Урок литературного чтения Г.Х. Андерсен Русалочка


Дата: 26.04.16
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4А
Учитель: Годунова Любовь Николаевна
Руководитель практики: Жданова Татьяна Викторовна
Студент: Тараненко Юлия
Тема: Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Г. Х. Андерсена; учить детей анализировать текст, делить его на части.
Задачи:
Образовательные: познакомить с творчеством писателя; обеспечить целостное восприятия и осмысление текста; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи. 
Развивающие: развивать слух, развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей. Воспитательные: формировать ответственное отношение за результаты учебного труда; воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: умение находить в прочитанном тексте ответ на поставленный вопрос, воспринимать на слух художественное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделения в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: понимание особенностей художественного текста и выражение своих чувств.
Средства обучения: Учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., компьютер, презентация.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯМотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.
-Писатель Фазиль Искандер сказал: «Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых». (слайд 1)
-Как вы понимаете смысл этой фразы?
-Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. -Приветствуют учителя.
-Размышляют.
-Рассуждают: процесс чтения очень важен, но процесс понимания прочитанного имеет гораздо большую значимость. Без понимания того, что ты прочёл, – прочтённая информации обесценивается.
2. Актуализация знаний.
-Проверка домашнего задания:
На прошлом занятии вы работали над произведением Джонатана Свифта «Гулливер в стране лилипутов».
Теперь вам нужно ответить на мои вопросы:
-О каком приключении Гулливера рассказывал Свифт? Была ли знакома герою страна, в которую он попал? Почему ты так думаешь?.-Что ты думаешь о Гулливере? Каким был герой; добрым, мстительным; способным к состраданию? Докажи отрывками из текста.
-Какие слова позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера? Зачитай отрывок из текста
-Как ты думаешь, человечки были трусами? Докажи словами из текста. Отвечают на вопросы.
-О путешествии Гулливера в Лилипутию. Эта страна была ему не знакома, потому что, очнувшись, он был очень удивлён и не понимал, где он находится.
-Гулливер был добрым героем и способным к состраданию. «Ему очень хотелось сбросить с себя десяток-другой этих маленьких прыгунов, мешавших ему спать, но он пожалел их».
-«Человечки заметались и бросились врассыпную. На бегу, они спотыкались и падали, потом вскакивали и один за другим прыгали на землю. Минуты две-три никто больше не подходил к Гулливеру»; «Они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя…»
-«К тому же Гулливер не мог не удивляться необыкновенной храбрости этих крошечных людей, бегавших взад и вперёд по груди великана, которому бы ничего не стоило уничтожить их всех одним щелчком».
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Ребята, посмотрите на доску (слайд 2)
РСУАЛЧОАК
-Какое слово здесь зашифровано?
-Как вы думаете, что обозначает это слово?
Русалочка-(русалка) - слово произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков. Вследствие сближения со словом русло – русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо. Сказочный персонаж.
-Знаете ли вы, кто написал эту сказку?
-Сказку «Русалочка» написал Г.Х. Андерсен.
Г.Х. Андерсен – знаменитый датский писатель, родился
2 апреля 1805 г. в Одензе, на острове Фионии, где жил его отец, бедный сапожник. В Копенгагене во время обучения в гамназии он уже обратил на себя внимание публики . Он был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться в школе в городке Слагельсе из-за доброго к нему отношения, видя его желание, а затем в другой школе в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80" \o "Эльсинор"Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе, как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения . В 1827 году Андерсен завершил учёбу. Он писал драматические произведения, оперы, пьесы и т.д. для театра. В 1835г увидели свет «Сказки, рассказанные детям». Андерсен, прославившийся несколькими «взрослыми» сочинениями не мог и подумать, что именно сказки - столь несолидный жанр – сделает его имя всемирно любимым. Сказки Андерсена много раз переводились и воссоздавались на русском языке.
Словарная работа (слайд 3)
Кораллы – (1) морской полип, живущий большими колониями на возвышенностях морского дна; (2) ярко-красный, розовый или белый камень.
Янтарь – окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев.
Сан – звание, связанное с почётным положением.
Фейерверк – во время торжеств, празднеств – высоко взлетающие из ракеты декоративные огни.
Вал – (1) длинная земляная насыпь; (2) очень высокая волна.
-Текст произведения очень большой, поэтому мы разобьём его на части (слайд 4)
Ι часть. Морская семья.
До слов «Когда она подняла голову над водой …» на с.169.
ΙΙ часть. Прекрасный принц.
До слов «Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса» на с. 171.
ΙΙΙ часть. Страшная буря.
До слов «К утру буря стихла» на с. 172.
ΙV часть. Принц спасён.
V часть. Тоска русалочки.
VΙ часть. Наблюдение за принцем.
VΙΙ часть. Какая она – человеческая жизнь?
VΙΙΙ часть. Морской бал во дворце.
Физкультминутка
Чтение текста.
-Откройте учебник на стр. 167
-Я начну чтение сказки, вам нужно следить за мной по тексту, после того, как я остановлюсь, я вызову другого человека. -Русалочка
-Название произведения, которое мы будем изучать.
-Предположения детей.
-Слушают сообщение о писателе.
-Читают слова и их значение, осмысляют, запоминают.
-Изучают план текста.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Выборочное чтение по вопросам.
-Где жила Русалочка?
-Чего Русалочка хотела больше всего на своё 15- летие?
-Что Русалочка увидела над водой?
-Кого Русалочка увидела на корабле?
-Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают.
-Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают.
-Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают.
-Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Найдите и прочитайте отрывок текста, в котором описывается буря. -Выполняют задание.
-Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- С каким писателем вы познакомились на уроке? Что вы о нём узнали?
-С каким произведением начали знакомство?
- С какими героями вы познакомились? -Г.Х.Андерсен, рассказывают запомнившиеся факты из биографии писателя.
-Русалочка
-Русалочка, морской царь, принцессы, бабушка, принц.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел… (Слайд5)
Домашнее задание: перечитать то, что читали в классе стр.167-172. Продолжают предложения.
Записывают домашнее задание.
Учитель:
Руководитель практики:
Отметка: