Методическая разработка Предметная неделя русского языка и литературы 2015-2016



Методическая разработка
Неделя русского языка и литературы 2016




Содержание

1.Пояснительная записка
2.Методические разработки уроков и мероприятий
3.Фотоотчет
4.Итоги предметной Недели
5.Литература



1.Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности преподавателя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать обучающихся своим предметом, сделать его любимым. Предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку и литературе, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Цель методической разработки: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной Недели по русскому языку и литературе, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи:
определить содержание предметной Недели ;
выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку и литературе при проведении предметной недели.
Теоретическая значимость: теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка и литературы, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.
Практическая значимость: результаты предметной недели могут быть внедрены и уже находят отражение в практике преподавателей колледжа при проведении уроков и внеклассных мероприятий.


Основное содержание предметной недели:
Содержание предметной Недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.
Мероприятия предметной Недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций .Неделя русского языка и литературы – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предметам. Это Неделя творчества, своеобразный праздник.
При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность обучающихся, наличие у них интереса к русскому языку и литературе.
Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к обучающимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности обучающихся на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка и литературы, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.



Задачи предметной Недели:
совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка и литературы.
Механизм реализации :
Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете колледжа и утвержденным директором.
План подготовки и проведения предметной недели утверждается не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
Организатором предметной недели является МЦК общеобразовательных дисциплин во главе с руководителем.
Участниками предметной недели являются преподаватели, обучающиеся, мастера производственного обучения.


В рамках предметной Недели проводятся следующие мероприятия:
открытые уроки по русскому языку и литературе;
выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;
конкурсы презентаций, рисунков, сочинений, рефератов;
внеклассные мероприятия по основной тематике недели.
Проведение предметной Недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией.
По окончании предметной Недели на заседании МЦК общеобразовательных дисциплин проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий
Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.
Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей обучающихся.
Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности.
Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.


Тематика предметной Недели: «С книгой жить — век не тужить».
Девиз предметной недели: “Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир!”
Форма проведения: пять тематических дней недели, посвященных творчеству русских писателей 19 и 20 века.
Награды победителям:
победителям в отдельных конкурсах – дипломы;
активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио.
Подготовительный этап
Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании МЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин . Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих преподавателей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по русскому языку и литературе. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждой ученической группы колледжа. Энтузиазм преподавателей, желание заинтересовать обучающихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников.



Ресурсы, необходимые для проведения предметной Недели:
Обеспечение организационных условий (создание творческой группы).
Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для проведения предметной недели).
Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач).
Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения проведения предметной недели, различных методических памяток и рекомендаций).
Обеспечение рефлексивного пространства для преподавателей: (создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам проведения предметной недели).
Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).
Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, методикой проблемного обучения, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).


Целевая аудитория
Неделя русского языка и литературы осуществляется на основе следующих принципов:
принцип добровольности: обучающиеся колледжа участвуют в предметной неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает обучающихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.
принцип массовости: желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди студентов колледжа возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком и литературой.


Ключевые участники
Обучающиеся:
продемонстрируют свои творческие достижения по предмету;
блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка и литературы;
откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;
найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.
Преподаватели:
создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих обучающихся;
помогут студентам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
Студенческие группы:
проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
получат эффективную образовательную среду;
заявят о себе в образовательном пространстве школы.
Администрация:
проведет мониторинг уровня профессионализма преподавателя;
получит материалы об опыте преподавателя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;
пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.


5. Литература
Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 2010.
Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 2000.
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2014.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
http://www.bibliofond.ru/http://www.bestreferat.ru/http://festival.1september.ru/

План мероприятий Недели
1.Понедельник 25 января2016г.
Открытие Недели. Сбор актива, распределение обязанностей.
2.Вторник 26 января 2016г.
Открытый урок по литературе по рассказу А.П.Чехова « Ионыч».
Преподаватель С.А.Бобряшова , группа ТО1-14.
3.Среда 27января 2016 г.
Открытый урок по литературе по рассказу Н.С.Лескова « Очарованный странник».
Преподаватель И.А.Абрамова , группа Д-15.
4.Четверг 28 января 2016 г.
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству С.А.Есенина.
Преподаватель Бобряшова С.А., группа А3-14.
Открытый урок по литературе по любовной лирике Ф.И.Тютчева
Преподаватель Кушнарева А.В., группа А2-15.
5.Пятница 29 января 2016 г.
Конкурс ученических презентаций.
Преподаватели: Абрамова И.А.,Кушнарева А.В.
Закрытие Недели, подведение итогов, награждение победителей.


Итоги Недели русского языка и литературы
Неделю проводили преподаватели русского языка и литературы Абрамова И.А., Бобряшова С.А. , Кушнарева А.В.
Программа предметной недели была разнообразной, учитывались пожелания обучающихся и их способности. Подготовительная работа велась заранее. Цели и задачи предметной недели достигнуты.
Наиболее активные участники:
гр. А4-14, гр. ТО1-15, гр. ТО2-15, гр. А2-15, гр. Д-15
Самые удачные моменты:
Считаем, что вся предметная неделя прошла успешно. Обучающиеся узнали много нового и интересного.
Пожелания на 2016-2017год:
Предметную неделю следует проводить ежегодно, так как она развивает читательские способности обучающихся и развивает интерес к русскому языку и литературе.