Обобщающий урок по теме Местоимение


Урок русского языка, 4 класс
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала
Цель:
Обобщить знания учащихся о местоимениях;
Задачи
Образовательные:
обобщить знания учащихся о местоимениях:
обучать правильному употреблению местоимений в речи;
Развивающие:
развивать память, мышление, внимание;
развивать устную и письменную речь учащихся;
развивать навыки орфографической зоркости;
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету;
формировать навыки сотрудничества, учебную активность учащихся;
Учащиеся должны уметь:
- отличать местоимение от других частей речи по их основному признаку;
- вставлять в предложения подходящие по смыслу местоимения;
- заменять в тексте имена существительные местоимениями;
Оборудование: карточки, слайды, видеофильм «Распускание цветов», аудиозапись Э. Грига «Утро»
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
- Лёгким или трудным вы считаете урок русского языка?
-Почему?
- А зачем нужно изучать русский язык?
- Что вам легче делать на уроке русского языка? Почему?
- Что труднее всего? Почему?
- Что нужно знать и уметь, чтобы писать грамотно?
- Тогда давайте сначала мы вместе повторим то, что вам уже известно, затем потренируем ум, и, наконец, вытащим из тайников памяти всё ценное, что может пригодиться для прочного усвоения знаний и умения использовать их при выполнении различных заданий.
- Справимся мы с вами?
- Итак, в путь, я в вас уверена!
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы (3 мин)
- Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи.
- Первое испытание:

Слайд 1

- Прочитайте слова. Что вы заметили?
(Здесь слова разных частей речи. Есть союзы – а, но и предлоги – в, на.
Есть существительное – нос. Два глагола – мни и мнём. А остальные – местоимения)
- Замечательно. Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить.
Давайте запишем эти местоимения в тетрадь.
III. Минутка чистописания. (5мин)
- Какое первое? (Я)
Дети называют местоимения, учитель записывает их на доске, а дети повторяют узор за учителем.
я он ты на мы
тебя мне тот эта
IV. Словарная работа (3мин)
- Второе испытание.
- Отгадайте загадки и напишите отгадку вместе с местоимением, которым она заменена в тексте.
Они бывают разные –
Зелёные и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.
(Вагоны – они)
Маша знала слов не мало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят …
(Спасибо - оно)
Неизвестно, чем он горд,-
Тем ли, что имеет горб?
Он – как памятник себе,
Только листик на губе.
(Верблюд - он)
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдёте вы.
(Червя – меня)
Я реке и друг, и брат,
Для людей трудится рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!
(Канал – я)
- Молодцы! Вот мы и в гостя. Местоимения пустили нас. У них ещё много
заданий для нас.
- Справимся? (Да)
V. Тема урока (10 мин)
- Что такое местоимение?
(Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. А ещё местоимение указывает на признаки предметов, то есть на существительные или прилагательные)
- Приведите примеры.
У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето.
Местоимение они указало на цветы – на предмет.
Такие же цветы мы посадили на даче.
Такие же красивые, как у дома – такие же указал на признак, вместо имени прилагательного.
- С этим заданием вы тоже справились! Теперь следующее.
Третье испытание.
- Слушайте меня внимательно. Я называю местоимения, а вы вспоминаете всё то, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы.
(Это личные местоимения, они указывают на лицо.)
- Сколько лиц у местоимений вы знаете?
(Три: первое – это сам говорящий, второе лицо – собеседник, третье лицо – человек, не участвующий в речи.)
- Назовите местоимения первого лица.
(Я, мы)
- Второго. (Ты, вы)
- Третьего. (Он, она, оно, они)
- А что ещё вы знаете о личных местоимениях?
(Личные местоимения изменяются по числам: я –единственное число, а мы – множественное число.
Местоимения третьего лица изменяются по родам: он – мужской род, она – женский род, оно – средний род. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются).
- Умнички!
VI. Физкультминутка. (3 мин)
Звучит в записи музыка Э. Грига «Утро». Демонстрируется фрагмент из видеофильма «Распускание цветов».
- В какое время года такое можно увидеть?
- Цветы – это дети природы. Глядя на них, мы испытываем восторг, радость, желание их защитить. Вот и вы для своих родителей цветы, которые подросли, распустились и доставляете радость.
Давайте отдохнём и попробуем выполнить движения, подобные цветам, чтобы из вас получился целый «букет».
Дети сидят на корточках, обхватив колени. Голова опущена. Медленно и плавно встают на носочки, поднимают руки и голову вверх и тянутся к солнышку.
Нежный маленький бутон,
Свёрнут туго – туго он.
Солнце луч ему протянет –
И бутон гвоздикой станет.
- Какие местоимения услышали в стихотворении?
- А сейчас – сюрприз. Местоимения приготовили вам «хитрые вопросы».
В тетрадь вы запишите только местоимения, которые спрятались в ответе.
Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки чистые?». Таня ответила четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы – мы – ты)
Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? (Ты – к – вы)
Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О –на)
Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он)
Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? (За – я – ц)
Какие местоимения одинаково читаются справа и слева? (Оно, тот)
Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? (Те)
- Какие местоимения вы записали?
(Они, вы, мы, ты, ты, вы, она, он, я, оно, тот, те)
- А теперь посмотрите на эти местоимения. Что вы заметили?
(Местоимения те, тот – не личные, а указательные)
- Я прочитаю вам стихотворение А.Фета, а вы внимательно слушайте и назовёте услышанные указательные местоимения:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света.
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
- Какие местоимения услышали?
(Это, эта, этот, эти)
- Хотя основное занятие всех местоимений – указывать на все предметы и признаки предметов, а в старших классах вы узнаете, на что ещё указывают местоимения, - только одна группа местоимений называется указательными.
Вы можете назвать ещё какие – нибудь указательные местоимения?
(Те, тот, такой, там, тут)
- Следующее испытание:
- Но прежде чем вы будете выполнять, вспомните всё про правописание местоимений.
(Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимениями пишется отдельно. Ещё к местоимениям его, им, ему, ей, их, ею, ими после предлогов добавляется н. Например, к нему, у неё)
- Замечательно.
VII. Самостоятельная работа. «Исправь ошибки».
Дидактическая задача.
- А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будем по вариантам.
(Класс делится на три варианта)
Работа по карточкам
- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок.
Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. У их были удочки и наживка. Они поймали много их.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут наташа. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
Составление предложений
- Составьте и запишите предложение с местоимениями: меня, мной (мною), обо мне.
Коллективная работа
- Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения
Слайд 2


- Определите лицо, число и падеж этих местоимений.
VIII. Обобщение знаний.
- Закройте глазки, положите голову на парту и вспомните всё – всё, что мы знаем о местоимении
- Назовите все сходства и все различия местоимения и существительного.
- Существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
- Местоимение указывает на предмет – это отличие, отвечает на вопросы кто? Что? – это сходство.
- Существительное имеет род, изменяется по падежам и числам.
- Местоимение тоже изменяется по падежам и числам, но не имеет рода, кроме он, она, оно.
-Так какое же главное различие?
- Местоимение указывает на предмет, но не называет его. А существительное обозначает предмет.
В результате работы появляется таблица
Слайд 3


IX. Итог урока.
- Вам понравился урок?
- Что такое местоимение?
- Что вы знаете о местоимениях?