Статья Психолого-педагогические аспекты ознакомления младших школьников с пейзажным жанром


Психолого-педагогические аспекты ознакомления младших школьников с пейзажным жанром
Значение детского изобразительного творчества для всестороннего развития личности ребёнка подчёркивали отечественные педагоги и психологи: Н.Н. Волков, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова и другие.
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись.
Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами – большое, нужное в воспитании дело. Оно необходимо для всех детей. Воздействие искусства на все стороны духовной жизни ребенка, не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений, на моральные устои – громадно. Это далеко не только какая-то украшающая добавка к необходимому – это сама необходимость в воспитании человека.
Актуальность этого состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка [Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту [Текст]: учеб. пос. / Н.А. Курочкина. – СПб: Детство-Пресс, 2004. – с.272.].
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени.
Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. Художник-пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии ее естественной красоты языком живописи.
Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения [Москвичёва, Л. Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал [Текст]: учеб. пос. / Л.Н. Москвичёва. – М.: Знание, 1998. – 64с., с.24.].
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение, художнику помогает язык живописи: колорит, композиция и рисунок. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая её красоту.
Пейзаж можно назвать «портретом» природы. Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации. Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть. Точно такое же желание возникает и у ребенка, впервые соприкоснувшегося с миром искусства [Копцева, Т.А. Природа и художник [Текст]: учеб. пос. / Т.А. Копцева. – М.: «Сфера», 2001. – с.208].
Потребность в этом отмечается у ребенка уже в младшем школьном возрасте, поэтому очень важно упрочить и расширить это желание приобщиться к миру прекрасного, что в значительной мере влияет на формирование духовного мира будущего человека. К.Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [Пискунов, А.И. Избpанные педагогические сочинения [Текст]: учеб. пос. / А.И. Пискунов. – М.: «Педагогика», 1988. – с.287].
Знакомство с пейзажем, то есть, овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у младших школьников хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.
Вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на формирование эмоционально-целостного восприятия живописи у детей младшего школьного возраста, на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать окружающий мир.
Научить детей видеть все это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа – вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание, ассоциации, то есть связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей младшего школьного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического и художественного развития детей [Курочкина, Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. [Текст]: учеб. пос. / Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – С.38].
При ознакомлении детей с пейзажной живописью ученые выделяют несколько задач:
─ познакомить детей с видом живописи – пейзаж;
─ учить понимать замысел произведения, его содержание;
─ развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений;
─ обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами;
─ научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.
По мнению ученых, исходя из возможностей детей 7-10 лет, их можно познакомить с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни, а также с некоторыми средствами выразительности пейзажа.
Детям младшего школьного возраста можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино. Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи – колорите, композиции, рисунке.
В 7-10 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажей, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым «секретам» использования художниками живописного языка пейзажа [Курочкина, Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. [Текст]: учеб. пос. / Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – С.43].
Основной формой работы по ознакомлению младших школьников с пейзажной живописью является урок. При его проведении необходимо соблюдать ряд принципов:
─ тщательный, обусловленный возрастными возможностями отбор художественного материала;
─ активное включение детей в разнообразные виды художественно- творческой деятельности: художественно-речевую, музыкальную, игровую, изобразительную;
─ индивидуальный подход к каждому ребёнку;
─ бережное и уважительное отношение к детскому творчеству;
─ использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми.
К уроку по ознакомлению с пейзажным жанром прилагается примерная схема.
Вхождение в занятие, организационный момент может включать в себя:
- художественное слово,
- слушание музыки,
- вступительную беседу,
- загадки,
- рассказывание сказки или какой-либо истории,
- приход сказочного героя,
- предложение отправится в путешествие, на выставку и т.д.
Основная часть может включать в себя:
- рассматривание новой картины,
- рассматривание знакомых картин в сравнении,
- дидактическую игру,
- физкультминутку,
- ознакомление с новыми изобразительными материалами и приёмами работы с ними,
- пальчиковую гимнастику,
- выполнение наброска детьми или завершение начатой на предыдущем занятии работы.
- гимнастику для глаз,
Заключительная часть может включать в себя:
- анализ детских работ, который можно провести в разных формах («Пейзаж в подарок другу», «Художественный салон-магазин», «Ярмарка творчества» и т.д.).
Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие каждого занятия по изобразительному искусству. Использование разнообразных методов и приёмов помогает поддержать детскую пытливость. Методы и приёмы, которые чаще всего используются при проведении работы с детьми:
Рассказ учителя должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о пейзаже.
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь.
Метод вызывания адекватных эмоций, суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов (использование литературных и музыкальных произведений). Педагог читает стихи к картине, можно включить музыкальное сопровождение.
Планирование тематики занятий зависит от времени года. Постепенно младшие школьники узнают о произведениях, в которых отражена зимняя, осенняя, весенняя и летняя природа. Такая характеристика представлена в табл.1.
Таблица 1 ─ Перечень произведений изобразительного искусства рекомендуемых для изучения пейзажа в начальной школе (по сезонам)
Осень Зима Весна Лето
И. Левитан «Золотая осень», Ф. А. Васнецов «Перед дождём», И. Э. Грабарь «Рябинка», И. Грабарь «Сентябрьский снег». И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Шишкин «Волшебница-Зима», «Зима», «Зима. Подмосковье», «Городские крыши зимой», «Ель стоит одиноко…»,
А. Саврасов «Зимний пейзаж». И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», А. Грицай «Подснежники», «Половодье», А. Саврасов «Грачи прилетели», «Весенний день», Б. Кустодиев «Масленица», К. Юона «Масленица», И. Грабарь «Весна», И. Остроухов «Первая зелень». И. Левитан «Березовая роща», «Сумерки. Стога» «Среди долины ровныя…», И. Шишкин «Сосны, освещённые солнцем», А. А. Рылов «Рожь» «Пейзаж с рекой»,
И. Грабарь «Рябина».
[Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст]: учеб. пос. / Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – с.152].
Изобразительная деятельность младших школьников заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Таким образом, интерес к данному направлению в работе вызван тем, что богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети, знакомясь с пейзажной живописью. Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство дарит радость общения, формирует умение сопереживать. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников-пейзажистов учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное. Необходимо научить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Пейзажная живопись может стать хорошей для этого основой.