточки и выполните задания.
1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р
2. Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф С Ч
3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных. Ё Ю Ы Я И
4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц
-Какое слово получилось?
- Крылов.
- А как его зовут?
- ИВАН АНДРЕЕВИЧ
ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ - ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ, писал В.Г. Белинской.
- Сейчас, ребята, вам предстоит составить кластер по биографии И.А.Крылова. Самостоятельно познакомьтесь с биографией и составьте кластер.
Биография Крылова.
И.А. Крылов родился в Москве в бедной дворянской семье. Десять лет было мальчику, когда умер отец. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.
Будущий писатель не учился в школе. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.
В Крылове жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему с трудностями. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году по поводу Отечественной войны.
Крылов написал более двухсот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов “посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов ...”
Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Басни Крылова переведены на 60 языков.
В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами.
-Проверка кластера.
Какой кластер у вас получился?
Слово учителя.
- Да, ребята, Крылов – подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
До Крылова басни тоже писались, так как басня-один из старейших жанров литературы. Самым первым баснописцем был Эзоп. (слайд). В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. А в русской литературе басни писали: Ломоносов, Майков, Хемницер, Сумароков и, конечно же, Крылов.
Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль.Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
- А вы читали басни Крылова?
- Какие басни Крылова вам уже знакомы? /выставить книги на доску
-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать, как она называется, нужно прочитать эту строку справа налево.
Т е т р а в К (квартет)
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
Басню И.А.Крылова «Квартет»
-Правильно. Запишем тему урока в тетради.
Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Басня «Квартет».
-А что такое квартет?
Где четыре музыканта Замечательно играютЭтот маленький оркестрикВсе квартетом называют.
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
Показ слайда с музыкальными инструментами. Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком.
А сейчас, ребята, вы послушаете « Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы свого дела – музыканты, а заодно и отдохнёте.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь.
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- А какое настроение вызвала у вас эта музыка?
- А сейчас мы послушаем басню. Вы должны определить, сколько действующих лиц участвуют в этой басне?
Прослушивание басни.
- Так, сколько же действующих лиц вы услышали?
- А можете их назвать?
- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)
- На сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)
-Сейчас откройте учебник, страница … и определите границы частей басни.
- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование
2 часть – мораль
- Ребята, вы не должны забывать о том, что
Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором МОРАЛЬ.
Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
Мораль – нравоучительный вывод.
В целях иносказания баснописцы разных времён использовали образы зверей и даже предметов. По художественным соображениям на смену людям в басни приходят животные, наделённые отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Аллегория используется для того, чтобы через образы животных путём высмеивания искоренять пороки человечества. В баснях Крылова в лице животных высмеиваются глупость, жадность, невежество, хвастовство. А в морали содержится нравоучительный вывод.
Ребята, в басне есть слова, которые нам нужно объяснить. Вы подчеркните их карандашом.
2) Словарная работа
Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Уселись чинно в ряд. 
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора-(первый — второй голос)
- Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы.
- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в нашей басне.
Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки)
- Прочитайте, пожалуйста, начало басни ( 9 строк).
— Всего девять строк, а понять из них можно очень много, если внимательно вчитаться.
-Найдите здесь такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям.
- Верит он в то, что у них что-нибудь получится?
“...ударяли в смычки, дерут, а толку нет»
Объясните, как поняли.
- “Играть не умеют. Крылов им не верит. Разве можно так обращаться с музыкальными инструментами—ударили, дерут. Конечно, толку нет и не будет”. Начали одновременно, но фальшиво, так, что “слух дерут”.
- Как относится Крылов к своим героям?
Иронически, насмешливо, это видно уже с первых строчек басни.
-Давайте рассмотрим иллюстрацию. Она поможет лучше представить горе - музыкантов.
-Как они держат инструменты?
