Общешкольное родительское собрание на тему Психологические особенности подросткового возраста


Общешкольное родительское собрание
«Психологические особенности подросткового возраста»
Подростковый возраст (англ. teenage period,adolescence)— период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Синоним - отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. Границы условны. Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в неуправляемых, грубых.
Особенности психологии подростков, прежде всего продиктованы физическими изменениями, а проще говоря, половым созреванием. Причем возрастная психология девочек и мальчиков-подростков мало чем отличается, за исключением того, что у девочек все процессы происходят чуть раньше. Физически мальчики и девочки начинают все больше отличаться друг от друга, а вот психологические проблемы – общие и не зависят от половой принадлежности.
В этом возрасте мальчики более прямолинейны, более определены, их легче понять, спокойнее в плане эмоционального возбуждения, преобладает абстрактное, отвлеченное мышление, больше бескорыстности. Отрицательными моментами у мальчиков в данном возрасте является низкий уровень учебных достижений (в основном из-за поведения, чаще пропускают занятия без уважительной причины, менее усердны, демонстрируют свое негативное отношение к правилам.Девочки же физически зрелы, ценят доверительность и откровенность, плачут от физического дискомфорта, более аккуратны, преобладает интуиция, в бытовой сфере преобладает стремление к порядку и чистоте. В то же время корыстны, склонны поучать, наставлять, стремятся к лидерству, стремятся к получению более высокой оценки.К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки способны застревать в положении «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя от взрослых.
Факторы становления агрессивных форм поведения:
1.низкий социально-экономический уровень
2.различные отклонения в семейном воспитании
3.компьютерные игры
4.телевизор
5.влияние социума
6.взаимоотношения со сверстниками
Признаки переходного, кризисного возраста:
неуверенность в себе, своей внешности, сильное беспокойство по поводу мнения окружающих;
«юношеский максимализм» - категоричность в суждениях, самонадеянность;
перепады в поведении и полярность психики: сочетание внимательности и безразличия, стеснительности и наглости, общительности и замкнутости, мечтательности и цинизма и т.д.;
тяга к получению максимума информации по интересующей теме при быстрой смене объектов интереса, бессистемности.
Эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв «что-либо» для быстрого улучшения настроения. Все это опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
Конечно терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Но всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом помогут следующие правила поведения в ранней ситуации:
1.Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из под вашей опеки.2.Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4.Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас родителей.
6.Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
У особенно ранимых и чувствительных подростков в таких случаях могут возникнуть мысли о суициде.
По статистике самоубийство чаще всего совершают подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Ошибочно думать, что суицид среди подростков – удел выходцев из неблагополучных семей. Чаще всего к такому деструктивному поведению склонны дети из внешне благополучных семей. Но что же толкает их на такой ужасный шаг?
Причины суицида у подростков
Безответная любовь. Да, она может случиться и в 10 лет. И для девочки (или мальчика) станет настоящей трагедией то, что предмет обожания не смотрит в ее сторону. Разумные доводы о том, что «таких Саш будет еще миллион» не воспринимаются, ребенку все равно, что будет в будущем, он живет здесь и сейчас. Подростки склонны к максимализму, им нужно все или ничего. Если они не могут получить желаемого – выбирают «ничего»…
Бессилие. Если подросток попадает в сложные обстоятельства, бороться с которыми он не в состоянии, он может выбрать суицид как способ решения своей проблемы.
Привлечение внимания. Если ребенок одинок и обделен вниманием, он может попытаться привлечь его к себе таким вот образом. Зачастую, руководствуясь такой причиной, подросток может инсценировать попытку самоубийства, поскольку на самом деле смерть в его планы не входит.
Манипуляция. С целью манипулировать близкими также часто происходят ложные, демонстративные попытки уйти из жизни. «Вот умру - и вы поймете, как были неправы», думает ребенок. Если такие попытки и доходят до реальной смерти, то только в случае неосторожности.
Ощущение собственной ненужности. С ним чаще всего сталкиваются ранимые подростки, с тонкой душевной организацией. Их сложный внутренний мир тяжело понять взрослым, ровесники не принимают его и считают изгоем.
Когда близким стоит быть особо внимательными?
Подростковый суицид может быть как спланированным, продуманным, так и спонтанным, аффективным. Часто ему предшествуют следующие проявления:
Ребенок замкнут, у него нет друзей и он не откровенен с родителями.
У ребенка вдруг появляется апатия и равнодушие ко всему.
Ребенок склонен к ипохондрии, придумывает себе «страшные» болезни.
Ребенок рисует в воображении картины и спрашивает о том, что будет, когда он умрет.
Каждому ребенку нужно, чтобы его любили, признавали. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно критикуют и муштруют, то у него самооценка оказывается низкой. Поэтому нужно постоянно поддерживать самооценку ребенка, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
Безусловно принимать его.
Активно слушать его переживания и потребности.
Бывать вместе (читать, заниматься )Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
Помогать, когда просит
Поддерживать успехи
Делиться своими чувствами (значит доверять)
8.конструктивно решать конфликты
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, «Мне хорошо с тобой», «Мне нравится ,как ты..», «Ты, конечно, справишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…» и др.
Как можно чаще обнимать его, но не «затискивать»
И в заключении своего выступления напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока:
« Любите вашего ребенка, таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».