Доклад на тему: Психолого-педагогические аспекты формирования навыков письма младших школьников


Психолого-педагогические аспекты формирования
навыков письма младших школьников
Учитель начальных классов
Полянская И. А. ГОШ № 84
На начальном этапе обучения в 1-м классе навык письма является предметом специального познания и обязательного усвоения. При овладении этим навыком становится возможным дальнейшее обучение и развитие ребенка. Наиболее актуальным в обучении письму является формирование у первоклассников прочного каллиграфического навыка. Ценностными ориентирами формирования данного качества являются стандарты образования, заложенные в Программе. Но на сегодняшний день у первоклассников наблюдаются трудности в усвоении каллиграфического навыка, обусловленные сложностью системы графических знаков букв, подлежащих усвоению и возрастными особенностями первоклассников. Психологами установлено, что особенностью детей этого возраста является слабо развитая моторика мелких мышц кистей рук и их координация, т.к. окостенение фаланг пясти и запястья рук еще не завершено; а также затруднительно целостное восприятие и воспроизведение образов букв. Это подтверждает и анализ практики, который показывает, что дети в этот период быстро устают, переутомляются, появляются жалобы на боль в руке, нервничают, плачут из-за кривых букв, быстро забывают, как буквы пишутся, появляется чувство неудовлетворения, быстро растет нелюбовь к письму. Создается гигантский барьер в обучении каллиграфическому письму: во-первых - "не хочу", во-вторых - "не могу". Кроме того анализ традиционной методики обучения письму выявляет недостаточность учета смежных наук: дидактики, лингвистики, физиологии, психологии, кибернетики (например, данных о закономерностях движения руки при письме, о закономерностях зрительного распознавания графических знаков как своеобразных форм). Таким образом, возникают противоречия между необходимостью формирования каллиграфического навыка письма и недостаточностью разработанной методикой изучения написания букв, что еще более затрудняет обучение письма.
Под понятием "навык" подразумевают автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Совершенствование навыка зависит от его сложности. Он складывается неравномерно ( для него бывает характерна остановка, задержка-плато). Это связано с утомлением, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением остановки, новыми трудностями. Индивидуальный подход, учет темперамента, способностей, опыта помогают более экономно и продуктивно улучшать навык. На формирование навыка влияет изменение работоспособности в течение недели (в какой день проводятся упражнения), времени суток (утром, днем или вечером). Поэтому овладение новыми и сложными навыками лучше начинать в первой половине дня средних дней недели, а повторение проводить в другое время.
Каллиграфия - это искусство красивого письма. Следовательно, под "каллиграфическим навыком" понимается красивое, четкое, ясное, достаточно уверенное и быстрое воспроизведение букв без нарушений пропорций их элементов по высоте, ширине и углу наклона. Традиционная методика обучения письму исходит из определения термина "прием" как элемента метода, его составной части, отдельного шага в реализации метода.
Вопросом формирования каллиграфического навыка письма посвящено много исследований ученых, педагогов, психологов, таких, как: Выготского Л.С., Желтовской Л.Я., Сухомлинского В.А., Горецкого В.Г. и других. В разработках этих ученых отражены принципы обучения каллиграфическому навыку письма, заложенные в содержании Программы начального образования: наглядности, сознательности, повторности, учета индивидуальных особенностей детей. В основу собственного подхода к формированию каллиграфического навыка письма взят опыт, изложенный педагогами Потаповой Е.Н. и Агарковой Н.Г. Проведенный анализ этих подходов показал, что несмотря на позитивные изменения в системе работы по формированию каллиграфического навыка письма некоторые результаты не могут считаться удовлетворительными. Так, например, в работах Потаповой Елены Николаевны особый интерес представляет прием формирования каллиграфического навыка письма через развитие тактильной памяти: ощупывания букв, вырезанных из наждачной бумаги. Но не учтены особенности детского нерасчлененного восприятия, выражающегося в неумении ребенка вычленять в буквенном знаке отдельные его части (элементы) и их отношения. Исследования Агарковой Нелли Григорьевны посвящены вопросам, отражающим принцип поэлементного изучения букв, основанного на воссоздании конфигурации буквы, т.е. конструировании ее с помощью элементов-шаблонов.
Однако этот опыт не учитывает психологическую особенность формирования образа буквы: у первоклассника понятие графического написания буквы образуется, когда сформировано ощущение, а ощущение формируется через осязание. Возникающие трудности при овладении техникой письма имеют различные причины: и физиологические, и медицинские, и педагогические.
Письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. Уже давно известно, что при поступлении в школу резко меняется образ жизнедеятельности ребенка, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым для него школьным нагрузкам.
Многие психологи справедливо утверждают, что если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер. Ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результаты своего действия. И хотя все эти компоненты еще недостаточно развиты, поведение отличается произвольностью. Он способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворение, преодолеть боль, подчинить свое желание необходимости что-либо сделать. Однако в педагогической работе учителю необходимо учитывать, что, во-первых, существуют индивидуальные различия в волевой готовности детей к школе и, во-вторых, требования к произвольности познавательной деятельности маленьких школьников увеличивать нужно постепенно, по мере того, как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.
Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов, ребенок не способен еще определить долю мышечных усилий при выполнении задания. Даже видя свою ошибку, он не в состоянии ее исправить, несмотря на рекомендации учителя.
Выготский Л.С. подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.[2].
Отношение первоклассников к письму складывается главным образом под влиянием первых упражнений. При успешном решении первых письменных задач обучающийся справедливо гордится своими маленькими успехами как большими достижениями. Он начинает доверять своим силам, с желанием берется за решение более сложных задач, преодолев которые, испытывает радость успешности. Следует отметить, что неудачи вызывают отрицательное отношение к деятельности. Если деятельность доступна, дети сосредоточены и проявляют усилия для достижения цели. Потерпев неудачу, они начинают отвлекаться и забрасывают начатое дело.
Каллиграфически правильное письмо содействует воспитанию навыков культурного труда. Небрежное и неразборчивое письмо ухудшает орфографию школьника; при небрежном письме обучающийся относится к выполнению работ не вдумчиво, не замечает своих ошибок. Неудачное выполнение письменных упражнений в начале обучения часто переживается учеником как доказательство непосильности для него предлагаемых заданий. Он начинает сомневаться в успешности своей деятельности. Считая полученные задания очень трудными, он принимается за их выполнение неохотно, иногда с жалобами, что он не умеет и не знает, что и как надо делать. Если же неудачи продолжаются длительное время, то школьник привыкает к недостаткам своего письма и начинает относиться к ним равнодушно. Поэтому очень важно с первых занятий обучения обеспечить успешность выполнения письменных упражнений всеми обучающимися и на этой основе воспитывать у них правильное отношение к этим упражнениям. Нужно создать педагогически, методически, психологически такую активную развивающую среду, которая, с одной стороны, будила бы дремлющие в ребенке задатки, с другой - поощряла бы их первые проблески успешности. Это не значит отсутствие препятствий и трудностей на пути овладения графическими навыками. Напротив, их наличие ставит ребенка всякий раз перед требованием развить, усовершенствовать, поднять на высшую ступень одну из своих функций. В начале обучения детей письму с шестилетнего возраста в развитии движений, в наращивании их скорости, в управлении движениями остается многое из того, что было еще в более раннем возрасте. Так, скорость письма за первый год обучения не так быстро увеличивается, как у детей 7 лет, и первоначальная скорость письма их ниже, чем у детей 7 лет, тем более что мелкая мускулатура руки еще менее развита, чем более крупные мышцы.
В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что первоначальный период кончается тогда, когда учащиеся напишут последнюю букву в прописи: с окончанием этого периода еще не приобретается ни беглость, ни уверенность в письме.
В процессе обучения дети знакомятся как с графическими приемами, так и с приемами графических навыков письма.
Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет различные движения и приемы.
Приемы, необходимые для письма:
Владение инструментом письма.
Соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее во время письма.
Соблюдение правильной позы, посадки при письме.
Движение руки вдоль строки во время письма.
Приемы письма:
Умение сравнивать образец с результатом письма.
Приемы перевода слова в письменные буквы и печатной буквы в письменную.
Приемы написания букв (без отрыва, с отрывом, сверху, середины и т.д.).
Прием сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв в линиях.
Начало письма. Заполнение строки.
Приемы правильного наклонного письма.
Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению различными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые занимают все внимание ученика, еще будут отрабатываться в течение 2-3 лет.
По мнению С.Штребела, А.Керна, Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.