— Они не только играть, они и держать-то инструменты не умеют. Козел своим копытом уже порвал струну, Осел сунул скрипку под горло, а снизу поддерживает инструмент копытом, Мартышка перевернула скрипку, гриф положила на плечо, размахивает смычком, как дирижерской палочкой, а Медведь навалился всей тушей на альт и дерет, как будто бревно перепилить хочет.
—Давайте послушаем голоса этих музыкантов. Как вы думаете, есть у них музыкальный слух? (Слушание)
Да, не музыкальные звери собрались играть Квартет.
Кто же играет? Дайте характеристику этим животным.
Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”), упрямый, туповатый
Осел и
косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
- А как много скрывается за словом Крылова!
- Почему собрались эти музыканты? Затеяли сыграть квартет
-Подберите синонимы: “задумали сыграть”, “попытались сыграть”... -Нет, Крылов нашел такое слово, в самой основе которого содержится что-то случайное, легкое, развлекательное,—“затеяли”. Вот так сразу, без подготовки, без умения. Достали инструменты... и сели на лужок играть Квартет.
-В каком значении употребляется глагол затеяли — в его значении чувствуется что-то легковесное, несерьезное, ироническое.
- Дальше лукавинка, насмешка усиливается (как будто большой и мудрый человек покачивает головой:“Ай да хвастунишки!”). Сели не просто играть для себя. А сели что делать? пленять (т. е. очаровывать своим искусством) весь свет. Какая самонадеянность, какое самомнение!
- Как вы думаете, получится у них музыка? Почему?
Подводим итог: “Звери еще не заговорили, басня только началась, а мы, читатели, уже понимаем, что музыки не будет и быть не может, потому что здесь, на лужку под липками, собрались не просто неумейки, а самонадеянные невежды, явно взявшиеся не за свое дело”.
- Какие глаголы указывают на возвышенность желаемого и вместе с тем несуразность происходящего? (пленять искусством — дерут).
Что предлагает сделать Мартышка? Что можно сказать о ней? (Мартышка самоуверенна, убеждена, что в состоянии создать из зверей квартет).
- Какие предложения надо выделить голосом? (восклицательные).
Кто еще из зверей дает совет, каков он? Осел, он медлителен, нетороплив. Произносит свое суждение значительно
Чего только стоят его слова: “Я сыскал секрет!”
- В чем же он, его секрет?
“Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем”. Именно в этом его секрет, он еще и глуповат.
Прочитайте, как они начали свою игру (Ударили в смычки, дерут, а толку нет)
Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?
Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)
Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (умным, знающим)
Получилась ли у них музыка?
Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»
-В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?
А главная мысль в словах Соловья: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». Мораль может быть выражена словами героя басни. Суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности.
Почему ее произносит Соловей? Соловей. Самая музыкальная птичка.
Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? Нужно учиться
Осел, козел, мартышка и косолапый мишка устроили Квартет. Выдумщица мартышка по-всякому устраивала их музыкальную игру, да вот, как и остальные не подумала, что музыкальные инструменты и ноты - это не всё, что нужно для музыки. Оказывается, нужно уметь играть!
- О ком же эта басня, кого она высмеивает?
Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки. Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую - смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей - мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.
Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Говорят и часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку? И только мудрый Соловей знает: для хорошей игры в команде нужен профессионализм.
Ребята, а поводом к созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой. (слайд)
-Давайте попробуем передать в чтении иронию, насмешку автора над бестолковой игрой “музыкантов”. Будем читать по ролям.
1.Каким тоном надо читать всю басню? (серьезным тоном, неторопливо, так как все звери очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и уменье).
— Как следует читать за Мартышку и Осла?
— Мартышка в басне такая же, как и в жизни. Все повадки, все ужимки такие же.
Осёл медлителен.
— А что же можно сказать о других героях басни? Они-то каковы?
И другие члены Квартета так же самонадеянны и невежественны, как Мартышка и Осел.
— Все они спорят только об одном, кому и как сидеть. И, обращаясь к Соловью за советом, хором просят лишь одного—рассадить их правильно.
