Урок по литературному чтению на тему: Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине».

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине».
Цель: осмысленная работа с текстом.
Задачи: Закрепить знания содержания авторских сказок. Отрабатывать технику чтения. Развивать навык сопоставления слова и его смысла.
Продолжать учить давать сформированный ответ на поставленный вопрос.
Воспитывать способности работы в коллективе.
Учить определять позитивные и положительные предпосылки в произведениях.
Развивать интерес к самостоятельной познавательной деятельности.
Формировать навыки исследовательской работы.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, выставка книг, рисунков.
1.Организационный момент Слайд 1
2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2
А)- Прочитайте. Б. Гримм, А.Барто,Г.Андерсен,Ш.Перро)
-Назовите, кто лишний?
-Почему?
-Что объединяет других авторов?
-Сегодня предстоит удивительная встреча. С кем из сказочников мы встретимся узнаем чуть позже.
Б) Инструкция работы в группах.
-Отгадать из какой сказки отрывок?
-Сообщить биографию Г.Х.Андерсена.
-Познакомить учащихся со сказкой «Принцесса на горошине».
3.Проверка домашнего задания. Слайд 3
1) -Мы уже отгадали слово « сказочник». Теперь угадайте, из какой сказки отрывок?
Он на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться, голова сама собой клонится к подушке и они засыпают. А как только дети уснут, он садится к ним на кровать, на самый краешек и раскрывает зонтик. ( Оле-Лукойе)
-А какой зонтик мог открыть» Оле-Лукойе»?
Мальчик рос так быстро, что родители ахали: где для ребенка напастись одежды, да обуви? Может быть, именно, тогда пришла ему в голову мысль, что хорошо бы навсегда остаться маленьким мальчиком, чтобы спать в ореховой скорлупе, укрываться лепестком розы. Подобные мысли через много лет не воплотились ли в сказке? (Дюймовочка)
А вы догадались кто этот мальчик?

-Кай ,милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!
Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела.
Розы цветутКрасота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.(Снежная королева)

-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль...
-Я ем свой, а ты подальше стой.
_ Дай мне рыбки.
-Налови сам, да и ешь.
-Да я не умею.
-Эка! Ведь я же наловила. Ты куманек, ступай на реку ,опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: Ловись, рыбка, и мала и велика ,ловись, рыбка, и мала и велика! Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь.(Лиса и волк)
- Какая сказка лишняя?
-А вы догадались с каким сказочником нам предстоит встреча на уроке?
4. Новая тема. Слайд 4
- Сейчас о Гансе Христиане Андерсене расскажут ребята.
-Начинаем путешествие в Данию к великому сказочнику, известному во всем мире. Посмотрите на портрет .
-Что можно сказать об этом человеке?
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 год в городе Оденсе, на острове Фюн. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему ,украшая их, и рассказывая в новом виде. Любил с детства петь, читать стихи, мечтал стать актером.

В 15 лет Андерсен принялся умолять мать позволить искать ему счастья в Копенгагене. Он хотел стать актером. Пробовал себя на сцене, учился в гимназии, закончил университет. Во время учебы опубликовал несколько стихотворений, писал романы. Много путешествовал по странам Европы, Азии, Африки. Когда Андерсену исполнилось 25 лет,к нему пришла слава, только вначале за границей, а потом на Родине.
-Сказки датского писателя стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей земли. День рождения сказочника объявлен Международным днем детской книги.(выставка книг)
Вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини из самых чудесных сказок Ганса Христиана Андерсена.
Между Балтийским и Северным морями лежит старое лебединое гнездо, и зовется оно Дания; в нем рождались и рождаются лебеди, имена которых никогда не умрут»-так писал Андерсен.»Лебедями называл датский сказочник своих прославленных соотечественников.»Прекрасным лебедем «земли датской был и сам Андерсен.
Физ.минутка
Слайд 5 Слова учителя.
- Мы с вами только входим в сказочный мир Андерсена. 170 сказок Его творения хранят множество загадок и тайн, которые попытаемся раскрыть. Главное научиться стать внимательными читателями.
-А что значит внимательный читатель?

Словарная работа. (внутри каждой группы) Слайд 6
Работа в группе. Слайд 7
- На столах карточки со словами значение которых могут быть кому-нибудь не понятными .
-Найдем для каждого слова его значение.

-мешок набитый сеном и служащий матрасом
-мешок набитый пухом или перьями
-музей, собрание редкостей диковинных предметов
-пух птицы гаги
-дочь короля и королевы
-открывать
-доказывала
-отдыхала, спала



Принцесса
Отпирать
Тюфяк
Перина
Гагачий пух
Почивала
Кунсткамера
Уверяла
Чтение сказки Г.Х .Андерсена «Принцесса на горошине» следующей группой.
Фронтальная работа.
-Понравилась ли вам сказка?
-Чем?
-Назовите главные действующие лица.
-Прочитайте.
-Какой перед нами предстала принцесса?
-Была ли она похожа на принцессу?
-Что помогло определить, что принцесса настоящая?
-Почему ей плохо спалось?
-Чем принцесса отличается от простой девушки?
-В чем заключен вымысел данной сказки?
-Как вы думаете, какую роль сыграла горошина в жизни принцессы?
5) Закрепление изученного материала. Слайд 8
-Чему учит сказка?
Работа в группе. Жетоны (горошины со значением) возьмите и соберите фразу. Прочитайте.
Нельзя по внешнему виду определять сущность человека.
Не надо искать счастье далеко от родного дома, оно может быть где-то рядом.
Доброту и сочувствие всем, кому плохо.
6 Рефлексия. Слайд 8
-Что узнали нового на уроке?
-Чему научились?
7)Домашнее задание: Слайд 9
-прочитать сказку
-нарисовать иллюстрацию
-придумать свой способ проверки настоящего принца