Урок литературного чтения в 4 классе Г.Х.Андерсен Русалочка


Урок разработала: учитель начальных классов Дрогунова Татьяна Николаевна
Место работы: ВКО, Город Усть-Каменогорск, ГУ «Городская специализированная школа для детей, одарённых в области математики, физики, информатики».
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4, обучается по традиционной программе.
Тема: Ганс Христиан Андерсен. «Русалочка».
Роль и место данной темы в курсе: урок по учебному плану, третий урок в разделе: «Поэтические странички».
Основные вопросы темы: развитие интереса к зарубежной литературе.
Перечень уроков по данной теме: 2
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме: знакомство с биографией Г.Х.Андерсена, его творчеством, чтение и анализ сказки «Русалочка».
Средства обучения (в том числе технические средства обучения)иллюстрации, книги Г.Х.Андерсена, компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебники .
Использование компьютера при подготовке учителя уроку: создание презентации с целью знакомства детей с биографией и творчеством Г.Х.Андерсена, развития техники чтения, расширения поля зрения, выполнение творческой работы.
Ожидаемые результаты обучения: пробудить интерес к чтению книг Г.Х.Андерсена, уметь отличать стиль написания сказок этим автором.
Урок литературного чтения 4 класс.
Тема: Ганс Христиан Андерсен. «Русалочка».
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством писателя; обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Ганса Христиана Андерсена “Русалочка”.
Обучающая: Совершенствовать формы работы в парах, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, учить анализировать поступки героев.
Развивающая: Развивать умение делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Развивать внимание, интерес к литературе, навыки сотрудничества; монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы; память, абстрактное и логическое мышление, воображение.
Воспитывающая: Воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах.
Методы и приемы обучения:
Организация труда в парах.
Фронтальная работа.
Демонстрация наглядных пособий.
Викторина.
Технологии: интерактивная технология, технология педагогики сотрудничества, технология критического мышления, технология индивидуализации и дифференциации обучения.
Оборудование:
Карточки для викторины
Индивидуальные карточки по словарной работе.
Индивидуальные листочки для работы на уроке, оформленные в соответствии со сказкой.
Индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
Физическая карта мира.
Портрет сказочника.
Выставка книг Г.Х. Андерсена.
Музыкальный фон для минуток релаксации.
Иллюстрации к сказкам.
Книга Н.А.Веригиной «Тестовые задания по литературе».
Презентация у уроку.
Фрагмент мультфильма по мотивам сказки “Русалочка».
Средства ТСО: компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор.
Предварительная работа: подготовка учеников к чтению по ролям, индивидуальному чтению сказки по частям.
Ход урока.
Ход урока. № слайда
I.Организация класса. (1мин)
- Проверьте готовность к уроку.
- Урок литературы сегодня пройдёт под девизом: Ганса Христиана. Андерсена:
«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».
II. Постановка цели и задач урока. (1 мин)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного сказочника Г.Х. Андерсена и его сказкой «Русалочка». (Оформление записи в тетрадях)
Ваша речь на уроке должна быть:
(Хоровое чтение с доски)
Обдуманной
Последовательной
Содержательной
Четкой
Правильной
В меру эмоциональной
В меру быстрой
III. Вводная беседа. (3 мин)
- Посмотрите внимательно на изображение этого памятника.
(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)
- Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?
- Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.
- А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?
- Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
- Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека.
- Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.
- Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки. (Относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой)
- Над этим произведением мы будем работать в течении двух уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.
IV.Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена (9 мин)
- Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста. Это Дания. Маленькая северная страна, с трех сторон окруженная морем, пленяет нас потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира. (Работа по физической карте мира. Определение местоположения Дании по отношению к Казахстану)
-Родился Ганс Христиан Андерсен 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был башмачником, мать – прачкой. Мальчик посещал школу для бедняков, а когда ему исполнилось 13 лет переехал в Копенгаген, где пытался стать певцом и балетным актёром.
-А это набережная, на которой располагался дом Андерсена.
-А это его рабочий кабинет. Обратите внимание на обстановку кабинета и на самого хозяина. Что вы можете сказать?
-В чём же своеобразие сказок Андерсена? С одной стороны писатель необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения. Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них роль рассказчика. В некоторых сказках автор и рассказчик сливаются воедино, что необходимо Андерсену для придания оттенка достоверности происходящему.
-Герои сказок Андерсена узнаваемы с раннего детства. Викторина. По описанию назвать героя и сказку, в которой он живет. ( Работа по карточкам. Индивидуальное чтение у доски)
«Он носил чёрную бархатную шубу, был очень богат и учён; но он совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно…» (Крот, «Дюймовочка»)
«Он некрасив, но у него доброе сердце; он вырастет, похорошеет, возмужает и пробьёт себе дорогу…» (Гадкий утёнок, «Гадкий Утенок»)
«Птичка прыгала вокруг неё и распевала. "Ах, какая славная мягкая
травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым
сердечком!"» (Ромашка, «Ромашка»)
«Все они были совершенно одинаковы, кроме
одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие, на двух» (Стойкий оловянный солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)
«Мой путь ведет через дымовую трубу! Хватит ли у тебя мужества залезть со мной в печку, а потом в дымовую трубу? Там-то уж я знаю, что делать! Мы поднимемся так высоко, что до нас и не доберутся. Там, на самом верху, есть дыра, через нее можно выбраться на белый свет!» (Трубочист, «Пастушка и Трубочист»)
«Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали…» (Дюймовочка, «Дюймовочка»)
«Ай! - вскрикнул вдруг Кай. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было». (Кай и Герда, «Снежная Королева»)
«- Все еще мерзнешь? - спросила она и поцеловала его в лоб.
У! Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным». (Снежная королева, «Снежная Королева»)
- Бессмертные персонажи сказок Андерсена живут сегодня в Дании и на всем земном шаре. Не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого датского сказочника. Это – Международная золотая медаль Х.К. Андерсена.
-Так же, как и его слова из сказок, ставшие афоризмами:
« А король-то голый!»
«Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься».
«Как добры все люди и животные!»
«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»
« Я слишком тонка, я не создана для этого мира!»
-Итак, пришла пора познакомится со сказкой «Русалочка». Но сначала вопрос: Какие ассоциации у Вас рождаются к слову «море»? ( Вода, скалы, раковины, камни, жемчужины, корабли, паруса, солнце, кораллы, прилив, отлив…) Задание: отметьте для себя, какие слова и словосочетания встретятся в тексте.
V.Словарная работа. (5 мин)
- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.
(на карточках записаны слова и их значение)
Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Устрицы – морской моллюск.
Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.
Снасти и реи – детали корабля.
Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.
Валторна – духовой музыкальный инструмент.
Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.
Пучина – морская глубина.
Владычить – хозяйничать.
Ил – вязкий осадок на дне водоёма.
Снадобья – волшебные средства.
Муслин – лёгкая и тонкая ткань.
Штиль – полное безветрие на море.
Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.
Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.
VI.Работа над сказкой. (10 мин)
- Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.85-86).
- Где разворачивается действие сказки? (в море)
- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? (о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)
- Как вы думаете, кто была младшая внучка? (русалочка, героиня сказки)
- Как мы можем озаглавить первую часть? (Подводный мир)
- Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.86)
- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. (бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность)
- Какой праздник отмечали на корабле? (день рождения принца)
- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? (да, потому-что на корабле было красиво и ей понравился принц) Как мы можем озаглавить вторую часть? (Прекрасный принц)
- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?
- Читаем третью часть сказки (читает учитель) (до слов «Всё больше и больше…» с.86). (Просмотр фрагмента мультфильма « Русалочка» о крушении корабля и чудесном спасении принца).
- Почему Русалочка спасла именно принца? (Она была влюблена в него с первого взгляда)
- Рисковала ли при этом Русалочка собственной жизнью? (Да) Прочтите отрывок, в котором об этом говорится.
- Где очутился принц после спасения? (На утёсе у церкви или монастыря)
- Кто первым нашёл принца на берегу? (Молодая девушка)
- Как мы можем озаглавить третью часть? (Спасение принца)
VI.Минутки релаксации. (Музыкальное оформление) (3 мин)
- Выходим в открытое море.
- Нас качают волны.
- Зачерпнём горсть жемчужин со дна океана.
- Опустим их. Они медленно и плавно опускаются на дно.
- И мы так же медленно и плавно опускаемся.
- А теперь приложите ладошки ко лбу. Чувствуется холодок морских камушков? А может быть, у кого-то камушки оказались тёплыми?
- Прижмите уши ладошками и вы услышите, как шумят морские ракушки.
VII. Продолжение работы над сказкой. (7 мин)
Чтение пятой части по ролям. (с.86-88)
- Как мы можем озаглавить эту часть? (Осуществление мечты Русалочки: быть человеком)
Задание на дом. (Задание по выбору) (1 мин)
Дочитать сказку до конца. (Обязательное)
Составить и записать в тетрадь по два вопроса по содержанию прочитанного. (Развивающего и репродуктивного характера)
Поделить третью часть на части и озаглавить их.
Пересказать третью часть.
Выполнить первое задание по орфоэпии по книге «Тестовые задания по литературе» Н.А.Веригиной с.48 (Обязательное)
Итог урока. (5 мин)
- Какая это сказка? (Волшебная, Литературная, авторская)
- Какова тема сказки? (Любовь)
– Как вы думаете, правильно ли она поступила? Как бы вы поступили на ее месте?
- Почему Русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что ее мечты не сбылись?
Знакомство с выставкой книг. Угадать какие предметы и из каких сказок Г.Х. Андерсена попали в «Бюро находок».
Тестовое задание:
Момент наивысшего напряжения в развитии действия называется:
а) развязка б) кульминация в) завязка г) экспозиция
Выбери главный признак литературной сказки:
а) автор сказки — народ
б) главный герой всегда «положительный»
в) автор сказки — реальный человек
3. Как называется в литературе описание лица, фигуры, одежды, жестов героя:
а) портрет б) пейзаж в) персонаж
В награду за волшебный напиток морская ведьма забрала у Русалочки:
а) волосы б) нога в) жизнь г) голос
5. Выбери верные утверждения:
а) Русалочка была самой весёлой из сестёр.
б) Русалочка очень обрадовалась, когда корабль стал разваливаться на части.
в) Принц мог спастись сам, без помощи Русалочки.
г) Русалочка поплыла домой. Как только положила принца на песок.
д) Ведьма предупредила , что с первой зарёй после женитьбы на другой Русалочка станет морской пеной.

№1


№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9, №10
№11
№10