Чтение по ролям
мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.
-А какие пальцы у наших музыкантов? В основном, копыта, лапы, только у мартышки рука, которая не приспособлена к игре на инструментах.
4) Рассматривание иллюстрации на доске
Сколько животных вы увидели на картине.
А речь, только каких животных звучит в басне?  (Cоловей, мартышка, осел.)
Итак, ребята, на нашем уроке мы познакомились с новым жанром литературы. Как она называется?
Это басня. У неё есть свидетельство о рождении. Оно свидетельствует о том, что именно басня вобрала в себя все семейные черты .Прочитайте, пожалуйста, какие семейные черты вобрала себя басня?
Свидетельство о рождении
Отец Вымысел
Мать Аллегория
Дети Басня, Загадка, Пословица, Притча, Сказка.
Семейные черты (особенности стиля)
Повествовательность Басня, Притча, Сказка
Аллегоричность Басня, Загадка, Пословица, Притча
Фантастика Басня, Сказка
Нравоучительность Басня, Пословица, Притча
Лаконичность (краткость) Басня, Загадка, Пословица, Притча
Живая народная речь Басня, Загадка, Пословица, Сказка
- Давайте сейчас мы с вами заполним таблицу.
Какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно?
1. Краткий рассказ, часто стихотворный
2. 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
3. Аллегория (иносказание)
4. Сатирическое изображение
5. Герои – чаще животные
6.Диалог
7. Использование просторечной лексики
7. Лаконизм (краткий, сжатый способ выражать мысли).
8. Афористичность языка(Герои его произведений известны каждому. Они говорят друг с другом и с нами таким простым, сочным и живым языком, что многие их реплики остаются в нашей памяти навсегда!
9. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
10. Олицетворения
Итак, о чём мы узнали? О басне. Что такое басня?
Таким образом, мы узнали о том, что Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Составить синквейн на слово басня
1.Басня
2.поучительная, сатирическая
3.учит, рассуждает, высмеивает
4.Басня-нравоучительный рассказ
5.Аллегория.
1. Басня
2. Поучительная, увлекательная
3. Воспитывает, поучает, высмеивает
4. Я люблю читать басни
5. Мораль – истина
Басня
Аллегоричная, прозаическая, стихотворная
Показывает, высмеивает, хочет улучшить
Басня - ложь, да в ней намек...
Прожектор
Басня.
Аллегорическая, скрытая.
Высмеивает, изображает, рисует.
Смеяться вовсе не грешно.
Басня.
Басня
Стройная, иносказательная
Учит, исправляет, наставляет
Мораль реальной жизни
Аллегория-поучение
V. Закрепление материала
А сейчас вы должны будете выполнить кроссворд
1) отгадай кроссворд
По горизонтали.
1 2 3 4 5 6 7 Кто написал басню Квартет? (Крылов)
На каких инструментах играли звери? (Смычковые)
Как Крылов назвал Мишку? (Косолапый)
Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”. (Мартышка)
Что решили пленить своим искусством музыканты? (Свет)
Чтоб музыкантом быть, что надобно…? (уменье)
Как называется музыкальное произведение для четырёх исполнителей? (Квартет)
-Какое слово получилось? ( Квартет)
2) К какой басне относится эта пословица?
Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь. «Квартет»
VI. Домашнее задание.
- Выразительно читать басню по ролям и написать свою басню, высмеивающую отрицательные качества учащихся.
VII. Итог урока.
Чему учит басня И.А.Крылова? (стремлению к глубоким знаниям, быть профессионалом в своём деле и компетентным)
КОМПЕТЕНТНЫЙ, - Знающий, осведомленный,авторитетный в какой-н. области.
Оценивание работы на уроке учащихся.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Поучительным был наш урок?
Давайте устно составим синквейн к нашему уроку. Каким был наш урок?
Слово УРОК
Спасибо всем за урок! Молодцы!